Ваз 2101 устройство генератора: схема правильного подключения, ремонт своими руками

Содержание

схема правильного подключения, ремонт своими руками

В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй – аккумуляторная батарея, но она участвует только в пуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу получается осуществлять питание потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.

На них отсутствовал аккумулятор, что немного удешевляло транспортное средство, но вот приборы освещения работали лишь при заведенном моторе. Но это мотоцикл. На автомобиле такая схема неудобна, так как запуск двигателя необходимо производить «кривым» стартером либо с буксира. А это вызывает довольно сильные затруднения.

Основные компоненты генератора

Конструктивно он состоит из следующих основных элементов:

  1. Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  2. Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  3. Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  4. Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  5. Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных автомобилях применяется многоручейковый).
  6. Регулятор напряжения в автомобиле ВАЗ-2101 установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  7. Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Обмотки генератора

Всего их две – роторная (возбуждения) и статорная (силовая). Принцип функционирования установки заключается в том, что выработка тока в силовой обмотке возможна лишь при выполнении следующих двух условий:

  1. Присутствует постоянное магнитное поле.
  2. Это поле вращается относительно силовой обмотки.

Только при их соблюдении будет работать генератор. Подав напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Так как ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но нужно еще обратить внимание на то, какова схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он соединен с аккумуляторной батареей параллельно для осуществления зарядки.

Принцип работы генератора

В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно тому, которое имеется и в АКБ (около 12 В). И на холостых оборотах оно будет примерно на этом уровне поддерживаться. Но при увеличении частоты вращения ротора произойдет скачок напряжения вплоть до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается большее напряжение из-за увеличения частоты вращения ротора (скорость магнитного поля возрастает). А это чревато повреждением электропроводки автомобиля и выходом из строя потребителей.

Регулятор напряжения, щетки

Необходимо, чтобы на выходе генератора напряжение оставалось постоянным, а для этого используется простой принцип. Если сделать так, чтобы напряжение питания роторной обмотки было постоянным, то получится избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор функционировать должен под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых по конструкции реле-регулятора могут удерживать различное значение напряжения.

Типы регуляторов:

  1. Механические – в основе находится электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
  2. Полупроводниковые – в основе находится небольшая схема из транзисторов малой мощности либо же один силовой ключ.
  3. Смешанные – в конструкции имеется как транзисторная схема, так и электромагнитное реле.

Щетки – это именно тот элемент, при помощи которого реализуется схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им подается напряжение на контактные кольца движущегося ротора.

Как снять генератор

Для проведения демонтажа вам потребуются следующие инструменты:

  1. Ключи гаечные на 10, 13 и 17.
  2. Монтажная лопатка.
  3. Проникающая смазка типа WD-40.

Первоначально отключаете аккумуляторную батарею и отсоединяете провода от генератора. Желательно все работы производить при слегка приподнятой передней части автомобиля либо на смотровой яме, эстакаде. Перед тем как снять генератор, нужно ослабить приводной ремень. Для этого полностью выкручиваете ключом на 17 гайку с верхней шпильки крепления корпуса к блоку двигателя. С ней никаких проблем возникнуть не должно.

Корпус генератора нужно придвинуть к блоку, после чего снимаете ремень. Проблематично окажется ослабить нижний болт крепления. Он близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому заранее обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.

Установка генератора

Монтаж производится в обратной последовательности. Если необходима замена генератора на более мощный, то можно установить аналог с модели автомобилей ВАЗ-2107 или же 2109. Они обладают большей мощностью и способны обеспечить стабильную зарядку аккумуляторной батареи. Отличие от «родного» ВАЗ-2101 заключается в том, что регулятор напряжения совмещен со щеточным узлом.

Главное, чтобы не было перекосов, иначе ремень будет рваться, быстро изнашиваться, нагрузки на ротор увеличатся в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы данный элемент имел определенное натяжение. Регулируется оно при помощи изменения положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в верхней части генератора.

Диагностика неисправностей

Следующие механические и электрические поломки могут случиться в генераторе:

  1. Износ подшипников диагностируется по характерному свисту или скрежету со стороны устройства. Смазка внутри подшипников со временем улетучивается, отчего усиливается трение.
  2. Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо своевременно заменять для обеспечения нормальной работоспособности авто. Если они изнашиваются, то на приборной панели загорается контрольная лампа с изображением аккумуляторной батареи.
  3. Недостаточный или чрезмерный заряд АКБ – это явный признак выхода из строя регулятора напряжения. Проверка может быть выполнена обычным мультиметром. Запускаете двигатель, включаете ближний свет. Холостой ход должен быть на уровне около 800 оборотов в минуту. Необходимо, чтобы напряжение на клеммах АКБ было ~13,2 В.
  4. Моргание света, пульсации – признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительной сборке. На ВАЗ-2101 генератор построен по классической схеме – вырабатывает три фазы, затем при помощи выпрямителя преобразует в постоянный ток.
  5. В том случае, если генератор не дает зарядку, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток. В этом случае производится либо замена генератора, либо установка нового ротора или статора (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика производится при помощи тестера.

Выводы

Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить немало хлопот владельцу. И если вы во время поездки заметили, что загорелась лампа на приборной панели, то необходимо как можно скорее предпринять действия по устранению поломок. Бывает и такое, что просто окисляется провод, пропадает контакт, но это нужно выявить на ранней стадии, иначе при севшем аккумуляторе далеко не получится уехать.

Тюнинг «классического» ряда ВАЗ 2101 – ВАЗ 2106 –замена штатного генератора — Стартер, генератор — Статьи

В общем-то, генератор модели Г-221, устанавливаемый ранее на ВАЗ 2101 – 2106 было бы несправедливо обвинить в низкой надежности или в том, что он не справляется с обеспечением энергией автомобиля в его базовой комплектации. В то же время следует признать и то, что выдаваемые данным генератором максимальные 42А нельзя признать слишком впечатляющими и уже на модели ВАЗ 2106, у которой дальний свет, по сравнению с предшествующими вариантами, «потяжелел» на 100Вт, характеристики Г-221 находятся на пределе. Если же говорить даже о минимальном тюнинге автомобилей классического ряда ВАЗа, таком например, как установка дополнительных потребителей электроэнергии в виде мощных противотуманных фар, современной акустической системы, подогрева зеркал и пр. , то о штатной подзарядке аккумулятора при помощи Г-221 можно практически забыть. Оптимальным выходом в данной ситуации является замена генератора Г-221 на его более мощный аналог.

Варианты замены Г-221

 Время не стоит на месте, и подобрать на ВАЗ 2101 – 2106  достаточно мощный новый источник энергии не так уж и сложно.

Первым простым и доступным способом решения данной проблемы является установка генератора от ВАЗ 2105, который способен выдавать максимальный ток достигающий 55А. В общем-то, это не так уж много, однако для обеспечения питанием небольшого количества дополнительного оборудования таких показателей может вполне хватить.  При установке такого генератора не понадобиться выполнять каких-либо работ по переделке крепления. Определенные изменения придется внести лишь в вариант подключения генератора к бортовой электросети. Такая необходимость связана с различным размещением реле регулятора (на «пятерочном» генераторе он совмещен со щеточным узлом, а на Г-221 вынесен отдельно).

Вполне подойдет для данной роли и генератор от ВАЗ 2108 или ВАЗ 2109, который также выдает 55А и способен с успехом обеспечить некоторое количество дополнительных устройств.

