Нива коммутатор: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

Как работает система зажигания ВАЗ 21213 (Нива)?

Проблемы зажигания приводят к перебоям в работе двигателя, поэтому необходимо, чтобы человек, занимающийся её устранением, обладал хорошими знаниями и навыками. От этого зависит качество проделанной работы. В некоторых случаях, когда рядом нет таких специалистов, возникает потребность в пополнении собственных знаний.

Система зажигания может стать работоспособной при самостоятельном ремонте.

Нива 21213

Устройство

Назначение

Система зажигания автомобиля Нива 21213 предназначена для качественного воспламенения горючей смеси. В понятие качество входят следующие свойства:

  • Воспламенение в нужный момент;
  • Скорость вспышки;
  • Чёткая работа.

Возникновение искры на свече в нужное время обеспечивается за счёт синхронизации работы системы зажигания с углом поворота коленчатого вала автомобиля Нива 21213. Скорость возгорания топлива зависит от качественной искры и её положения в камере сгорания. Чем больше площадь контакта искры со смесью, тем быстрее она загорится. Под чёткой работой понимается бесперебойная подача напряжения на свечи зажигания и образование искры.

Элементы системы

Понимание принципа работы отдельных узлов поможет в поисках неисправности. От узла переходят к конкретной детали, которую заменяют на новую.

Все составляющие части можно разделить на несколько групп:

  • Формирование искры;
  • Распределение;
  • Синхронизация.
Зажигание Нива 21213Зажигание Нива 21213

Возникновение искры происходит за счёт электрического пробоя промежутка между электродами свечи. Для этого напряжение на ней должно быть достаточным. В процессе создания этого напряжения участвует ряд элементов:

  • Коммутатор;
  • Катушка зажигания;
  • Высоковольтные провода;
  • Распределитель;
  • Свечи.

Формируемые коммутатором импульсы поступают на первичную обмотку катушки зажигания, в результате убывания тока возникает ЭДС самоиндукции. Вторичная обмотка имеет множество витков и во много раз превосходящее сопротивление первичной.

Высокое напряжение поступает на центральный контакт распределителя. Вращающийся бегунок раздаёт напряжение на свечу соответствующего цилиндра, в котором и происходит воспламенение. Синхронизация работы системы зажигания реализована посредством датчика Холла. Он подаёт импульсы на коммутатор, при этом отсутствует механический контакт, поэтому система зажигания 21213 является бесконтактной. Металлический экран, проходя через датчик Холла, создаёт импульс для коммутатора. Таким образом, происходит распознавание момента начала создания высокого напряжения. Экран механически связан с распределительным валом и вращается синхронно с ним. Итак, синхронизация осуществляется следующими элементами:

  • Вал распределителя с экраном;
  • Датчик Холла;
  • Коммутатор.
Схема электрооборудования Нива 21213Схема электрооборудования Нива 21213

Кроме вышеуказанных элементов, система зажигания 21213 снабжена регуляторами угла опережения. Они изменяют угол при определённых условиях. Происходит коррекция работы двигателя. Это нужно для того, чтобы обеспечить оптимальные обороты при разной нагрузке. Вакуумный регулятор срабатывает от разрежения в диффузоре карбюратора, это зависит от положения дроссельной заслонки и оборотов двигателя. Центробежный регулятор изменяет угол в зависимости от оборотов. Его действие основано на центростремительном ускорении, чем оно больше, тем на больший угол будет опережение.

Особенности

Работа системы Нива 21213 зависит от состояния её частей. Высоковольтные провода должны иметь распределённое сопротивление, значение которого находится в определённом диапазоне. Слишком большое сопротивление приведёт к тому, что мощности катушки зажигания не будет хватать для пробоя. Малое сопротивление способствует увеличению помех. Хотя, некоторые устанавливают именно такие провода. Безусловно, мощность искры возрастёт, и работа двигателя улучшится. Свечи зажигания со временем могут терять свои свойства. Электроды плавятся, появляется нагар.

Большая температура внутри цилиндров сильно нагревает свечи. Поэтому даже при выключенном зажигании воспламенение происходит от нагретых свечей.

Важно, чтобы все свечи имели правильный зазор между электродами. Это обеспечит качественное воспламенение смеси. Крышка распределителя должна быть чистой от грязи, т. к. её наличие может привести к утечке тока.

