Венгрия’95: Удар

Гонка #574 13 августа 1995 года. Гран При Венгрии. Хунгароринг
Поул Деймон Хилл (Williams FW17) – 1:16,982 (185,560 км/ч)
Лучший круг Деймон Хилл (Williams FW17) – 1:20,247 (178,010 км/ч)
Победитель Деймон Хилл (Williams FW17) – 1:46:25,721 (172,248 км/ч)

В 1995 году события в чемпионате разворачивались достаточно необычно: специалисты в один голос уверяли, что лучшая машина – Williams FW17, но пилот Benetton Михаэль Шумахер выигрывал гонку за гонкой, отрываясь от соперников всё дальше. Только на старте сезона Хиллу удалось одержать пару побед, но затем Шумахер перехватил инициативу и не оставлял соперникам шансов.

Конечно, дело было не только в талантах Шумахера. В Benetton грамотно использовали плюсы и минусы своего шасси, B195, имевшего свою особенность – машина была очень быстра с полными баками. Это позволяло перед стартом заливать в баки больший запас топлива, что давало Шумахеру свободу манёвра при выборе момента для проведения пит-стопа. Именно поэтому в гонках Benetton часто переигрывала Williams тактически.

Разумеется, скорость Шумахера при этом тоже была важна – иначе никакая стратегия не позволила бы ему побеждать. К тому же, спустя годы Михаэль признавался, что B195 очень сложна в управлении, и укротить её порой было непросто. Именно поэтому его новый напарник Джонни Херберт так сильно проигрывал немцу. Тем не менее, Джонни даже один раз победил – в Сильверстоуне, где Шумахер и Хилл столкнулись между собой.

То столкновение привело к пересмотру правил – пилотам теперь запрещалось «закрывать» калитку перед соперником, если какая-то часть машины обгоняющего поравнялась с любой частью машины защищающегося. Такая формулировка, действуй она на момент Гран При Великобритании, сделала бы Шумахера виновным в аварии, но правило вызвало резкую критику даже со стороны противников немца, так как подразумевало слишком формальный подход.

Другой темой для обсуждения в паддоке был сход Деймона Хилла на предыдущем Гран При в Германии. Изначально считалось, что британец ошибся или поскользнулся на масле, но спустя несколько дней в Williams заявили, что спровоцировать вылет могла поломка приводного вала. Это немного снизило давление на Деймона, которому неспособность опередить Шумахера на более быстрой машине постоянно ставили в вину.

Но факт оставался фактом – отрыв немца в чемпионате достиг 21 очка. В Кубке конструкторов дела обстояли ещё хуже – Williams уступала не только Benetton, но даже Ferrari, чьи машины не шли с FW17 ни в какое сравнение.

Педро Лами на взвешивании на Гран При Венгрии 1995 года

Ещё одна примета того времени – нехватка денег у команд-аутсайдеров, которые вынуждены были сажать за руль тех, кто мог заплатить за свои выступления, независимо от уровня их подготовки. Именно так на предыдущем этапе в Хоккенхайме за руль Pacific сел 37-летний итальянский аристократ Джованни Лаваджи. В Венгрии пришла очередь Minardi, но итальянцы смогли найти более подходящий вариант, подписав контракт с Педро Лами, на счету которого уже было несколько гонок за Lotus в двух предыдущих сезонах.

Лучшее время в квалификации показал Деймон Хилл, но это мало кого удивило. Для Деймона это был уже шестой поул в сезоне, и четвёртый подряд, но ни один из этих поулов превратить в победу он не смог. Тревожным звонком для Benetton стало второе время Дэвида Култхарда – на узкой венгерской трассе обгонять было очень тяжело, так что Williams, наконец, получила шанс переиграть соперников стратегически.

Шумахер остался третьим, уступив Хиллу полсекунды. Уже следующий гонщик в протоколе, Герхард Бергер на Ferrari, проиграл поулу более секунды, а его напарник Жан Алези – почти две. Между двумя машинами Скудерии на стартовой решётке расположился Мика Хаккинен, вновь оказавшийся значительно быстрее второй McLaren под управлением Марка Бланделла. Что касается напарника Шумахера, Джонни Херберта, то он квалифицировался девятым, в трёх секундах от лидера.