 В качестве третьего варианта можно предложить замену стандартного генератора ВАЗ 2101 -2106 на генератор от ВАЗ 21074 с номенклатурой 372.3701-03. Данный источник электроэнергии способен выдать до 73А и таких показателей мощности должно хватить для реализации практически любых тюнинговых фантазий. Как и в предыдущих вариантах, установка генератора своими руками не требует особых усилий и специальных навыков.

 Еще больший запас по мощности дает установка генератора взятого от инжекторной Нивы. Данный агрегат выдает уже 80А, что позволяет обеспечить работу большого количества различных устройств даже при холостых оборотах двигателя.

 Наконец крайним пятым вариантом замены генератора Г-221 является установка современного агрегата от ВАЗ 2110, способного сгенерировать 105 – 110А (в зависимости от модификации).

 Что касается практической реализации такой замены генератора на ВАЗ 2101-2106, то в качестве примера рассмотрим установку генератора от ВАЗ 21074, а точнее наиболее его удачную модификации — модели 2107-3701010, на которую, к тому же, достаточно просто найти запасные детали. Сразу оговоримся – штатный реле-регулятор К1216ЕН1 далек от совершенства (в частности в нем очень неудачно реализована термокомпенсация) поэтому его рекомендуется заменить на что-нибудь более надежное, например, на регулятор 67.3702-01, имеющий полезные сезонные настройки.

 Опять-таки, что качается физической установки — используются стандартные крепления, а вот электрические подключения заслуживают более подробного упоминания, хотя в их выполнении особых проблем не имеется и данная процедура выполняется в следующей последовательности:


  •  В первую очередь отключаем и изолируем провода, идущие от штатного реле-регулятора (традиционно оно находится на левом крыле в районе бачков тормозов и сцепления).
  •  Далее выполняем подключения нового генератора при этом, практически все,  соответствует прежней схеме: провода с кольцевой схемой, бросаем традиционно на болт. Серый   провод никуда не подключаем, а просто изолируем, желтый провод подключаем к клемме.

  •  Что касается контрольной лампы (мощностью в 3Вт), то для ее подключения используем сдвоенные провода (оранжевый и желтый).
 

 Выполнив указанные несложные операции можно надолго забыть обо всех прошлых проблемах, связанных с нехваткой мощности энергосистемы вашего автомобиля.

Похожие материалы

Конструктивные особенности генератора ВАЗ 2101

Машина ВАЗ считается надежным авто для своего времени. Однако, даже с таким транспортным средством встречаются неприятности. Например, когда ломается генератор – ключевой элемент в машине. Если такое случается, то водитель не будет рад такому стечению обстоятельств, так как ремонт потребует серьёзных финансовых затрат.

Рассмотрим, какими особенностями обладает ремонт генератора ВАЗ 2101 и какие запчасти нужны для выполнения ремонтных операций.

 

Запчасти для ремонта

Генератор представляет собой конструкцию, которая имеет ряд элементов. Запчастей, которые требуется менять, если случилась поломка. Бывает, что для восстановления корректной работы модели требуется замена одного элемента в конструкции. Однако, бывают и ситуации, когда надо поменять ряд элементов или вовсе генератор, что обходится в существенную копейку для автомобилиста.

Для определения причин поломки, нормально работающих элементов в авто – требуется провести диагностику и проверку конструктивного элемента профессиональными мастерами. Работниками, которые могут визуально, а также с помощью технических средств выявить причины неисправностей и проблемы с конструкцией.

Чаще ломаются следующие детали:

· Подшипники;

· Конденсатор;

· Гайки на 8 в количестве 4-х штук;

· Мост диодного плана;

· Реле регулятор.

Иногда достаточно восстановить корректную работу элементов, с помощью пары действий. Но чаще, мастера принимают решение поменять вышедшие из строя запчасти на новые. Так будет выше вероятность того, что машина восстановиться для нормальной и корректной работы.

Про какие особенности генератора ВАЗ 2101 надо знать

Генератор ВАЗ 2191 имеет ряд особенностей, которые должен учитывать мастер во время ремонта. В частности, что в машине присутствуют 2 источника электрической энергии:

· Аккумуляторная батарея;

· Генератор.

Первый элемент применяется в случаях, когда двигатель находится в выключенном состоянии. Второй – используется во время движения машины. Принцип работы второго устройства базируется на электромагнитной индукции. Прибор производит выработку переменного тока, который в последующем трансформируется в ток постоянного типа. Делает это специальное устройство в машине. Конструкция устройства сделана производителем таким образом, что машина ВАЗ 2101 стала считаться одной из самых надежных моделей среди генераторов, которые прослужили максимальное количество времени без поломок. В частности, по такому показателю, как работоспособность.

Отсюда можно сделать вывод, что ключевой задачей генератора в машине становится бесперерывная выработка электрического тока для поддержания работоспособности устройств в транспортном средстве, которые работают за счет электрической энергии. Сюда же входит и подзарядка аккумуляторной батареи.

Для выполнения ремонтных операций с генератором, рекомендуется посещать станции технического обслуживания. СТО, на которых работают профессиональные мастера, понимающие и разбирающиеся в принципах работы и особенностях устройства. Только в таких местах и с профессиональными работниками можно быть уверенным в том, что ремонтные операции пройдут как надо по правилам. Что мастера выполнят ремонт качественно и без дальнейших эксцессов в работе машины.

Посещайте СТО для ремонта!

ВАЗ 2101 | Генератор | Жигули

Генератор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Меры безопасности при работе с генератором

Прежде чем производить какие-либо работы на системе зарядки, следует ознакомиться со следующими мерами безопасности:
1. Никогда не отключать батарею или регулятор напряжения, когда двигатель и генератор работают.
2. Никогда не замыкать клемму возбуждения генератор или закрепленный на ней кабель на массу.
3. Никогда не путать провода регулятора напряжения.
4. Никогда не включать регулятор напряжения, если он соединен с массой (мгновенное повреждение).
5. Никогда не снимать генератор, если батарея не отключена от контура.
6. При установке батареи следить, чтобы минусовая клемма подключалась к массе.
7. Никогда не использовать индикатор напряжения, который подключен непосредственно в бытовую сеть (110 или 220 В). Использовать только индикатор на 12 В.

8. Если батарея заряжается в установленном состоянии зарядным устройством, оба кабеля батареи должны быть отключены. Положительную клемму зарядного устройства соединить с положительной клеммой батареи, а отрицательную клемму зарядного устройства с отрицательной клеммой батареи.
9. Неправильное подключение проводов приводит к разрушению выпрямителя и регулятора напряжения.

Проверка установленного генератора

При нормальном движении лампа контроля заряда должна погаснуть. В противном случае, неисправность заключается в генераторе или регуляторе напряжения. Во-первых проверить электрические соединения генератора. Проверить, правильно ли натянут приводной ремень. Дальнейшая проверка может быть проведена только на снятом генераторе, однако можно предварительно проверить все предохранители.


Обслуживание, проверка и ремонт генератора

Замечание: Генератор и регулятор настройкам и ремонту не подлежат. Неработающий генератор можно заменить на сменный, сдав старый генератор при покупке.

Обслуживание

Подшипники генератора имеют долгосрочную смазку и не требуют регулярного технического обслуживания. Содержать внешнюю сторону генератора в чистоте и не допускать попадания на него воды или других растворяющих средств.

