Авиационное топливо: интересные моменты

Авиатопливо для малой гражданской авиации

Как авиационное топливо в малой гражданской авиации (сюда относятся как самолёты, так и вертолёты) типично используются специализированные бензины, существенно отличающиеся от привычных «автомобильных». Технические предпосылки для этого достаточно просты: авиатопливо должно отличаться большей стабильностью (сроком хранения), иметь хорошую испаряемость в случае существенно пониженного давления окружающей среды, характеризоваться высоким октановым числом для работы в тяжело нагруженных авиадвигателях с высокой степенью сжатия топливо-воздушной смеси и т.д.

авиация

Регламентирующие документы на авиатопливо

Исторически авиационные бензины выпускаются с добавлением присадки — тетраэтилсвинца (ТЭС), поскольку выделяющийся из топлива в двигателе свинец попутно служит антифрикционным покрытием для особо нагруженных элементов (например, клапанов). Полностью отказаться от использования ТЭС невозможно, поскольку это существенно снизит моторесурс и надёжность работы авиадвигателя. Существующие международные нормы определяют то минимальное количество свинца, которые должен содержать авиабензин: так, наиболее часто используемый за рубежом сорт 100LL (сокращение от LowLead) фактически содержит от 1.2 до 2 граммов ТЭС на галлон. Отечественное производство бензина ранее определялось ГОСТ 1012-72, но несколько лет назад вместо данного стандарта был введён в действие ГОСТ 1012-2013, регламентирующий производство марок Б-92 (для государственного оборонного заказа) и Б-91/115 (для гражданского применения).

Авиационное топливо бензин

Проблемы производства авиатоплива в России

Необходимость наличия ТЭС в топливе сразу же снижает привлекательность его производства для крупных НПЗ, поскольку в автомобильных бензинах ТЭС давно не используется и даже следовое его количество быстро «убивает» автомобильные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов (фактически, от НПЗ требуются минимум две разные технологические цепочки, не пересекающиеся даже на уровне ёмкостей для транспортировки готового продукта). Помимо этого, относительно объёмной доли выпуска автомобильного бензина количество авиатоплива несопоставимо мало — что делает себестоимость его производства ещё более значительной. В результате выпуском авиационных бензинов в России занимаются преимущественно специализированные малые и средние частные предприятия, что в итоге драматическим образом сказывается на отпускной цене на авиатопливо.

Оставить ответ