ВАЗ 21099 — система охлаждения: устройство, неисправности, схема
Если в конструкции любого двигателя внутреннего сгорания не предусмотреть отведение тепла от нагревающихся деталей, то он не проработает и четверти часа.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 21099 типична для современных автомобилей – она жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Машины этой модели оснащались как карбюраторными, так и инжекторными моторами. Рассмотрим сначала устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 с карбюраторным двигателем, после чего останется только отметить незначительные изменения, привнесённые в неё на инжекторном моторе.
Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 Карбюраторного двигателя
Итак, Вы запустили холодный мотор. Топливо, сгорая, нагревает цилиндры двигателя и камеры сгорания ГБЦ. Как головка, так и блок пронизаны сетью каналов, заполненных охлаждающей жидкостью (ТОСОЛом).
Циркуляцию ОЖ обеспечивает насос 17 («помпа»), приводимый в действие ремнём ГРМ. Нагретый ТОСОЛ выводится из ГБЦ через выходной патрубок 25, соединённый с ней каналом и через помпу снова попадает в блок. При этом, если открыт кран отопителя 21, жидкость прогревает (охлаждаясь сама) радиатор печки 22. И так по кругу, называемому малым.
При увеличении температуры ОЖ открывается клапан термостата 29 и ТОСОЛ начинает двигаться уже через радиатор 12 (по большому кругу).
Так как ТОСОЛ значительно увеличивается в объёме при нагреве, то нужно компенсировать недостаток пространства. Для этого есть расширительный бачок 1. Если бы его не было в системе, то в результате избыточного давления, как минимум, сорвало бы со штуцеров патрубки отопителя или радиатора.
Контролирует давление в системе клапан крышки расширительного бачка 2, предотвращая как потери жидкости, так и её преждевременное закипание.
Если температура жидкости поднимается до 99оС, замыкаются контакты датчика 9 и включается электровентилятор 15 радиатора. С 1998 года датчики выпускаются с усиленными контактами, поэтому включение вентилятора происходит без дополнительного реле в монтажном блоке.
Для контроля температуры в ГБЦ вкручивается датчик температуры 28, сигнал от которого выводится на указатель в приборном щитке.
Для подогрева карбюратора от впускной трубы отводится шланг 23.
Отличительные особенности системы охлаждения 8-миклапанного инжекторного двигателя
Их немного (на рисунке отмечены жёлтыми стрелками):
- в выпускной патрубок ГБЦ 26 установлен дополнительный датчик температуры 5, сигнал от которого подаётся на ЭБУ двигателя. Поэтому отсутствует датчик включения электровентилятора – сигнал о подаче на него питания подаёт контроллер;
- в расширительном бачке установлен датчик контроля уровня ОЖ 29;
- шланг 23 от подводящей трубы помпы подогревает не карбюратор, а корпус дроссельной заслонки.
Несмотря на столь незначительные отличия, первые владельцы инжекторных «девяносто девятых» недоумевали, как поломка термостата или датчика температуры связана с увеличившимся расходом топлива. Объясняется это тем, что в ответ на неверный сигнал о температуре ЭБУ мог увеличить время открытия форсунок – как на холодном моторе. По аналогии с карбюратором это похоже на езду с «выдернутым подсосом».
Неисправности системы охлаждения ВАЗ 21099 и их причины
Неэффективная работа системы отвода тепла, следствием которой становится перегрев мотора, вызывается:
- ухудшением теплообмена;
- нарушением циркуляции ОЖ.
Недостаточное охлаждение радиатора
Плохой теплообмен связан с налётом из грязи, постепенно образующемся на внутренней стороне трубок. Происходит это по причине несвоевременной замены ОЖ, а также из-за низкого её качества. Грязь в трубопроводах уменьшает и их пропускную способность.
Забитые грязью ячейки, образованные пластинами радиатора, также
Изнутри систему можно промыть специальными средствами, без демонтажа её элементов, ячейки снятого с машины радиатора очищаются струёй воды и сжатым воздухом.