Проверка и ремонт

Щетки генератора скользят по гладким контактным кольцам и поэтому имеют очень долгий срок службы. Для проверки щеток снятие генератора не требуется. Проделать следующие работы:

Меры безопасности при работе с зарядным устройством

Работа с зарядным устройством требует соблюдения следующих мер безопасности:
1. Нельзя отсоединять аккумуляторную батарею или регулятор напряжения во время работы двигателя и соответственно генератора.
2. Не допускайте контакта с массой клеммы обмотки возбуждения генератора или присоединенного к нему кабеля.
3. Ни в коем случае не меняйте местами провода регулятора напряжения.
4. Ни в коем случае не включайте регулятор напряжения, если он соединен с массой (немедленно будет поврежден).
5. Ни в коем случае не снимайте генератор, не отключив предварительно аккумуляторной батареи.
6. При установке аккумуляторной батареи следите за тем, чтобы отрицательная клемма соединялась с массой. Хотя клеммы имеют разный диаметр, возможна ошибка.
7. Ни в коем случае не применяйте контрольной лампы, включенной непосредственно в основную сеть (110 или 220 В). Применяйте только контрольную лампу напряжением 12 В.
8. При зарядке аккумуляторной батареи без снятия ее с автомобиля необходимо отсоединить оба кабеля. Положительная клемма зарядного устройства должна соединяться с положительным полюсом батареи, а отрицательная с отрицательным.
9. Неправильное подключение зарядного устройства ведет к повреждению выпрямителя и регулятора напряжения.
10. При замене устанавливайте генератор соответствующего тока отдачи.

Проверка генератора на двигателе

При нормальной эксплуатации автомобиля контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи гореть не должна. Если же лампа горит, то это указывает на неисправность в генераторе или регуляторе напряжения.
Сначала необходимо проверить все присоединения к генератору.
Проверьте натяжение клинового ремня. Прочие проверки проводятся на снятом с двигателя генераторе. Рекомендуется проводить их в автомастерской, располагающей специальной контрольной аппаратурой.

Снятие и установка

Для всех исполнений отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи. Далее в зависимости от исполнения:

ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л ДО 1995 Г. ВЫПУСКА

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Крепление генератора показано на иллюстр. Отсоедините кабели с обратной стороны генератора.
2. Снимите приводной ремень, как описано в Главе Системы охлаждения и отопления для данного двигателя. Это исполнение имеет устройство регулировки натяжения ремня.
3. Отверните болты крепления генератора от натяжной планки и от нижней опоры (стрелки на иллюстрации).
При установке генератора затяните болты крепления от руки. Наденьте клиновой ремень и отрегулируйте его натяжение. После этого затяните болт, показанный на иллюстр. и затяните болты и гайки нижнего крепления генератора.
Присоедините кабели с обратной стороны генератора. Присоедините кабель массы аккумуляторной батареи.

ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л С СЕРЕДИНЫ 1995 Г. ВЫПУСКА

Здесь необходимо провести некоторые подготовительные работы, чтобы добраться до генератора.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Снимите детали, показанные на иллюстр. Это шланг всасывания воздуха (1) между корпусом дроссельной заслонки и корпусом воздушного фильтра. Расстыкуйте штекерное соединение кабеля (2) от датчика температуры всасываемого воздуха и (3) измерителя массы всасываемого воздуха.
3. Пометьте направление вращения ремня краской на внешней стороне и поверните натяжной ролик накидным ключом направо так, чтобы можно было снять ремень.
4. Снимите генератор в соответствии с иллюстр. Для этого отверните сначала болты крепления (1) и (2), а затем болты (3) и (4). После этого ослабляется нижний болт крепления генератора. Отклоните генератор в сторону.
5. С обратной стороны генератора снимите два кабельных подвода, полностью выньте нижний болт и выньте генератор наверх.

Устанавливается генератор в последовательности, обратной снятию. Нижнюю клемму (клемму 61) затяните моментом 4 Нм, верхнюю клемму (клемму 30) затяните моментом 8 Нм. Следите за тем, чтобы правильно лежал кабель.
При креплении генератора выдерживайте следующие моменты затяжки:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Болты крепления с (1) по (4) на иллюстр. затяните моментом 18 Нм.
2. Нижний болт крепления затягивается моментом 35 Нм.
Наденьте клиновой ремень в соответствии с маркировкой направления вращения и натяните роликом, как описано в соответствующем разделе для рассматриваемого двигателя. В заключение снова установите детали, показанные на иллюстр.

ДВИГАТЕЛЬ DOHC (ОБЪЕМОМ 2.2 Л) С СЕРЕДИНЫ 1995 Г. ВЫПУСКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Так же, как и для двигателя 2.0 л необходимо провести предварительную подготовку, чтобы обеспечить доступ к генератору. Для этого отсоедините показанные на иллюстр. хомуты крепления шлангов (1), (2), (3) и (7). Расстыкуйте штекерные соединения жгута кабелей (6) датчика температуры всасываемого воздуха, жгута кабелей измерителя массы воздуха и снимите шланг всасываемого воздуха (5) между корпусом дроссельной заслонки и корпусом воздушного фильтра.
2. Прочие детали снимаются аналогично двигателю 2.0 л с середины 1995 г. выпуска, включая крепление генератора (см. иллюстр.).
При наличии кондиционера необходимо отсоединить насос гидроусилителя рулевого управления, обеспечив доступ к нижнему болту крепления генератора. Гидравлические шланги насоса не отсоединяются. Насос отложите в сторону.

Устанавливается генератор согласно описанию для двигателей 2. 0 л с середины 1995 г. выпуска.

Регулировка натяжения клинового ремня

Регулировка натяжения клинового ремня привода генератора описана в Главе Системы охлаждения и отопления , если речь идет о клиновом ремне с устройством натяжения (двигатель 2.4 л до середины 1995 г. выпуска).

Ремонт генератора фирмы Bosch

Схема сборки генератора Bosch

1 — Стяжной болт
2 — шайба
3 — дистанционное кольцо
4 — планка крепления подшипника
5 — кольцо
6 — дистанционное кольцо
7 — болт и пружинная шайба
8 — шпонка
9 — ротор
10 — подшипник
11 — шайба
12 — статор с диодами выпрямителей
13 — статор
14 — блок выпрямителей
15 — корпус генератора
16 — щетки
17 — регулятор напряжения
18 — конденсатор защиты от помех

Разборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. В соответствии с иллюстр. выполняются следующие работы:
2. Отверните с вала ротора гайку и снимите с вала шкив и вентилятор с дистанционной шайбой. Удерживать вал от проворачивания можно накинув на шкив старый ремень и зажав его в тисках. Можно также вставить в отверстие вала торцевой ключ и отвернуть гайку накидным ключом, как показано на иллюстр. Для снятия шкива применяется двух- или трехзахватный съемник.
3. Выньте из вала шпонку.
4. Отсоедините регулятор напряжения со щеткодержателем. Щеткодержатель находится с обратной стороны и крепится двумя винтами.
5. Пометьте взаимное положение крышки со стороны привода и корпуса генератора и выверните из корпуса стяжные болты (стрелки на иллюстр.). Отсоедините заднюю крышку подшипника от передней крышки. Для этого можно слегка постучать пластмассовым молотком по крышке.
6. Установите крышку со стороны привода и ротор под пресс и снимите ротор трехзахватным съемником, как показано на иллюстр. При выпрессовке срываются болты наружной шайбы крепления подшипника. Необходимо следить за тем, чтобы кулачки съемника были подведены под шайбу, а не только под крышку. Если необходимо вынуть подшипник из крышки, отверните болты с внутренней стороны и выпрессуйте подшипник.
7. Снимите подшипник с противоположного конца ротора. Если для этого применяется съемник, то подведите его кулачки под внутреннее кольцо подшипника.
8. Отпаяйте от статора выпрямительный блок. Для этого провода между статором и наконечником паяльника зажмите пинцетом для теплоотвода. Диоды не должны перегреваться.
Выпрямительный блок снимается только при наличии необходимого опыта и инструмента.