В хвосте пелотона, как обычно, борьбу между собой вели пилоты Forti и Pacific. Соперничество было довольно острым, верх в итоге взял Роберто Морено на Forti, на мгновение опередивший Pacific Андреа Монтермини. Педро-Паулу Диниц на ещё одной Forti уступил им около 0,4 секунды, и при этом почти на две превзошёл Лаваджи, оставшегося последним. Но фактическое отставание всей этой группы превышало семь секунд. Если бы в 1995 году действовало правило 107%, никто из этой четвёрки не вышел бы на старт.

Деймон Хилл на Гран При Венгрии 1995 год

Учитывая результаты квалификации и характер венгерской трассы, старт был ключевым моментом гонки. На этот раз пилоты Williams сработали блестяще – Хилл уверенно захватил лидерство, а Култхард сразу же отсёк не лучшим образом тронувшегося Шумахера. Следом ехали Бергер, Хаккинен, Брандл, Алези, Ирвайн и Френтцен.

Хилл сразу же начал отрываться от остального пелотона – к шестому кругу его преимущество над напарником составляло пять секунд. Култхард ехал не так уж медленно, во всяком случае, Бергер начал отставать, но вот Шумахер был явно намного быстрее. Однако совершить обгон на Хунгароринге всегда было непростой задачей. Уже на третьем круге отказал мотор Mercedes на McLaren Хаккинена.

После 12 кругов отрыв Хилла от Култхарда составлял уже почти 12 секунд, так что Шумахеру необходимо было что-то предпринимать. На 13-м круге пилот Benetton подкараулил ошибку Дэвида и смог выйти вперёд. Получив свободное пространство, Михаэль сразу же прибавил, практически мгновенно оторвался от Култхарда и начал приближаться к Хиллу.

На 14-м круге гонки произошёл нелепый эпизод – уже второй в карьере Таки Инуэ. На Footwork японца взорвался мотор, он припарковался у обочины и покинул кокпит. Однако увидев небольшой огонь в задней части машины, решил не дожидаться реакции маршалов и сам бросился к находившемуся по соседству пожарному посту. Но когда Таки, с огнетушителем наперевес, бросился обратно к Footwork, его сбил приехавший на место инцидента автомобиль маршалов! Ещё удивительнее было то, что хотя Инуэ упал и не поднимался, маршалы не торопились ему помочь, уделив всё своё внимание его машине…

На 16-м круге началась волна пит-стопов. Позиций лидеров они не изменили, однако вскоре выяснилось, что заправочная машина Шумахера сработала неправильно и в баки попало слишком мало топлива. Это заставило Benetton изменить стратегию, сократив второй отрезок и увеличив третий. Кроме того, команда перевела обоих пилотов на одну заправочную машину.

Сход Жана Алези на Гран При Венгрии 1995 год

Второй раз Шумахер остановился уже на 26-м круге, но к этому моменту успел так сильно оторваться от Култхарда, что вернулся на трассу вторым. Хилл опережал его на 28 секунд, и Михаэль предпринял все усилия, чтобы сократить отставание. Ему даже это удалось, но затем уже Хилл прибавил, и к 38-му кругу, когда состоялся второй пит-стоп Хилла, отрыв снова вырос до 27 секунд.

После пит-стопа Деймона Шумахер оказался вплотную за своим соперником и попытался его атаковать. Однако британец уверенно сдерживал его натиск, а затем, благодаря значительному преимуществу в состоянии шин, начал постепенно отрываться. К третьему пит-стопу его отрыв достиг 12-и секунд, так что судьба гонки была уже фактически решена.

Шумахеру оставалось лишь минимизировать свои потери, сохраняя второе место, но и это сделать ему не удалось. Всего за четыре круга до финиша на его машине отказал топливный насос, что привело к первому в сезоне техническому сходу Михаэля. Спустя несколько минут команда Williams оформила победный дубль, а Хилл ещё и заработал единственный в карьере «Большой шлем».

Все остальные, начиная с финишировавшего третьим Герхарда Бергера, проиграли победителю более круга. Бергеру, впрочем, повезло – всего за круг до финиша он ехал четвёртым, позади Баррикелло, но на Jordan-Peugeot бразильца в последний момент отказал пневмоклапан. В результате четвёртым гонку закончил Херберт, немного подсластив горькую пилюлю для Benetton, далее финишировали Френтцен и Панис.

Благодаря этому успеху, Хилл воспрял духом – его отрыв в чемпионате сократился до 11 очков. До конца чемпионата оставалось ещё семь гонок, в его руках была отличная машина – казалось, всё ещё было возможно.

Источник F1news

Оставить ответ