Нарушение или отсутствие циркуляции ОЖ
Самая распространённая поломка – заклинивание клапана термостата. Если это происходит, то ТОСОЛу преграждается путь к радиатору – либо полностью, либо частично, в результате чего жидкость циркулирует преимущественно по малому кругу. Вышедший из строя термостат ремонту не подлежит и заменяется новым.
Иногда проблемы возникают из-за паровоздушных пробок, которые образуются из-за подсоса воздуха в трубопроводы через неплотные соединения во время остывания мотора.
Воздух выводится через наиболее высокую точку – через шланги подогрева карбюратора или дроссельного патрубка.
И, наконец, отсутствие циркуляции может быть связано с поломкой помпы – разрушением или проворачиванием относительно вала её крыльчатки. Ремонт насоса – дело неблагодарное, поэтому он подлежит замене.
Система охлаждения ваз 2109 устройство и ремонт
В процессе работы детали двигателя внутреннего сгорания, топливной системы, сильно нагреваются. При этом происходит ещё и тепловое расширение, неодинаковое для разных деталей, зависит от материала, расположения, выполняемых деталью функций.
Для нормальной работы мотор нуждается в поддержании стабильной температуры, вот эту задачу и решает система охлаждения двигателя (СО). Система охлаждения ВАЗ 2109 конструктивно мало отличается от установленных на первых вазовских переднеприводных моделях. Она почти не менялась для карбюраторного или инжекторного типа двигателя.
Конечно, у инжекторных, более современных, комплектаций, иногда стоит модернизированный термостат новой конфигурации, но не всегда. Зная устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109, особенности её элементов и функционирования, признаки возникающих неисправностей, можно самостоятельно выполнять все работы по ремонту, обслуживанию СО, выполнить замену любого элемента. Это желательно хотя бы потому, что поломки не всегда происходят в нескольких метрах от ближайшего автосервиса.
Содержание статьи
Некоторые особенности системы охлаждения ВАЗ 2109
- У ВАЗ 2109 СО жидкостная, с общим объёмом 7.8 л, если считать вместе с печкой. Тип системы – закрытый, она герметична. Рабочее давление в охладительной системе удерживается около одной атмосферы. Благодаря повышенному давлению, жидкость в ней закипает при более высокой температуре, чем при нормальном давлении. Это существенно повышает ресурс самой СО, а также двигателя.
- Циркуляция жидкости осуществляется принудительно, то есть, с помощью насоса или помпы. Комплектуется СО «девятки» центробежной помпой. Корпус у неё из алюминия. Помповый механизм работает от ременного привода ГРМ. Вращение вала помпы производится на двухрядных шарикоподшипниках скольжения. Причём, роль обоймы для подшипника выполняет валик помпы, собственной у него нет.
- Механизм заливается соответствующей смазкой (Литол) ещё при изготовлении. Пока функционирует – не обслуживается, такая возможность конструкцией не предусмотрена. Если ломается, ремонту не подлежит, поэтому, заменять насос при поломке рекомендовано полностью. В подобных системах, для большей надёжности, насос стараются заменить и при смене зубчатого ремня ГРМ.
- Поскольку СО «девятки» – жидкостная, эта жидкость время от времени, нуждается в замене. Система охлаждения ВАЗ 2109 нетребовательна к качеству антифриза. Однако, тот Тосол А 40, который выпускался для таких СО в прошлом веке, сейчас не производят. То, что выпускается под данной маркой, увы, не соответствует ГОСТам, по которым эта охладительная жидкость производилась.
- Многие автомеханики не рекомендуют её применение, из того, что рекомендовано АвтоВАЗ, вполне можно выбрать замену. В крайнем случае, приобрести импортный антифриз с соответствующим требованиям составом. А вот воду совсем нельзя использовать в качестве антифриза, она оставит слой накипи на стенках всех трубопроводов системы, алюминиевые детали подвергнутся активной коррозии.