Ремонт щеток и щеткодержателей
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте качество контакта щеток с контактными кольцами. Проверьте свободу перемещения щеток в направляющих щеткодержателей. При необходимости очистите жидкостью «Tri».
Если выступающая часть щетки изношена до 5 мм (иллюстр.), необходимо заменить щетку, отпаяв ее.

Проверка ротора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если контактные кольца засалены, то необходимо очистить их тряпочкой, смоченной в жидкости «Tri». При наличии рисок зашлифуйте их шкуркой.
Для проверки изоляции обмотки возбуждения ротора приложите один щуп омметра к сердечнику ротора, а другой щуп к контактному кольцу. Омметр должен показать «бесконечность». В противном случае ротор подлежит замене (иллюстр.).
2. Для проверки обмотки возбуждения ротора на обрыв приложите оба наконечника омметра к контактным кольцам. Прибор должен показать 2.6 — 2.8 Ом. Если омметр показывает «бесконечность», то это указывает на обрыв в обмотках, если показывает «ноль» на наличие короткого замыкания (иллюстр.).

Проверка статора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. При наличии короткого замыкания в обмотке статора вследствие перегрева это можно установить визуально. Такой статор подлежит замене. Приложите один щуп омметра к коллекторному кольцу (1), другой поочередно к каждому из трех выводов статора (2), (3), (4), (иллюстр.).
2. Прибор должен показать «бесконечность». Для проверки обмотки статора на обрыв поочередно соедините выводы статора между собой. Если прибор не дает показаний, то это указывает на наличие обрыва (иллюстр.). Сопротивление обмоток должно быть равно 0.10 — 0.11 Ом.

Проверка выпрямительного блока

Точная проверка величины напряжения 45 пропускания и значения запорного тока диодов требует наличия специального прибора и должна проводиться в условиях автомастерских.

Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Схема сборки генератора показана на иллюстр. «Схема сборки генератора Bosch«. Напрессуйте на вал ротора подшипник. Подшипник в крышке со стороны привода крепится наружной шайбой. После установки крышки со стороны привода на конец вала напрессовывается дистанционное кольцо (3). Перед установкой генератора на двигатель автомобиля необходимо проверить его работу на стенде.

Замена щеток
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1a. В результате длительной работы щетки изнашиваются, достигая минимально допустимого размера. Щетки можно заменить без выполнения ремонта генератора. Однако не рекомендуется проводить эту работу на генераторах фирмы Delco-Remy, т. к. это может вызвать определенные затруднения. Здесь необходимо снять генератор и сдать его в автомастерскую.
На генераторе фирмы Bosch эта работа может быть выполнена после снятия генератора. Однако для этого необходимо иметь опыт пайки. Отверните с обратной стороны генератора два винта, показанные на иллюстр. стрелками
1b. Cнимите узел, показанный на иллюстр. Это узел щеткодержателя и регулятора напряжения.
2. Измерьте длину выступающей части щеток. Если указанная длина менее 5 мм или приближается к этому размеру, щетки необходимо заменить. Если длина достаточная, проверьте свободу перемещения щеток в направляющих щеткодержателей. Они должны возвращаться назад под действием натяжения пружин. Если этого не происходит, щетки также заменяются.
3. Для замены щетки ее необходимо отпаять. Для этого берут пинцетом тросик щетки (для теплоотвода) и отпаивают его.
Вставьте новые щетки с пружинами в направляющие щеткодержателей. Проверьте, чтобы щетки не заедали. При наличии заедания зачистите плоскости щетки мелкой шкуркой.
4. Припаяйте тросик щетки. Следите за тем, чтобы припой не протек вдоль тросика, т.к. тросик при этом станет слишком жестким.
Протрите через отверстия в генераторе тряпочкой, смоченной в бензине контактные кольца и вставьте на место щеткодержатели. Следите за тем, чтобы щетки встали на контактные кольца. Установите генератор на двигатель.
Указание: Тщательно проверьте, чтобы щетки встали на место.

Устройство генератора 37.3701, устанавливаемого на ВАЗ-2107, 2105 и 2104 | Клуб любителей классики ВАЗ-2107, ВАЗ 2106

1 – поджимная втулка;
2– втулка;
3 – буферная втулка;
4 – задняя крышка;
5 – винт крепления выпрямительного блока;
6 – выпрямительный блок;
7 – вентиль;
8 – конденсатор;
9 – задний подшипник;
10 – контактные кольца;
11 – вал ротора;
12 – щетка;
13 – вывод «30»;
14 – вывод «61»;
15 – щеткодержатель;
16 – вывод «В» регулятора напряжения;
17 – регулятор напряжения;
18 – шпилька крепления;
19 – вентилятор;
20 – шкив;
21 – пластины;
22 – кольцо;
23 – передний подшипник;
24 – обмотка ротора;
25 – ротор;
26 – обмотка статора;
27 – статор;
28 – передняя крышка.

* C 1996 г. изменены конструкция регулятора напряжения и место вывода «61».

Описание конструкции

На автомобиле установлен генератор 37.3701 (ранее устанавливался Г-222). Это трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.

Генератор установлен на кронштейне в передней части двигателя с правой стороны.

Техническая характеристика генератора 37.3701 (Г–222)

Максимальный отдаваемый ток (при напряжении 13В и частоте вращения ротора 5000 мин–1), А 55 (45)
Рабочее напряжение, В 13,6–14,6
Передаточное отношение двигатель–генератор 2,04
Направление вращения (со стороны привода) — правое
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в двух шариковых закрытых подшипниках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Внутреннее кольцо заднего подшипника напрессовано на вал ротора, а наружное – запрессовано в заднюю крышку. Второй подшипник ротора запрессован в переднюю крышку и зажат с двух сторон пластинами с четырьмя болтами.

Генератор Г 222 для автомобилей «Жигули» ВАЗ 2105 — Схемы генераторов — — Каталог статей

Все статьи по генераторам

Список всех статей удобный поиск

Генератор Г222 для автомобилей «Жигули» ВАЗ 2105 и Ваз 2107 до 1985 г. Выпуска

14В, 50А

На последующих выпусках автомобилей ВАЗ 2105, Ваз 2107, ВАЗ 2104, устанавливался генератор 372. 3701 от автомобилей ВАЗ 2108

Внешне генераторы легко отличить по виду регулятора напряжения (таблетки)

Г222                                           

372.3801

В генераторе Г222 используется регулятор напряжения (таблетка) Я112В, похожий на него регулятор Я112А

ставить нельзя, через него будет разряжаться аккумулятор.

 

Описание генератора

Генератор Г222 до сих пор выпускается в запчасти для остающихся в эксплуатации автомобилей. Продавцы в магазинах продают его для автомобилей серии 2105, не спрашивая год выпуска. Почти все оставшиеся автомобили штатно укомплектованы генератором 372.3701. Генератор Г222, не работает без переделки проводки на автомобилях, с генератором 372.3701. Правильно покупать генератор 372. 3701 (восьмерочный), а не переделывать проводку под генератор Г 222.