Неисправности и способы устранения

Как правило, большинство неисправностей возникает по вине свечей зажигания и высоковольтных проводов. Однако, не исключены и другие причины. В бесконтактных системах нельзя отсоединять клемму от аккумулятора, чтобы проверить работу генератора. Иначе коммутатор может выйти из строя. Неисправность катушки зажигания можно определить, если измерить сопротивление её обмоток. Замену производить на подходящую. Катушка от контактной системы не подойдёт, т. к. её параметры отличаются. Коммутатор можно проверить, если исследовать его импульсы на катушку. При этом необходимы все условия, обеспечивающие его работу. Например, исправность датчика Холла. Самым простым способом проверки свечей является их замена на заведомо рабочие с тем же зазором и желательно, того же типа. Подгоревшие контакты распределителя и заклинивший уголёк способствуют ухудшению искрообразования.

Поэтому необходимо проводить визуальный осмотр хотя бы раз в год. Те или иные сбои в работе двигателя необязательно вызваны неисправностями в зажигании.

К тому же стоит обратить внимание на правильность установки угла опережения. Некоторые специалисты не верят данным стробоскопа и ориентируются по работе двигателя на разных режимах. Если слышны звуки поршневых пальцев, это свидетельствует о том, что нужно уменьшить угол опережения.

Как заменить катушку и коммутатор системы зажигания автомобиля ВАЗ-2121

Снятие катушки зажигания

Для контроля исправности катушки зажигания необходимо произвести следующие проверки.

Омическое сопротивление первичной обмотки при 20° С должно составлять 3,07-3,5 Ом, а вторичной обмотки 5400-9200 Ом.

Катушка зажигания должна выдерживать напряжение переменного тока 1500 В и 50 Гц, подаваемого в течение 1 мин между одним концом первичной обмотки и корпусом, не вызывал разрядов.

Сопротивление изоляции на «массу» должно быть выше или равным 50 МОм.

Работу проводим при выключенном зажигании.

1. Снимаем высоковольтный провод

2. Ключом «на 8» отворачиваем две гайки крепления проводов к катушке зажигания

Снимаем провода с выводов катушки (к выводу «Б» крепятся голубые провода с черной полосой).

3. Головкой «на 10» ослабляем гайки крепления кронштейна катушки к щитку передка кузова

4. Сдвигаем кронштейн по пазам со шпилек и снимаем катушку зажигания

Устанавливаем катушку в обратной последовательности.

Снятие коммутатора

Коммутатор преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсный ток, поступающий на первичную обмотку катушки зажигания.

Исправность коммутатора невозможно проверить без специального оборудования.

Для проверки лучше всего проверить работу двигателя и системы зажигания с помощью заведомо исправного коммутатора.

Чтобы не повредить коммутатор не отсоединяйте его разъем при включенном зажигании и не снимайте клеммы аккумулятора при работающем двигателе.

Систематически проверяйте надежность крепления массы коммутатора к кузову.

Работу проводим при выключенном зажигании.

1. Нажав на пружинный фиксатор разъема проводов, отсоединяем разъем от колодки коммутатора.

2. Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления коммутатора к правому брызговику. Одной из гаек крепится «массовый» провод

3. Снимаем со шпилек коммутатор.

4. Устанавливаем коммутатор в обратном порядке.

Замена катушки и коммутатора системы зажигания автомобиля ВАЗ-21213

Снятие катушки зажигания

Для контроля исправности катушки зажигания необходимо произвести следующие проверки

Омическое сопротивление первичной обмотки при 20° С должно составлять 3,07-3,5 Ом, а вторичной обмотки 5400-9200 Ом.

Катушка зажигания должна выдерживать напряжение переменного тока 1500 В и 50 Гц, подаваемого в течение 1 мин между одним концом первичной обмотки и корпусом, не вызывал разрядов.

Сопротивление изоляции на «массу» должно быть выше или равным 50 МОм.

Работу проводим при выключенном зажигании.

Снимаем высоковольтный провод

Ключом «на 8» отворачиваем две гайки крепления проводов к катушке зажигания

Снимаем провода с выводов катушки (к выводу «Б» крепятся голубые провода с черной полосой).

Головкой «на 10» ослабляем гайки крепления кронштейна катушки к щитку передка кузова

Сдвигаем кронштейн по пазам со шпилек и снимаем катушку зажигания

Устанавливаем катушку в обратной последовательности.

Снятие коммутатора

Коммутатор преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсный ток, поступающий на первичную обмотку катушки зажигания.

Исправность коммутатора невозможно проверить без специального оборудования.

Для проверки лучше всего проверить работу двигателя и системы зажигания с помощью заведомо исправного коммутатора.

Чтобы не повредить коммутатор не отсоединяйте его разъем при включенном зажигании и не снимайте клеммы аккумулятора при работающем двигателе.

Систематически проверяйте надежность крепления массы коммутатора к кузову.

Работу проводим при выключенном зажигании.