- Для охлаждающей жидкости рабочая tO – +85O – +95OС. Дополнительно, при температуре порядка +99ОС, замкнутся контакты в реле вентилятора. Электровентилятор двигателя прекращает работу при размыкании контактов датчиков реле, это +93ОC. Значит, ориентируясь только на факт включения-выключения вентилятора, можно сделать верный вывод о температуре в системе. Даже при отказавшем (или отсутствующем) термометре на щитке.
- Термодатчик реле установлен в головке цилиндрового блока. На приборном щитке размещён термометр, показывающий эту температуру, сигнализируя о возможном перегреве. Во время работы двигателя, от рубашки охлаждения цилиндровой головки и блока, жидкость течёт к радиатору, где забирает тепло или в термостат.
- Система охлаждения ВАЗ 2109 имеет малый и большой круг обращения, разделение происходит на термостате. Что удобно, особенно, когда нужно быстро прогреть мотор при низкой температуре воздуха. Клапан закрывается, жидкость течёт только по малому контуру. При повышении температуры, клапан термостата пропускает охладитель в трубопроводы большого круга.
- В процессе работы двигателя, при сгорании топливной смеси, температуры достигают 2 000ОС и происходит это скачкообразно. Плохая работа системы охлаждения приводит не только к преждевременному разрушению цилиндропоршневой группы из-за тепловых перегрузок. Смазка пересыхает и прогорает, растут затраты топлива при падающем КПД.
- Переохлаждение приводит к скоплению конденсата, который смывает смазку (бензин хороший растворитель), попадает в картер, смешиваясь с маслом, разжижает его. Это ещё одна причина держать СО в порядке, иначе не избежать дорогостоящего ремонта двигателя.
- Кроме охлаждения двигателя, СО нагревает воздух в радиаторе отопления и охлаждает турбину (при наличии турбонаддува), охлаждает также масло и рабочую жидкость в АКПП.
- Для большего комфорта при вождении, следует ещё провести небольшой тюнинг системы. Повысить эффективность и надёжность работы можно, поставив насос, имеющий крыльчатку, у которой много лопастей. Вентилятор тоже желателен помощнее, шестилопастной.
- Хорошо, если будет установлена система запуска/выключения вентилятора вручную, в дополнение к реле, датчик которого может выйти из строя. Дополнительное реле включения/выключения вентилятора тоже не будет лишним, в условиях городских пробок это прибавит спокойствия водителю и надёжности системе.
Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109 и её элементов
Система охлаждения ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем отличается наличием 2-х деталей – шлангов, через первый происходит отвод нагретого антифриза от впуска на нагрев карбюратора, а по второму жидкость отводится от карбюратора и впускной трубы.
А в системе охлаждения ВАЗ 2109 инжектор наличествуют 2 других шланга, из которых один подводит жидкость к дроссельному патрубку, нагревая уже подающуюся в камеру топливную смесь, по второму происходит отток антифриза.При этом, ещё одно различие между этими охладительными системами – тепловые и жидкостные датчики. Система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 карбюраторного типа использует датчики, вкрученные в головке цилиндрового блока, у инжекторного 8-клапанного двигателя ВАЗ 2109 в дроссельном патрубке датчик системы охлаждения и размещён, контролируя, также уровень антифриза. В новых моделях инжекторных двигателей этот датчик запаян в алюминиевый корпус, что увеличивает срок его службы, повышает надёжность.
Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109: 1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок; 3 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 -отводящий шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7 – алюминиевые трубки радиатора; 8 – заглушка; 9 -правый бачок радиатора; 10 – сливная пробка; 11-сердцевина радиатора; 12 – кожух электровентилятора; 13 -крыльчатка электровентилятора; 14 – электродвигатель; 15 – зубчатый шкив насоса; 16 – крыльчатка насоса; 17 -зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 – блок двигателя; 19 – подводящая трубка насоса; 20 -подводящий шланг радиатора; 21 – отводящий шланг радиатора отопителя; 22 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – заправочный шланг; 25 – подводящий шланг радиатора отопителя; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.
В остальном, устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109 карбюратор и инжектор одинаковы.