В связи с большим износом парка, генераторы большинства автомобилей в сильно изношенном состоянии, требуют ремонта или замены на новые.

 

Генератор Г222 имеет обычную схему – обмотка статора, ротор и диодный мост. Регулятор напряжения встроенный, вместе со щеточным узлом, вставлен в генератор. Корпус генератора заземлен, то есть, соединен с массой . В однопроводной схеме автомобиля все элементы одним проводом соединяются с массой. 

Генератор похож на своего предшественника Г221 от ВАЗ 2101-06, кроме диодного моста и передней крышки корпуса, остальные части от Г221 для Г222 не подходят, хотя можно собрать варианты, которые будут вполне работоспособны..

Работа генератора Г222

 

 

При включении зажигания, от контакта 15\1 через 10 й предохранитель, на точку Б регулятора напряжения попадает плюс от аккумулятора, регулятор открывается и от плюса аккумулятора, через точку выхода генератора, на точку В регулятора, протекает ток возбуждения, он через щетки попадает в обмотку возбуждения и далее на массу. Ток возбуждения получается максимальным — около 3 Ампер. Ротор намагничивается и при вращении его полюсные наконечники, создают меняющееся магнитное поле, которое генерирует в обмотке статора ЭДС. Переменная ЭДС обмотки, создает ток через диодный мост и на выходе получается практически постоянное напряжение.

 

Генератор рассчитывается таким образом, чтобы уже на малых оборотах, он гарантировано развивал напряжение 13, 8 -14, 2 В. При дальнейшем увеличении оборотов, напряжение может очень сильно вырасти, что недопустимо. При увеличении нагрузки, когда включено много приборов, напряжение снижается, но оно должно оставаться не ниже 13, 5 В.

Напряжение в заданных пределах поддерживает регулятор напряжения

Регулятор напряжении типа Я 112В включает и выключает ток возбуждения. Регулятор работает в режиме открыто – закрыто. При частом переключении рост и спад напряжения получается незначительным, так что напряжение остается практически постоянным. Скачки и спады напряжения дополнительно сглаживает аккумулятор. Частота, с которой работает регулятор 20-25 Гц, 

 

Контрольная лампа и вольтметр

 

Для контроля за работой генератора используется лампочка и вольтметр

«Жигули» был первым советским автомобилем, в котором не было амперметра. Во всех автомобилях, вплоть до 70х годов, для контроля за электрооборудованием использовался амперметр. Недостаток амперметра был в том, что он был включен так, что через него проходил ток всех потребителей, при нарушении контактов амперметра все начинало плохо работать или вовсе отключалось. Для тех, кто умел пользоваться амперметром, он был достаточно информативным прибором, но главное, он, по отклонению стрелки в плюс или минус, показывал идет зарядка или нет, то есть работает генератор или нет. Для повышения надежности электрооборудования от амперметра отказались и в моделях поколения Ваз 2105 вставили Вольтметр. Вольтметр подключатся параллельно и его неисправности никак не влияют на работу электрооборудования, кроме того, для понимающего водителя, он дает больше информации, чем амперметр.

Для управления лампочкой установлено специальное реле РС 702 с нормально замкнутыми контактами. Если генератор не работает, контакты реле замкнуты и, при включении зажигания, ток идет от аккумулятора через 9 предохранитель, точку 87 реле, через замкнутые контакты на точку 30\51 и через блок предохранителей на лампочку. Лампочка горит. Ток от аккумулятора через катушку реле РС 702 с точки 86, пройти не может, на пути к минусу аккумулятора стоят минусовые диоды, которые в этом направлении тока не пропускают. Когда генератор заработал, то появляется ток с выхода генератора, через 9 предохранитель, на точку 86, через катушку реле, на среднюю точку обмотки и далее замыкается через плюсовые диоды на выход генератора. Катушка реле РС 702 намагничивается и размыкает контакты, лампочка гаснет, значит состояние нормальное, генератор работает. То есть, когда генератор заработал, реле контрольной лампы питается фазным напряжением генератора и реле срабатывает, размыкая контакты. К сожалению, лампочка не загорается при перезарядке, когда напряжение, из – за пробоя регулятора, может возрасти до 16 Вольт, аккумулятор начнет выкипать, и лампочки начнут перегорать.

В отличие от прежней схемы ВАЗ 2101, эта проблема решена. Вольтметр, покажет, что напряжение стало выше нормы – стрелка уходит в красную зону шкалы справа

 

Что делать, если генератор не работает.

Если генератор не работает, то при работающем двигателе продолжает гореть красная лампочка разрядки аккумулятора.

Надо проверить на месте ремень генератора или нет, и проверить его натяжение

Надо проверить 10 й предохранитель

Проверить напряжение на проводе к регулятору напряжения (в точке Б), там должно быть 12 Вольт.

Проверить наличие плюса от аккумулятора на силовом выходе генератора.

Если плюсы есть на обеих точках, а генератор на работает, можно попробовать заменить регулятор напряжения не снимая генератор. Это сделать сложно, а на старых заржавевших генераторах невозможно. Придется снимать генератор.

Если генератор очень старый, его надо заменить. См ремонт генератора

Если аккумулятор разряжается, а лампочка не горит, то надо проверить вольтметром напряжение. Если напряжение на аккумуляторе выше 13,5 Вольт, то значит генератор работает, а аккумулятор уже не годен.

Если напряжение меньше 13, 5 Вольт, а лампочка не горит, то надо проверить 9-й предохранитель, возможно обрыв в цепи контрольной лампочки, или неисправно реле РС 702. Если устранили проблему с лампочкой, то дальше надо найти причину пониженного напряжения и неисправности генератора.

Перезаряд

Надо обращать внимание на вольтметр. Если стрелка вольтметра ушла в красную зону шкалы, значит напряжение стало выше нормы. При этом, аккумулятор станет мокрым, появится запах кислоты, лампочки будут гореть ярко и помаргивать. Такое происходит, если пробило регулятор напряжения. Надо замерить напряжение на аккумуляторе, убедиться, что оно больше 14,5 Вольт, регулятор точно пробит и его надо заменить. Если регулятор в алюминиевом корпусе, то в нем ставится таблетка Я 112В её нельзя путать с таблеткой Я 112А и, тем более, с похожей внешне, таблеткой Я120

Буквы на регулятор Я 112В многих его аналогах с другими обозначениями должны быть БВШ, если ВВШ, то это Я 112А и его ставить нельзя.

Более современные однокорпусные регуляторы для генераторов Г 222 со щеточным узлом значительно надежнее.

Автомобили с генераторами Г222 уже большая редкость, те, которые еще в строю, в основном с восьмерочными генераторами 372.3701. 

 

Поставил восьмерочный генератор, теперь машина не глохнет

Если машина старая, и стоял генератор Г222, а нужно поставить генератор 372.3701, то  придется делать так.

Провод возбуждения, который приходил на регулятор напряжения генератора Г222 надо подключить к точке L генератора 372.3701,

Через этот провод будет включаться первоначальное возбуждение. Лампочка контроля зарядки, при таком включении, никуда не подключается и работать не будет, но в машине есть вольтметр, по которому можно отслеживать зарядку.

При выключении зажигания, генератор продолжает работать, ток возбуждения идет от доп. диодов и не прерывается замком зажигания, этот ток идет в цепь системы зажигания и двигатель не заглохнет. Для того, чтобы двигатель при выключении зажигания глох, в провод возбуждения нужно впаять диод  (например маленький доп. диод от старого диодного моста). Этот диод будет пропускать ток для первоначального возбуждения генератора, а обратно, при выключении двигателя, не пропустит  его в систему зажигания и двигатель заглохнет. 