Нажав на пружинный фиксатор разъема проводов, отсоединяем разъем от колодки коммутатора.

Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления коммутатора к правому брызговику.

Одной из гаек крепится «массовый» провод

Снимаем со шпилек коммутатор

Устанавливаем коммутатор в обратном порядке

ВАЗ 21213 | Проверка коммутатора

12.2.1.5. Проверка коммутатора
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Проверяется коммутатор при исправной катушке зажигания.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоединить колодку блока (1). Включить зажигание и измерить напряжение между контактами «2» и «4». Напряжение должно быть равно приблизительно 12 В (напряжение аккумуляторной батареи). В противном случае нужно найти и устранить обрыв в проводке ( 2 – коммутатор).
2. Выключить зажигание и подсоединить колодку к коммутатору.
3. Отсоединить колодку от распределителя зажигания.
4. Подключить вольтметр к клеммам 6 и 4 катушки зажигания. Включить зажигание и измерить напряжение. Оно должно быть не менее 2 В и через 1–2 с должно снизиться до нуля. Если этого не происходит, нужно заменить коммутатор.
5. Соединить проводом центральный контакт колодки 18 с «массой». Напряжение должно повыситься до 2 В для 4-цилиндровых двигателей и до 5–6 В – для 5-цилиндровых. В противном случае заменить коммутатор.
6. Выключить зажигание. Подсоединить вольтметр к крайним контактам колодки 18. Включить зажигание и измерить напряжение. Оно должно быть равно 5 В. Если напряжение отличается от указанного, проверить проводку.

ВАЗ 21213 | Коммутатор | Нива

В бесконтактной системе зажигания может быть установлен коммутатор типа 3620.3734, или pze4022, или rt1903. Он преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.


Рис. 8–27. Схема для проверки коммутатора: 1 — резистор 0,01 Ом±1%, не менее 20 Вт; 2 — коммутатор; 3 — катушка зажигания; 4 — разрядник; А — к осциллографу; Б — к генератору прямоугольных импульсов


Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме на рис. 8–27. Выходное сопротивление генератора должно быть 100–500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. 1-й канал — для импульсов генератора, а 2-й — для импульсов коммутатора.

Рис. 8–28. Форма импульсов на экране осциллографа: А — импульсы напряжения (u) генератора; Б — импульсы тока (i) коммутатора; t — время накопления тока; Т — период импульса; Ти —длительность импульса


На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти, см. рис. 6–28) равна 3. Максимальное напряжение umax — 10 В, а минимальное umin — не более 0,4 В (см. осциллограмму А на рис. 8–28). У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме Б на рис. 8-28.

Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания (13,5±0,5) В величина тока (i) должна быть 7,5–8,5 А. Время накопления тока (t) не нормируется.

Для коммутатора rТ1903 при том же напряжении питания и частоте сила тока составляет 7–8 А, а время накопления — 5,5–11,5 мс.

Для коммутатора pze4022 при напряжении питания (14±0,3) В и частоте 25 Гц величина силы тока составляет 7–9 А, а время накопления тока не нормируется.

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Нельзя отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных участках схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В, и он будет поврежден.

Не допускается прокладывать провода низкого напряжения в одном жгуте с проводами высокого напряжения.

Не допускается отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи при работающем двигателе, так как это может привести к повреждению коммутатора.



ВАЗ 21213 | Проверка и замена коммутатора

Предупреждение

При работе коммутатора выделяется большое количество тепла. Кроме того, “масса” коммутатора подсоединяется через его радиатор. Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отсоедините от клеммы “К” катушки зажигания коричневый провод с красной полосой (провод идет к контакту “1” коммутатора).

2. Подключите этот провод к контрольной лампе, рассчитанной на 12 В, мощностью 3 Вт. Другой контакт лампы подключите к клемме “К” катушки зажигания. Проверните двигатель стартером, при этом лампа должна замигать. Если лампа не загорается, замените коммутатор.

Примечание

Данный метод проверки позволяет проверить, подает ли коммутатор управляющие импульсы на катушку зажигания. Более точную проверку (величину длительности и форму импульсов) коммутатора надо производить на специальном стенде.

3. Для замены коммутатора (см. примечание ниже) отсоедините колодку с проводами от коммутатора зажигания, отжав отверткой пружинную скобу на колодке.

Примечание

Перед снятием коммутатора отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи.

 

4. Отверните две гайки крепления радиатора и снимите коммутатор с радиатором.

5. Установите новый коммутатор с радиатором в порядке, обратном снятию. Обратите внимание: под левой гайкой должен быть закреплен провод “массы”.

Оставить ответ