В систему входит:
- Помпа, для нагнетания антифриза и поддержания давления в системе. Механизм насоса работает от привода ГРМ, зубчатого ремня распредвала. У помпы алюминиевый корпус, валик установлен и вращается по двухрядному подшипнику скольжения, он застопорен специальным винтом в корпусе насоса. После сборки контур винта расчеканен, для надёжности соединения, а сам подшипник лишён внутренней обоймы и её роль выполняет валик.
- Смазка в этой системе наносится при изготовлении и замене не подлежит. Металлокерамический зубчатый шкив к передней части валика присоединяется напрессовкой, к противоположной крепится крыльчатка, к которой напрессовкой же прижимается графитокомпозитный сальник. Задача этого уплотнительного упорного кольца – препятствовать подтеканию антифриза, оно впрессовано в корпус помпы и не снимается.
- Из-за таких особенностей насос, при поломке, как правило, не подлежит ремонту, менять его рекомендовано целиком. При умении и наличии инструментов можно предпринять попытку, но результат без гарантии. А поскольку ремень ГРМ приводит в действие и насос, при любом ремонте на ГРМ рекомендуют менять помпу, её поломка грозит обрывом ремня, что в худшем случае приведёт к встрече поршней с клапанами.
- Термостат – элемент не разбираемый, не ремонтируемый, но, при поломке может быть просто изъят. Жидкость будет циркулировать по большому кругу, с этим можно добраться до автосервиса или гаража, для более основательного ремонта. Термостат разделяет ток антифриза на большой и малый круг, при помощи 2-х клапанов – основного и перепускного.
- Датчик, вкрученный в водяную рубашку головки цилиндрового блока, контролирует температуру, а данные выводятся, в том числе, на термометр на приборном щитке.
- В зависимости от температуры жидкости, клапаны термостата пропускают её на большой или малый круг обращения системы охлаждения ВАЗ 2109, через выпускной патрубок и шланг, в радиатор, для охлаждения. Нагрев охладителя происходит на охлаждающей рубашке цилиндрового блока и головки, откуда она и поступает дальше.
- Чтобы обеспечить охлаждение двигателя, насосом, под давлением, антифриз подаётся в рубашку охлаждения силового агрегата.
- По малому кругу, по двум шлангам, жидкость движется, подогревая топливную смесь в трубе впуска, зону дроссельной заслонки 1-й карбюраторной камеры. По другой паре патрубков идёт присоединение и перенаправление нагретой жидкости в шланги печки салона.
- Радиатор печки разбирается. Чтобы улучшить обогрев воздуха и, параллельно, охлаждение антифриза, его сердечник выполнен из мелких трубок (материал – алюминий), а также алюминиевых пластин охлаждения.
- Бачки радиатора из пластика, они присоединяются к сердечнику, а для герметизации места крепления уплотняют прокладками из резины. В отличие от расширительного бачка, куда заливают охладитель, в радиатор и из него жидкость поступает только по патрубкам, которые также крепятся к бачкам.
- Из них верхний соединён, через шланг, с расширительным бачком. У левого бачка также 2 патрубка, подвод и отвод жидкости. На правом бачке установлена ещё и сливная пробка, а также датчик-реле, запускающий вентилятор.
- Прозрачный пластиковый расширительный бачок скрепляется с кузовными кронштейнами брызговика, слева, при помощи крепёжного ремня. На термостат уходит нижний патрубок (через шланг), а верхний патрубок, через ещё один шланг, соединяет бачок с радиатором.
- Заливная горловина бачка закрывается пробкой с парой клапанов, впуск и выпуск. Последний, чтобы предотвратить образование паровых пробок, для пара и предназначен. У клапанов один корпус, неразборный, чтобы сработал выпуск, давление должно достичь 1,1 кгс/см2, для впуска достаточно от 0,03 кгс/см2 до 0,13 кгс/см2. Но для полного спуска антифриза с системы надо снять сливные пробки и с цилиндрово
Система охлаждения ВАЗ 21099: неисправности и их причины
Система охлаждения ВАЗ 21099 играет важнейшую роль. Она забирает в себя лишнее тепло работающего двигателя, который без узла охлаждения быстро поднимет внутреннюю температуру. Благодаря системе охлаждения двигатель не перегревается и не закипает. С перегретым двигателем автомобиль просто не сможет продолжать движение.