 

Как проверить, исправен ли генератор ВАЗ 2101 и какое напряжение он должен выдавать?

Регулярный недозаряд АКБ или полный её разряд в неподходящее время способны вызвать проблемы у любого автолюбителя, а виновник всего этого, скорее всего, генератор авто.

Проверка напряжения генератора

Разницу в потенциале можно проверить через АКБ, напрямую на генераторе. Связано

зарядное устройство с аккумулятором кабелем и, чтобы произвести проверку напряжения на АКБ, следует использовать особые приспособления – нагрузочную вилку, вольтметр или мультиметр.

Провода от измерительных устройств подключаются к аккумулятору в любой последовательности. Однако, нагрузочная вилка подключается в обязательном порядке с соблюдением полярности «+» и «-». Во время холостой работы двигателя при отключенных потребителях электроэнергии показания вольтметра не должны быть больше значений от 13,3-14 Вольт.

Кроме того, тестирующими приборами легко проверить сопротивление диодного моста, обмотки статора и ротора зарядного устройства. Проверка роторных элементов

производится на обмотке, путем соединения щупов прибора с контактами генератора.

Если мультиметр показывает значение от 2 до 5,5 Ом, устройство в полной исправности, обмотка потребляет ток от 3 до 4,6 ампер. Номинальное сопротивление

обмоток – 0,2-0,3 Ом.

Диодный мост проверяют на отсутствие или присутствие сопротивления, показания прибора особой роли не играют. Стоит только иметь в виду, что нулевого напряжения не должно присутствовать. Для правильной зарядки аккумуляторной батареи напряжение, поступающее с зарядного устройства не должно превышать 13,5-14 В.

Сколько ампер выдает генератор?

Сила тока, потребляемая электросистемой любого транспортного средства, отличается индивидуальностью и зависит от числа потребителей электроэнергии и их свойств. И конечно, тока должно с лихвой хватать для зарядки АКБ.

Не лишним будет заметить, что показания на амперметре появляются в случае определенной нагрузки и разряде аккумулятора. После пуска двигателя зарядный ток составляет примерно 7-10 ампер и со временем снижается благодаря зарядке АКБ, который является основным потребителем энергии. При включении дополнительных приборов (фар, обогревателя, магнитофона) происходит повышение значений тока заряда.

Если Вам необходим новый генератор рекомендуем Вам обратить внимание на устройство от белорусского производителя. Генератор ВАЗ 2101 от ТМ «АТЭК» http://atek-avto.com/produkciya/generatory/generator-vaz-2101-2102-2103-2104-2106-2107-2121-42a-atek/ отличается достойным качеством при доступной цене.

Подробности
Опубликовано: 25 Октябрь 2018

Кронштейн крепления генератора 2101-3701630 к а/м ВАЗ-2101

2101-3724070-10

№ 2101-3724070-10
Полный жгут проводов

17671001

#17671001
Винт 4,9х9,5 саморез

2101-3724178

№ 2101-3724178
Крышка

2103-3724070-10

№ 2103-3724070-10
Полный жгут проводов

12605270

#12605270
5 стопорных шайб

21012-3724070

№ 21012-3724070
Полный жгут проводов

2101-3702600

№ 2101-3702600
Реле заряда

2101-3702000-03

№ 2101-3702000-03
Регулятор напряжения

15896218

№ 15896218
Гайка М6

2101-3702000

№ 2101-3702000
Регулятор напряжения

11945008

#11945008
Болт М6х30

2101-3703010-01

№ 2101-3703010-01
Батарея аккумуляторная

2101-3724080

№ 2101-3724080
Провод заземления

2101-372408-01

№ 2101-372408-01
Провод заземления

10519301

#10519301
Шайба 5

15896411

№ 15896411
Гайка М5

2101-3703116-01

№ 2101-3703116-01
Гайка

2101-3703115

№ 2101-3703115
Галстук

10516670

#10516670
Шайба 8 пружинная

2101-3703111

№ 2101-3703111

16043221

#16043221
Болт М8х16

16043121

#16043121
Болт М6х14

13546121

№ 13546121
Шпилька М10х1,25х20

2101-3724177

№ 2101-3724177
Крышка клеммы генератора

2101-3703095 № 2101-3703095
Резиновый аккумуляторный отсек

$ 11,38

16101511

#16101511
Гайка М12х1,25

12164711

№ 12164711
Гайка М10х1,25

10517070

№ 10517070
Шайба 12 пружинная

10520001

#10520001
Шайба 12

15970521

№ 15970521
Болт М10х1,25х20

2101-3701635

№ 2101-3701635
Рейка регулировочная генератора

2101-3701630 2101-3701005

№ 2101-3701005

2105-3701630

№ 2105-3701630
Кронштейн крепления генератора

2101-3701051

№ 2101-3701051
Шкив генератора

2101-3701005-01

№ 2101-3701005-01

15541821

№ 15541821
Болт М12х1,25х120

11198373

#11198373
Шайба 10 пружинная коническая

11307021

№ 11307021
Болт М10х1,25х40

Все что нужно знать о генераторе на ВАЗ 2106

Генератор в любом автомобиле, даже в дизельном, настоящий генерал в двигателе.Без него машина не поедет. Бывает обидно, когда мотор работает прилично, а электрооборудование начинает глючить. Если говорить о шестерке, то скорее всего в ней находится генератор Г 221, которым комплектовался и Фиат 124.

Если сравнить электрические схемы автомобилей ВАЗ 2101 и ВАЗ 2106, то становится очевидно, что они почти тоже самое. На шестерке есть лишь несколько дополнительных электроприборов. Но генератор тот же. Это проблема.Дело в том, что изначально модель G 221 не предназначалась для обслуживания такого количества потребителей энергии. В результате реле-регулятор получает недостаточный ток, аккумулятор недозаряжается и медленно умирает.

Проблема усугубляется при установке автовладельцем дополнительных устройств, таких как:

  • Противотуманные фары;
  • Хорошая аудиосистема;
  • Подогрев перед пуском;
  • вторая плита, холодильник, телевизор и т. д.

В общем, любой шаг, который увеличивает потребление энергии, может привести к разрядке аккумулятора даже во время движения.Если все же необходимо произвести доработки, то придется поставить более стабильный и мощный генератор Г 222.

Диагностика генератора

Все диагностические процедуры можно проводить как на снятом устройстве, так и непосредственно в автомобиле. Перед началом работы обязательно нужно снять провода с аккумулятора и генератора.

Для диагностики выпрямительного блока отсоедините провод регулятора. Если нет омметра, то можно использовать батарейку и контрольную лампочку.На омметре стрелка должна указывать на «бесконечность», а контрольная лампочка не должна гореть. Это свидетельствует о том, что клапаны работают нормально.

Проводим общую диагностику устройства . Нужно проверить, не сломаны ли клапана. Для этого присоединяем «плюс» устройства к выводу на 30, а «минус» к корпусу. Если прибор показывает ноль, это свидетельствует о коротком замыкании, которое является следствием поломки клапана.

Уточняющая диагностика. Проверьте сопротивление отрицательных клапанов. Для этого «плюс» крепим на один из крепежных болтов, а «минус» подключаем к корпусу устройства. На короткое замыкание или пробой указывает пониженное сопротивление.

