Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: схема, фото, описание
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора сделанное своими руками: схема и фото изготовления самоделки.
Понадобилось зарядное устройство для подзарядки аккумулятора автомобиля, но не особо хотелось тратиться на покупку, да и возникло желание что то спаять. Собрал все нужные запчасти и приступил.
На рисунке показана схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.
Плата.
Приступил к пайке.
В процессе испытаний пришлось заменить трансформатор ТП-100-12 на более мощный, выдавал лишь 5А под нагрузкой, учитывая емкость батареи 77Ah, маловато будет.
Также быстро вышел из строя китайский вольт-амперметр, заказанный на Али. Поставил советский амперметр. Готовую схему разместил на шасси. Изготовил корпус.
В этой схеме, резистором управляется тиристор, которым происходит регулировка тока зарядки (во время зарядки ток держит стабильно).
В итоге получилось вот такое самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с максимальным зарядным током до 12А.
Автор самоделки: Евгений Коробов.
Загрузка…САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
В прошлом году мы рассматривали довольно хороший набор для самостоятельной сборки зарядного устройства к автомобильным, и не только, АКБ. Напомню, что в нём есть функция кнопочного выставления тока заряда и времени, а также предельного напряжения. Более подробно читайте здесь. В общем вполне достойная основа для универсальной зарядки на ток 0,1-10 ампер. И когда потребовалось собрать ЗУ к автомобилю друга — сразу приобрёл эту вещь.
Готовая и настроенная плата на базе микроконтроллера PIC и цифрового светодиодного индикатора, требует от вас двух вещей — соответствующий трансформатор на 20 В 10 А и корпус. Качественный и удобный корпус. И то, и другое нашлось легко. Трансформатор применил всем известный ТС-180-2, а корпус нашёл заводской, от чего-то непонятного, но по размерам отлично подходящего — ещё и с удобной ручкой для переноски будущего зарядного.
Состояние было не очень, так что пришлось раскошелиться ещё на одну вещь — баллончик чёрной автомобильной краски. Зачистил коробку наждачкой, обезжирил — и на улицу.
Покрасилось неплохо, по крайней мере по сравнению с тем, что раньше было… Сделаем вид что не заметили потёки 🙂
Так, теперь переходим к самому приятному — раскочегариваем паяльник 🙂 Чтоб не перематывать трансформатор (а делать это думаю многим не хочется), поступил просто — накальную обмотку на 6,3 В 10 А разделил пополам, так как она образуется сдвоенным проводом на 2 мм. Теперь получилось 12,6 В 4,7 А. А где взять ещё 6 вольт? Из оставшихся накальных обмоток на 1,5 и 0,3 ампера, сложенных параллельно.
Конечно с таким трансформатором положенных по паспорту 10 А никак не получить, но для обычных автомобильных аккумуляторов это и не требуется. При стандартной ёмкости 50-60 А/ч, зарядный ток ставят на уровне 5 А. И учитывая запас по мощности, который у советских трансформаторов солидный, измеренный ток составил почти 5 ампер при 18-ти вольтах. Пойдёт.
Теперь дело техники — соединить между собой печатную плату, симистор, диодный мост и всякие кнопки-гнёзда. Диод крепим к металлу, как на радиатор. С симистором этот фокус не пройдёт — масса не на аноде, придётся ставить прокладку.
Ещё одна полезная особенность данной зарядки — возможность измерения напряжения на аккумуляторе НЕ заряжая его. А почему бы тогда не добавить маленькую модернизацию?
Поставил тумблер подключающий к АКБ мощный резистор 4 Ом 20 ватт. И теперь батарее можно устроить своеобразный тест-разряд током до 4-х ампер. В процессе которого понаблюдать за скоростью падения напряжения. Только не долго — резистор греется не слабо.
Окончательно собираем в корпус, закручиваем винты крышек, включаем в сеть 220 В, и радуемся результату. На тестовом свинцовом аккумуляторе всё работало как положено.
Подробно описывать алгоритм работы, и что какая циферка означает, не буду. В статье по ссылке выше есть инструкция. А мне остаётся попрощаться с вами, и пожелать не лениться, покупая готовые девайсы, а хоть иногда давать работу рукам и мозгам 🙂
Форум по ЗУ
Обсудить статью САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Самодельное автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из принтера!
Сегодня у нас весьма полезная самоделка для автолюбителей, особенно в зимнюю пору! На этот раз мы расскажем как сделать своими руками из старого принтера самодельное зарядное устройство!