В данной системе, как и в других, могут случаться поломки. Почти все их можно исправить своими руками, не обращаясь на СТО. Рассмотрим неисправности и их причины в системе охлаждения ВАЗ 21099. Начнём с устройства охлаждающего узла.
Принцип работы СО
Для начала определимся, что включает в себя система охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор):
- расширительный бачок;
- подводящий и отводящий патрубки;
- впускные и выпускающие трубы;
- впускной и выпускной патрубок;
- блок цилиндров;
- шланги;
- термостат;
- температурный датчик;
- электрический двигатель;
- электро вентилятор;
- радиатор;
- клапаны;
- сливные пробки;
- температурные датчики;
- бачки радиатора;
- газоразместительный механизм;
- ремень;
- винты, подшипники, болты;
- поршни;
- крышки, держатели, корпус.
Механизм работы охладительного узла:
- Начинается охлаждение двигателя после того, как температура доходит до 93 градусов. Внутри блока цилиндров есть градусник, он сигнализирует о повышении температуры.
- Включается насос, он гоняет ОЖ по магистралям. Нагревшись, она идёт к радиатору.
- Благодаря его трубчатой системе, жидкость быстрее охлаждается.
- Лопасти вентилятора вращаются и остужают тепловой носитель.
- Этот цикл повторяется многократно.
- ОЖ не только охлаждает, но и помогает двигателю быстрее набрать рабочую температуру. Для этого она движется по малому кругу, и разогрев происходит значительно быстрее.
Охлаждающая жидкость
Охлаждающий узел размещён внутри двигателя. Это устройство
закрытого типа. Внутри залита охлаждающая жидкость. Как правило, в систему заливают тосол или антифриз. Некоторые автовладельцы экономят и вместо охлаждающей жидкости заливают воду. Из–за неё все механизмы быстро приходят в негодность. Такая экономия не только бесполезна, но и опасна для автомобиля. Кроме того, при низких температурах вода быстро замерзает и автомобиль не заводится. Приходится разогревать его, теряя время.
Лучше всего от износа защищает антифриз. В его составе имеется карбоновая кислота. Она обволакивает механизмы, тем самым препятствует образованию ржавчины на металлических деталях и трещин на резиновых патрубках и трубках. Антифриз бывает трёх видов: зелёный, синий, красный. Зелёный идентичен по составу тосолу. Красный – самый эффективный. Хорошая охлаждающая жидкость имеет такое же значения для системы охлаждения, как хороший бензин для двигателя.
Если с системой охлаждения возникли проблемы, а руки не доходят до ремонта, то лучше возить с собой небольшую канистру антифриза и в случае выброса, долить его в расширительный бачок.
Следует помнить о сроках замены ОЖ. Делать это лучше не реже раза в год – полтора. В зависимости от пробега автомобиля. В магазине проверяйте дату выпуска жидкости. Если через некоторое время после замены она поменяла цвет, значит, Вы приобрели подделку. Сразу сливайте её, промывайте систему водой и заливайте новую.
Признаки, причины неисправностей
Прежде чем начинать ремонт системы охлаждения (не важно, карбюратор это или инжектор), нужно запастись схемой. Кроме этого, в зависимости от вида ремонта потребуются:
- детали на замену;
- набор отвёрток;
- WD 40;
- набор ключей;
- плоскогубцы;
- чистая ёмкость;
- тосол;
- герметик;
- набор головок с удлинителями;
- ветошь.
Симптомы проблем:
- датчик показывает высокую температуру;
- двигатель быстро перегревается и долго набирает рабочую температуру;
- происходит выброс ОЖ;
- падение уровня тосола;
- разгерметизация системы;
- нет циркуляции в системе охлаждения;
- запах жидкости охлаждения в салоне.