Для проверки плюсовых клапанов нужно «плюс» омметра присоединить к выводу «30», а «минус» к одному из крепежных болтов. По пониженному сопротивлению можно судить о сломанном клапане.

В таких случаях проще всего заменить весь блок выпрямителя.Конечно, можно заменить отдельные диоды, но это трудоемкий процесс, в том числе и перемонтаж. С этой работой может справиться только специалист.

Диагностика обмотки ротора

Сначала снимите щеткодержатель (процедура описана ниже).

Находим на крышке устройства окошко через которое нужно проверить на короткое замыкание. Подключаем один вывод устройства к крыльчатке вентиляции, а второй к обмотке.

Аналогично нужно проверить нет ли обрыва обмотки.Для этого клеммы омметра подключаем к контактным кольцам.

Замена ремня

Для удобства работы придется снять аккумулятор.


Замена регулятора


Замена щеток генератора на ВАЗ 2106

Щетки генератора необходимо менять вместе с щеткодержателем, а не по отдельности. Операцию можно проводить как на снятом устройстве, так и непосредственно в автомобиле.

ВАЗ-2101, генератор: схема подключения, ремонт, замена

В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания.Второй — аккумуляторная батарея, но она участвует только в запуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу возможно снабжение потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.

Аккумулятора у них не было, что удешевляло машину, но световые приборы работали только при работающем двигателе. Но это мотоцикл.На автомобиле эта схема неудобна, так как двигатель нужно запускать «кривым» стартером или рывком. И это вызывает довольно непростые трудности.

Основные узлы генератора

Конструктивно состоит из следующих основных элементов:

  1. Ротор — подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  2. Статор является неподвижной частью генератора, также имеет обмотку.
  3. Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники.На них есть проушины для крепления к ДВС. В задней крышке находится конденсатор, необходимый для отсекания переменной составляющей тока.
  4. Полупроводниковый мост, названный «подковой» из-за сходства. Три пары полупроводниковых силовых диодов установлены на подковообразном основании.
  5. Шкив, на который одевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (в современных автомобилях используется многолучевой).
  6. Регулятор напряжения на автомобиле ВАЗ-2101 устанавливается в моторном отсеке, подальше от генератора.Но все же это нужно считать частью дизайна.
  7. Щетки устанавливаются внутри генератора и передают напряжение питания на обмотку возбуждения (на ротор).

Обмоточный генератор

Всего их два — роторный (возбуждение) и статорный (силовой). Принцип работы установки заключается в том, что генерация тока в силовой обмотке возможна только при выполнении следующих двух условий:

  1. Имеется постоянное магнитное поле.
  2. Это поле вращается относительно силовой обмотки.

Только при их соблюдении генератор будет работать. Подавая напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Поскольку ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но все же нужно обратить внимание на то, какая схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он подключается к аккумулятору параллельно для зарядки.

Принцип работы генератора

В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно напряжению в аккумуляторной батарее (около 12 В).И на холостых будет поддерживаться примерно на этом уровне. Но при увеличении скорости вращения ротора произойдет скачок напряжения до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается более высокое напряжение из-за увеличения скорости вращения ротора (увеличивается скорость магнитного поля). А это чревато повреждением проводки автомобиля и выходом из строя потребителей.

Регулятор напряжения, щетки

Необходимо, чтобы на выходе генератора напряжение оставалось постоянным, и для этого используется простой принцип.Если сделать напряжение питания обмотки ротора постоянным, то можно избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор должен функционировать под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых реле-регулятора могут держать разное значение напряжения.

Типы регуляторов:

  1. Механический — в основе лежит электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
  2. Semiconductor — в основе небольшая схема маломощных транзисторов или один силовой ключ.
  3. Смешанный — в конструкции есть и транзисторная схема, и электромагнитное реле.

Щетки — это именно тот элемент, с помощью которого реализована схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им на контактные кольца подвижного ротора подается напряжение.

Как снять генератор

Для демонтажа потребуются следующие инструменты:

  1. Ключи накидные на 10, 13 и 17.
  2. Монтажная лопата.
  3. Проникающая смазка типа WD-40.

Сначала отключите аккумулятор и отсоедините провода от генератора. Все работы желательно производить с немного приподнятой передней частью автомобиля или на смотровой яме, эстакаде. Перед снятием генератора нужно ослабить приводной ремень. Для этого ключом с гаечным ключом полностью откручиваем гайку от верхней шпильки корпуса к блоку цилиндров. С ней никаких проблем возникнуть не должно.

Корпус генератора необходимо передвинуть к блоку, затем снять ремень. Ослабить нижний крепежный болт будет проблематично. Он находится близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому предварительно обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.

Генераторная установка

Установка производится в обратном порядке. При необходимости замены генератора на более мощный можно установить аналог от модели ВАЗ-2107 или 2109. Они имеют большую мощность и способны обеспечить стабильный заряд аккумулятора.Отличие от «родного» ВАЗ-2101 в том, что регулятор напряжения совмещён со щёточным узлом.

Главное, чтобы не было никаких перекосов, иначе ремень порвется, быстро износится, нагрузка на ротор увеличится в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы этот элемент имел определенное напряжение. Регулируется изменением положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в ​​верхней части генератора.

Поиск и устранение неисправностей

В генераторе могут возникнуть следующие механические и электрические неисправности:

  1. Износ подшипников диагностируется по характерному свисту или скрежету со стороны устройства.Смазка внутри подшипников со временем испаряется, что увеличивает трение.
  2. Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо своевременно заменять для обеспечения нормальной работы автомобиля. Если они изнашиваются, на приборной панели загорается контрольная лампа с изображением аккумулятора.
  3. Недостаточный или чрезмерный заряд аккумулятора – явный признак неисправности регулятора напряжения. Проверку можно выполнить обычным мультиметром. Запустите двигатель, включите ближний свет. Холостой ход должен быть около 800 об/мин.Необходимо, чтобы напряжение на клеммах аккумулятора было ~13,2 В.
  4. Мигание света, пульсация — признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительном узле. На ВАЗ-2101 генератор построен по классической схеме – он вырабатывает три фазы, затем с помощью выпрямителя преобразует их в постоянный ток.
  5. В том случае, если генератор не дает зарядку, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток.В этом случае либо заменяют генератор, либо устанавливают новый ротор или статор (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика проводится с помощью тестера.

выводы

Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить владельцу немало хлопот. И если вы заметили во время поездки, что загорелась лампа на приборной панели, то необходимо как можно быстрее принять меры по устранению поломки. Бывает и так, что провод просто окисляется, пропадает контакт, но это нужно выявить на ранней стадии, иначе при изношенности аккумулятора уйти не получится.