Если у Вас есть старый принтер не спешите его выбрасывать, в нем есть блок питания из которого можно сделать простенькое автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с функцией регулировки напряжения и тока заряда. В свое время я делал самодельные снпч к принтерам Canon запас прочности которых был больше чем у принтерных печатающих головок. В связи с этим у меня дома скопилось пара-тройка принтеров с абсолютно рабочими блоками питания, вполне пригодными для создания маломощных автоматических зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов.
По сути, это маломощный лабораторный блок питания с нижним пределом 4 Вольта и верхним пределом напряжения 14.5 Вольт имеющий селектор ограничения тока на 500мА и 800мА. Задумка была сделать
Принципиальная схема самодельного автоматического зарядного устройства
Схема автоматического зарядного устройства простая и не содержит дорогостоящих или дефицитных компонентов, собрать ее своими руками сможет каждый начинающий радиолюбитель.
В основе схемы лежит 2 стабилизатора:
- Стабилизатор тока на микросхеме LM317
- Регулируемый стабилизатор напряжения выполненный на микросхеме (регулируемом стабилитроне) TL431
Так же в устройстве задействован еще одна микросхема стабилизатор Lm7812 от нее питается 12 Вольтовой кулер (который и был изначально в этом корпусе).
Собрано зарядное устройство в корпусе компьютерного ATX блока питания, все содержимое блока, кроме кулера, удалено. Микросхемы стабилизаторы Lm317 и Lm 7812 установлены каждая на свой радиатор , которые прикручены к пластиковому корпусу (ВНИМАНИЕ на общий радиатор их ставить нельзя !).
Схема собрана навесным монтажом на микросхемах стабилизаторов. Резисторы R2 и R3 мощностью 2-5 Ватт в керамических корпусах отвечают за ограничение тока заряда. Они устанавливаются так, что бы через них проходил воздушный поток создаваемый кулером. Их значение рассчитывается по формуле R=1.25(V) /I(A) можете рассчитать необходимый Вам максимальный ток заряда. Раз пошла речь о рассчетах напомню, что у нас есть онлайн калькулятор для расчета резистора для подключения светодиодов. Если Вам необходимо плавно регулировать ток заряда, можно установить мощный реостат с дополнительным ограничивающим резистором (что бы не превысить максимально допустимый ток для Lm317 )
В моем случае был блок питания на 24 Вольта с максимальным током нагрузки 1Ампер. Необходимо из этого 1Ампера зарезервировать 0.1 Ампера на запитку кулера (на наклейке указан ток потребления) + я оставил 10% на запас прочности, соответственно под основное назначение- на зарядный ток остается 0.8 Ампера.
тест
Понятно, что током в 800 мА быстро автомобильный Акб не зарядишь. За сутки аккумулятору можно сообщить 24ч*0.8А=19.2 Ампер часа, что составляет 30-45% от емкости аккумулятора легкового автомобиля (как правило 45-65 Ач).
Если у Вас будет «донор» блок питания с током 1.5 Ампера Вы за сутки сможете сообщить 30 Ампер часов, чего возможно хватит с головой для бывшего не один год в употреблении аккумулятора.
Но, с другой стороны, заряд малым током более полезен для Акб «лучше усваивается», достаточно выкрутить пробки из акб (если он обслуживаемый), подключить зарядное устройство к акб и все! Можно заниматься своими делами и не переживать, что аккумулятор перезарядится, максимальное напряжение на батарее не превысит 14.5 Вольт, а малый ток заряда не допустит чрезмерный перегрев и выкипание электролита. В связи с тем, что можно не контролировать процесс окончания заряда, думаю данную самоделку можно смело назвать автоматическим зарядным устройством для автомобильных акб, хотя никакой «следящей автоматики» в схеме нет.
Зарядное устройство необходимо обязательно снабдить защитой от «переполюсовки». Роль такой защиты выполняют два диода с допустимым током 5 Ампер подключенные на выходя зарядного устройства в сочетании с предохранителем на 2 Ампера (при монтаже будьте внимательны и соблюдайте полярность подключения диодов!!!). При неправильном подключении зарядного к АКБ, ток акб пойдет в зарядное через предохранитель и «упрется» в диод, когда значение тока достигнет 2 Ампера предохранитель спасет мир! Также не забудьте снабдить устройство предохранителями по цепи 220 Вольт (в моем случае по цепи 220 Вольт предохранитель уже имеется внутри блока питания).