Причинами этих проблем становятся:
- поломка одного из механизмов;
- бракованные детали;
- некачественная охлаждающая жидкость;
- изношенность механизмов;
- ДТП.
Профилактические меры
Начинать замену системы охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор) нужно только после полного остывания двигателя. Иначе есть риск получить ожоги. Вне зависимости от поломки, вначале сливают антифриз. Если Вы планируете залить обратно его же, то сливайте в чистую ёмкость. Далее процедура ремонта производится в зависимости от причины поломки.
Для профилактики неисправностей важно соблюдать следующие меры:
- вовремя заливать только качественную ОЖ;
- следить за состоянием механизмов узла;
- своевременно менять изношенные трубки и патрубки;
- контролировать температуру двигателя, при исправной СО она будет не выше 93 градусов.
Как говорилось выше, неисправный охлаждающий узел не позволит эксплуатировать автомобиль. В любой момент может произойти выброс ОЖ, а также запросто вскипит двигатель. Ремонт владельцам авто обходится в серьёзную сумму. Поэтому важно при первых признаках неисправности, проводить ремонт. Это сбережёт ваше время, средства, здоровье.
Система охлаждения ваз 21099 инжектор
Содержание
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083
1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – подводящий шланг радиатора;
6 – отводящий шланг радиатора;
7 – левый бачок радиатора;
8 – алюминиевые трубки радиатора;
9 – датчик включения электровентилятора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора;
24 – блок подогрева карбюратора;
25 – выпускной патрубок;
26 – подводящий патрубок отопителя;
27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора;
28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29 – термостат.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)
1 – расширительный бачок;
2 – пробка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке;
6 – дроссельный узел;
7 – подводящий шланг радиатора;
8 – отводящий шланг радиатора;
9 – левый бачок радиатора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка;
24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку;
25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26 – выпускной патрубок;
27 – подводящий патрубок отопителя;
28 – термостат;
29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.
Описание конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.
При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.
При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).
Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.
Казалось бы простая процедура по замене охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения карбюраторного или инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций имеет некоторые особенности без знания которых в результате можно получить целый ряд проблем (например, постоянный перегрев двигателя и выбивание крышки расширительного бачка).
Поэтому разберем порядок проведения замены с их учетом.
Необходимые инструменты приспособления и запчасти
— Торцовый ключ или головка на «13»
— Канистра или две охлаждающей жидкости (тосол, антифриз) – 8 литров
Подробно о выборе антифриза или тосола: «Выбираем охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— Широкая емкость для сбора старой охлаждающей жидкости (тазик) емкостью не менее 8 литров
— Воронка для залива жидкости
— Крестовая отвертка для снятия хомута патрубков
Подготовительные работы
— Устанавливаем автомобиль на яму или эстакаду
— Снимаем защиту картера двигателя
— Снимаем брызговики моторного отсека
— Подставляем под двигатель емкость для сбора старой охлаждающей жидкости
— Даем остыть двигателю
Порядок замены охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Слив старой охлаждающей жидкости
— Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора
Для этого рукой отворачиваем пробку сливного отверстия радиатора. Сливаем жидкость.
— Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров двигателя
Отворачиваем пробку сливного отверстия на блоке цилиндров. Используем ключ или головку на «13». Сливаем жидкость.
— Удаляем остатки старой охлаждающей жидкости из системы
Отворачиваем и снимаем пробку с расширительного бачка
После чего из сливных отверстий радиатора и блока цилиндров вытечет еще немного старой жидкости.
Прожимаем рукой патрубки радиатора чтобы выгнать последнюю оставшуюся жидкость.
— Заворачиваем обратно пробки сливных отверстий радиатора и блока
Залив новой охлаждающей жидкости
— Снимаем подводящий патрубок с блока подогрева карбюратора или дроссельного узла инжекторного двигателя
— Заливаем новую охлаждающую жидкость
Вставляем в отверстие расширительного бачка воронку и через нее заливаем жидкость. Сразу всю жидкость заливать не нужно. Заливаем пару литров, прожимаем шланги системы охлаждения. Еще пару литров, опять прожимаем. Таким способом удаляется воздух из системы. Воздух также будет выходить через снятый шланг подогрева карбюратора или дроссельного патрубка. При появлении из него жидкости ставим шланг обратно и затягиваем хомутом.