Электрические генераторы и генераторы: PU-2101, PU211G, PU332G

2102


PU2102 PU253U -00-841, набор генератора, бензиновый двигатель
PU-2101 PU-2101
PU2101
PU2101
6115-01-562-3689 Набор генератора, дизельный двигатель, Trai Особенности: Производит 15 кВт (60 Гц) 12,5 кВт (50 Гц) постоянной мощности при 0,8 пф на высоте 4000 футов при 95 градусах по Фаренгейту, возможность работы на частоте 50 или 60 Гц и 3-фазный выход 120/208 В переменного тока или 3 фазы 240/416 В переменного тока, установка будет работать ОТ от -50°F (с комплектом для подготовки к зиме или от -25°F без комплекта для подготовки к зиме) до 135°F
Фаза: три
Текущий тип: AC
Проект Министерства обороны (30554)
6115-01-562-4106 Генераторная установка, дизельный двигатель, Trai Особенности: Генераторная установка на прицепе, производит 30 кВт (60 Гц) 25 кВт (50 Гц) непрерывной мощности при 0.8 пф на высоте 4000 футов при температуре 95 градусов по Фаренгейту, возможность работы на частоте 50 или 60 Гц и 3-фазный выход 120/208 В переменного тока или 3 фазы 240/416-В переменного тока, работа от -50 градусов по Фаренгейту (с комплектом для подготовки к зиме или -25 градусов по Фаренгейту Без) к 135 градусам f
фаза: три
Текущий тип: AC
Департамент обороны проекта (30554)
PU-2103
PU2103
6115-01-562-4600 Генераторная установка, дизельный двигатель, Trai Особенности: Установленная на прицепе генераторная установка, которая производит 60 кВт (60 Гц) 50 кВт (50 Гц) постоянной мощности при 0.8 пФ на высоте 4000 футов при температуре 95 градусов по Фаренгейту, способный работать на частоте 50 или 60 Гц и 3-фазном выходе 120/208 В переменного тока или 3-фазном выходе 240/416 В переменного тока, работает от -50 градусов по Фаренгейту (с комплектом для подготовки к зиме или -25 градусов по Фаренгейту без ) до 135 градусов F
Фаза: три
Текущий Тип: AC
Департамент обороны проекта (30554)
PU-2111
PU2111
6115-01-562-3659 Генератор комплект, дизельный двигатель, Trai Особенности: Производит 15 кВт 400 Гц непрерывной мощности при 0.8PF на высоте 4000 футов при температуре 95 градусов по Фаренгейту, способный работать на частоте 400 Гц и 3-фазном выходе 120/208 В переменного тока или 240/416 В переменного тока, работает от -50 градусов по Фаренгейту (с комплектом для подготовки к зиме или -25 градусов по Фаренгейту без комплекта для подготовки к зиме) до 135 градусов F
фаза: три
Текущий тип: AC
PU-2112
PU2112
PU2112
6115-01-562-4421 Набор генератора, дизельный двигатель , Trai Отличительные особенности: Генераторная установка, установленная на прицепе, производит 30 кВт (400 Гц) 25 кВт, непрерывная мощность при 0.8 пФ на высоте 4000 футов при температуре 95 градусов по Фаренгейту, с возможностью работы на частоте 400 Гц и 3-фазным выходом 120/208 В переменного тока или 3 фазами 240/416 В переменного тока, работа от -50 градусов по Фаренгейту (с комплектом для подготовки к зиме или -25 градусов по Фаренгейту без него) До 135 градусов F
Фаза: три
Текущий тип: AC
Департамент обороны проекта (30554)
PU-2113
PU2113
6115-01-562-4616 Генератор , Дизельный двигатель, Trai Особенности: Генераторная установка, установленная на прицепе, производит 60 кВт (400 Гц) 50 кВт непрерывной мощности при 0.8 пФ на высоте 4000 футов при температуре 95 градусов по Фаренгейту, возможность работы на частоте 400 Гц и 3-фазный выход 120/208 В переменного тока или 3 фазы 240/416 В переменного тока, работа от -50 градусов по Фаренгейту (с комплектом для подготовки к зиме или -25 градусов по Фаренгейту без) до 135 градусов F
Фаза: три
Текущий тип: AC
PU211G 6115-00-546-2145 Генераторный набор, дизельный двигатель Общая длина: 74.500 дюймов номинальный
фаза: три
эмиссионный тип: самовохозяйчивый
Arnold A. Semler Inc. (50870)
Отдел ВВС (80049)
PU248U 6115-00 -356-0995 Генераторный набор, бензиновый двигатель, TR фаза: один
Экгиторий Тип: AC
Текущий Тип: AC
Соединенная электроника Назначение электроники (80058)
6115-00-697-2402 Генераторная установка, бензиновый двигатель, Tr Фаза: одна/три
Тип возбудителя: самовозбуждающийся
Тип тока: переменный и постоянный ток
PU269BG 6115-00-635-9884 Генераторная установка, бензиновый двигатель, Tr III Идентификация конечного продукта: № типа.AN / MPQ-10
этап: три
Тип выпуска: отдельно взволнован
Соединенное назначение электроники типа (80058)
PU269G 6115-00-635-9884 Генераторный набор, бензин Двигатель, Tr III Идентификация конечного изделия: № типа. AN / MPQ-10
Фаза: три
Тип выпуска: отдельно взволнован
Соединенное назначение электроники (80058)
PU286G 6115-00-465-1030 Набор генератора, дизель Двигатель Общая длина: 62.000 дюймов номинальный
фаза: одиночный / три
Экгиторий Тип: самоувлекатый
Совместная электроника назначение типа электроники (80058)
PU286G 6115-00-542-6229 Генераторный набор Бензиновый двигатель Общая длина: 44.000 дюймов Номинал
Фаза: Одноместный
Выпускник Тип: Отдельно взволнован
Совместное использование электроники (80058)
PU286G 6115-00-844-2052 Генераторная установка, бензиновый двигатель Общая длина: 44.000 дюймов номинальный
фаза: один
эмиссионный тип: отдельно взволнован
Соединенное назначение электроники электроники (80058)
PU286G 6115-00-847-1578 Общая длина: 44 000 дюймов номинал
этап: один
Выпускник Тип: отдельно взволнован
Совместное назначение электроники (80058)
PU290MR 6115-00-635-9883 Генератор , Бензиновый двигатель, Tr III Идентификация конечного изделия: Тип №.AN / MRC-2
Фаза: Одинокий
Выпускник Тип: Самоиволновые
Обозначение типа электроники (80058)
PU294G 6115-00-635-5614 Генераторный набор, Бензиновый двигатель, TR III Конец Предметом Идентификация: Тип Нет / TRC-24 (+
Фаза: Одиночный
Экгистр Тип: Отдельно взволнован
Соединение Тип электроники (80058)
PU304ABMPQ4A 6115-00-643-4674 Генераторная установка, бензиновый двигатель, Tr III Идентификация конечного изделия: Тип №.AN / MPQ-4A
Фаза: Одноместный и три и три
Экгиторий Тип: Самоугожданные
Соединенное назначение типа электроники (80058)
PU304C 6115-00-056-8421 Генератор набор, бензиновый двигатель, TR Фаза: Одноместный или три
Тип выпуска: отдельно взволнован
Текущий Тип: AC
Обозначение типа сустава электроники (80058)
PU304MPQ4 6115- 00-643-4674 Генераторная установка, бензиновый двигатель, Tr III Идентификация конечного изделия: Тип №.AN / MPQ-4A
фаза: Одноместный и три и три
Экгиторий Тип: Самоугожданные
Совместное назначение электроники (80058)
PU322G 6115-00-577-3370 Генератор набор, бензиновый двигатель, TR этап: один
-738-6336 Генераторный набор, бензиновый двигатель, TR фаза: один / три
Тип выпуска: отдельно взволнован
Текущий Тип: AC
Соединенное назначение электроники (80058)
PU332G 6115-00-577-8471 Генераторная установка, бензиновый двигатель, Tr III Идентификатор конечного элемента фикация: Генераторные установки/электрооборудование 60 Гц 5TO10KW
Обозначение типа совместной электроники (80058)
.

Оставить ответ