К автомобильному аккумулятору зарядное подключаемся при помощи специальных зажимов «крокодилов», при покупке их в интернете обращайте внимание на физический размер указанный в характеристиках, так как можно легко купить крокодилы для «лабораторного блока питания» которые будут всем хороши, но не смогут налезть на плюсовую клемму акб, а надежный контакт, как Вы сами понимаете вещь обязательная в таких вопросах. Для удобства на проводах и корпусе есть несколько капроновых стяжек-липучек с помощью которых можно аккуратно и компактно сматывать провода.
Надеюсь эта идея утилизации принтера кому-нибудь пригодится. Если Вы делали самодельные автоматические зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, (или не автоматические) пожалуйста поделитесь с читателями нашего сайта,- пришлите нам на почту фото, схему и небольшое описание Вашего устройства. Если есть вопросы по схеме и принципу работы, задавайте в комментариях,- отвечу.
Смотрите так же:
Самоделкин
Живу в Мире самоделок, размещаю статьи которые присылают читатели. Иногда пишу на темы: полезные самоделки для дома и самоделки для радиолюбителей.
Новые самоделки автора Самоделкин (Смотреть все)
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками
Иногда случается так, что аккумулятор в машине садиться и завести ее уже не получается, так как стартеру не хватает напряжения и соответственно тока, чтобы провернуть вал двигателя. В этом случае можно «прикурить» от другого владельца авто, чтобы двигатель заработал и аккумулятор стал заряжаться от генератора, однако для этого нужны специальные провода и человек, желающий вам помочь. Можно так же зарядить аккумулятор самостоятельно посредством специализированного зарядного устройства, однако они достаточно дорогие, и пользоваться ими приходится не особо часто. Поэтому в данной статье мы подробно рассмотрим устройство самоделки, а также инструкцию о том, как сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками.
Устройство самоделки
Нормальное напряжение на аккумуляторе, отключенном от автомобиля, находится в пределах между 12,5 в и 15 в. Поэтому зарядное устройство должно выдавать такое же напряжение. Ток заряда должен быть равен примерно 0,1 от емкости, он может быть и меньше, но это увеличит время зарядки. Для стандартной батареи емкостью 70-80 а/ч ток должен быть равен 5-10 амперам в зависимости от конкретного аккумулятора. Наше самодельное зарядное устройство для АКБ должно соответствовать этим параметрам. Для сборки зарядного устройства для автомобильного аккумулятора нам потребуются следующие элементы:
Трансформатор. Нам подойдет любой из старого электроприбора или купленный на рынке с габаритной мощностью порядка 150 Ватт, можно больше, но не меньше, иначе он будет сильно нагреваться и может выйти из строя. Отлично, если напряжение его выходных обмоток составляет 12,5-15 В, а ток порядка 5-10 ампер. Посмотреть эти параметры можно в документации к вашей детали. Если же нужной вторичной обмотки нет, то необходимо будет перемотать трансформатор под другое выходное напряжение. Для этого:
- Удалите все ненужные вторичные обмотки, оставив только первичную.
- Выполните расчёт необходимого числа витков и сечения проволоки для подходящего напряжения и тока. Для этого есть специальные калькуляторы и формулы из курса физики. Необходимый диаметр проволоки рассчитывается по таблице ниже. Проволока обязательно должна быть в лаковой изоляции. А число витков определяется соотношением: U1/U2=N1/N2. Отсюда следует, что если у вас первичная обмотка состоит из 480 витков, то для получения 13 Вольт на выходе необходимо намотать всего 26 витков, так как напряжение сети – 220 Вольт.
- После этого уложите проволоку на основу виток к витку, делая изоляцию между слоями бумагой или изолентой в несколько слоев. Конец и начало обмоток выведите и надежно закрепите на корпусе. Чтобы припаять к ним провода, зачистите изоляцию ножом.
- Для уменьшения шума и вибраций, а также улучшения изоляции, можно пропитать устройство парафином.
Таким образом мы нашли или собрали идеальный трансформатор, чтобы сделать зарядное устройство для аккумулятора своими руками.
Нам также понадобятся:
- 4 Диода. Подойдут любые диоды с током не менее 10 ампер. Одни из самых популярных: импортные – 10A10, отечественные – Д242А, 2Д203А, КД213Б. Или диодные мосты, например: КВРС1001, КВРС1002 и их аналоги.
- 4 радиатора для диодов. Можно, конечно, обойтись и без них на малых токах порядка 3-5 Ампер. Но это может привести к их быстрому выходу из строя, поэтому необходимы радиаторы площадью 32 кв. см или 128 кв. см для диодного моста. Их можно сделать из листового алюминия или использовать кулеры от компьютера и материнских плат.