Прекращаем долив жидкости при достижении ее уровня в расширительном бачке между метками MIN и MAX. Это норма.
— Запускаем двигатель и ждем пока помпа прогонит ОЖ по системе
При уменьшении уровня в расширительном бачке доливаем жидкость и доводим ее до нормы.
— Устанавливаем на место крышку расширительного бачка
Предварительно можно промыть ее под струей воды и продуть сжатым воздухом.
— Прогреваем двигатель до рабочей температуры
При этом проверяем насколько сильно повышается уровень в расширительном бачке (не более чем до метки MAX), проверяем отсутствие течи из-под шлангов, своевременность открытия термостата. После этого можно считать, что работа по замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 завершена.
Примечания и дополнения
— После слива жидкости из системы охлаждения в ней останется еще около литра. Это нужно учитывать при расчете количества новой жидкости заливаемой в систему.
— В системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 охлаждающая жидкость заменяется раз в 75.000 км пробега или раз в пять лет.
— Точный объем жидкости в системе – 7,8 литра.
— Работа по замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 аналогична описанной в статье для ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Еще статьи по системе охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Можно ли смешивать антифризы разных марок и цветов
Сравнительный тест-ремонт автомобилей
— Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобилей ВАЗ 2105, 2107
Система охлаждения двигателя – важный конструктивный элемент автомобиля. Ее неисправность приводит к плохому прогреву двигателя до требуемой температуры, что становится причиной плохой работы печки, потери мощности и снижения ресурса силового агрегата. С другой стороны, система двигателя может перегреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.
Система охлаждения ваз 21093,2109,21099 выполняет отбор тепла от подверженных нагреву деталей двигателя, путем принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление топлива. Конструктивно система охлаждения ваз инжектор состоит из:
- насос охлаждающего вещества,
- моноблочный термостат,
- электровентилятор обдува радиатора,
- радиатор с бачком расширения,
- трубопроводы, патрубки, сливные пробки.
Принцип работы охлаждения ваз 21093,2109,21099
Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ. Общий объем системы, включая печку, равен – 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель температуры выводится на панель приборов.
В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур – для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.
Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.
Внутренняя поверхность радиатора увеличена путем применения алюминиевых трубок и охлаждающих пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполняется в расширительный бачок. В котором также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.
Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093,2109,21099
Электровентилятор включает в себя электродвигатель и четырех лопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для снижения уровня шума. Для повышения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на кронштейнах.
Электровентилятор монтируется на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора происходит благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При этом величина температуры замыкания контактов примерно 99’С, а отключения вентилятора 94’С.
Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев двигателя и регулирует тепловой режим. Оптимальная величина температуры охлаждающей жидкости – в пределах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых совместно с клапаном.
Особенности системы охлаждения ваз инжектор
Охлаждение в автомобилях 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.
Расширительный бачок предназначен для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.
Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом обеспечивает включение большого контура охлаждения.
Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.
Весь цикл работы системы охлаждения контролируется с помощью системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.
Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099 и определение неисправностей
В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определять причины начиная с наиболее вероятных и простых:
- Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
- Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
- В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.
Причины перегрева двигателя ваз
- Неисправный термостат может вызывать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок – горячий, а нижний холодный, – термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет включать только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры. В таком случае термостат следует заменить.
- Еще одной причиной чрезмерного нагрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения, в таком случае систему нужно продавить и устранить воздух со всех полостей.
- При высокой температуре не включается вентилятор – проблемы с датчик температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.
- Иногда забиваются соты радиатора, что резко снижает интенсивность теплообмена. Необходимо произвести дательную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, во избежание повреждения сот.