- Разборная электрическая вилка или сетевой шнур.
- Медные провода сечением не меньше 2,5 кв. мм.
- Предохранители на 0,5А и на 10А.
- Термоусадочная трубка или изолента.
- Пластина из диэлектрика, а еще лучше – корпус, например фанерный или пластиковый.
- Кусок нихромовой проволоки от электроплитки.
- Мультиметр или вольтметр с амперметром.
- Паяльник, припой и флюс (канифоль или ЛТИ-120).
- Еще несколько радиокомпонентов, если мы хотим сделать устройство с защитой и автоматическим отключением.
Подготовив все материалы можно переходить к самому процессу сборки автомобильного ЗУ.
Технология сборки
Чтобы сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками, необходимо следовать пошаговой инструкции:
- Создаем схему самодельной зарядки для АКБ. В нашем случае она будет выглядеть следующим образом:
- Используем трансформатор ТС-180-2. Он имеет несколько первичных и вторичных обмоток. Для работы с ним нужно соединить последовательно две первичные и две вторичные обмотки, чтобы получить нужное напряжения и ток на выходе.
- С помощью медного провода соединяем между собой выводы 9 и 9’.
- На стеклотекстолитовой пластине собираем диодный мост из диодов и радиаторов (как показано на фото).
- Выводы 10 и 10’ подключаем к диодному мосту.
- Между выводами 1 и 1’ устанавливаем перемычку.
- К выводам 2 и 2’ с помощью паяльника крепим сетевой шнур с вилкой.
- В первичную цепь подключаем предохранитель на 0,5 А, 10-амперный соответственно во вторичную.
- В разрыв между диодным мостом и аккумулятором подключаем амперметр и отрезок нихромовой проволоки. Один конец которой закрепляем, а второй должен обеспечивать подвижный контакт, таким образом будет меняться сопротивление и ограничиваться ток, подаваемый на аккумулятор.
- Изолируем все соединения термоусадкой или изолентой и помещаем устройство в корпус. Это необходимо, чтобы избежать поражения электрическим током.
- Устанавливаем подвижный контакт на конец проволоки, чтобы ее длинна и соответственно сопротивление были максимальны. И подключаем аккумулятор. Уменьшая и увеличивая длину проволоки, необходимо выставить нужное значение тока для вашего аккумулятора (0,1 от его емкости).
- В процессе зарядки сила тока, подаваемая на аккумулятор, будет сама уменьшаться и когда она достигнет 1 ампера можно сказать, что аккумулятор зарядился. Желательно также контролировать непосредственно напряжение на батарее, однако для этого его необходимо отключить от з/у, так как при зарядке оно будет немного выше реальных значений.
Первый запуск собранной схемы любого источника питания или ЗУ всегда производят через лампу накаливания, если она загорелась в полный накал — или где-то ошибка, или первичная обмотка замкнута! Лампу накаливания устанавливают в разрыв фазного или нулевого провода, питающих первичную обмотку.
Данная схема самодельного зарядного устройства для АКБ имеет один большой недостаток – она не умеет самостоятельно отключать аккумулятор от зарядки после достижения нужного напряжения. Поэтому вам придется постоянно следить за показаниями вольтметра и амперметра. Есть конструкция, лишенная этого недостатка, однако для ее сборки потребуется дополнительные детали и больше усилий.
Наглядный пример готового изделия
Правила эксплуатации
Недостаток самодельного зарядного устройства для аккумулятора 12В заключается в том, что после полной зарядки АКБ автоматическое отключение прибора не происходит. Именно поэтому Вам придется периодически поглядывать на табло, чтобы вовремя выключить его. Еще один важный нюанс – проверять ЗУ «на искру» категорически запрещается.
Среди дополнительных мер предосторожности следует выделить такие:
- при подключении клемм следите за тем, чтобы не перепутать «+» и «-», иначе простое самодельное зарядное устройство для АКБ выйдет из строя;
- подключение к клеммам нужно осуществлять только в выключенном положении;
- мультиметр должен иметь шкалу измерения свыше 10 А;
- при зарядке следует выкручивать пробки на аккумуляторе, во избежание его взрыва из-за закипания электролита.
Мастер-класс по созданию более сложной модели
Вот, собственно, и все что хотелось рассказать Вам о том, как правильно сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками. Надеемся, что инструкция была для Вас понятной и полезной, т.к. этот вариант является одним из простейших видов самодельной зарядки для АКБ!
Также читают:
Оставить ответ