Вот основные причины, которые влияют на качественную работу системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099, с их помощью можно определить и устранить неисправности, обеспечив надежную и долговечную работу мотора.
Справка: система охлаждения двигателя 21083
Справочная информация по системе охлаждения двигателя 21083 (2108, 21081) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Описание конструкции системы охлаждения двигателя 21083 (2108, 21081) автомобилей ВАЗ 21083 (2108, 21081), 21093 (2109, 21091), 21099
Система охлаждения двигателя 21083 жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком. Циркуляцию обеспечивает центробежный насос (помпа) установленный в блоке цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала через зубчатый ремень ГРМ.
Помпа — центробежный насос системы охлаждающей жидкостиВ зависимости от прогрева двигателя охлаждающая жидкость (ОЖ) может циркулировать либо по малому кругу, либо по большому (включающему в себя радиатор). Управляет направлением потока жидкости термостат. На холодном двигателе ОЖ циркулирует через его перепускной клапан (малый круг), по мере прогрева (от 87ºС)открывается основной клапан и жидкость поступает в радиатор (большой круг), где охлаждается набегающим потоком воздуха.
Проверка термостатаДля интенсивного охлаждения ОЖ и поддержания оптимальной рабочей температуры двигателя служит установленный в передней части автомобиля радиатор системы охлаждения. В случае излишнего перегрева ОЖ для дополнительного охлаждения включается его электровентилятор.
Для компенсации теплового расширения охлаждающей жидкости в систему установлен расширительный бачок. На нем так же имеются метки максимума и минимума по которым контролируется объем жидкости.
В крышке расширительного бачка имеются предохранительные клапаны. Выпускной сбрасывает давление в системе при его превышении, впускной служит для компенсации снижения ее объема при остывании двигателя.
Пробка расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099Данные для контроля, обслуживания, регулировки и ремонта системы охлаждения двигателя 21083
Объем охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя 21083: 7,8 литра
Температура начала открытия основного клапана термостата: 85-89ºС
Температура полного открытия основного клапана термостата: 102ºС
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка: 110-150 кПа
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка: 3-13 кПа
Рабочая температура в системе охлаждения двигателя 21083 (прогретый двигатель при температуре окружающего воздуха 20-30º С, при движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч): 95ºС
Моменты затяжки резьбовых соединений
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (резьба М14х1,5): 24-27 Н.м (2,5-2,8 кгс.м)
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости (помпы) (резьба М6х1,5): 7,6-8,0 Н.м (0,8-0,8 кгс.м)
Гайки крепления патрубка термостата (резьба М8х1,5): 16,0-22,6 Н.м (1,6-2,3 кгс.м)
Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров (резьба М6х1,5): 4,2-5,2 Н.м (0,4-0,5 кгс.м)
Болты крепления вспомогательных элементов двигателя (резьба М6х1,5): 6,7-8,2 Н.м (0,7-0,8 кгс.м)
Примечания и дополнения
На двигателе 21083 с карбюратором Солекс в систему охлаждения включен блок подогрева карбюратора, который позволяет улучшить запуск двигателя в холодную за счет прогрева блока дроссельных заслонок.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083
Ремонт ВАЗ 21099 (Лада) : Система охлаждения
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту ВАЗ 21099 (Лада) 1990-2008 г.в.
- Система охлаждения
11.5.1 Система охлаждения
1 — радиатор 2 — пробка сливного отверстия радиатора 3 — расширительный бачок 4 — подводящий шланг радиатора 5 — отводящий шланг 6 — пароотводящий шланг (к расширительному бачку) 7 — кожух с вентилятором Предупреждения Перед началом работы отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторн…
11.5.2 Радиатор и вентилятор с кожухом
1 — радиатор 2 — пробка сливного отверстия радиатора 3 — расширительный бачок 4 — подводящий шланг радиатора 5 — отводящий шланг 6 — пароотводящий шланг (к расширительному бачку) 7 — кожух с вентилятором Предупреждения Перед началом работы отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторн…
11.5.3 Замена крыльчатки и электродвигателя вентилятора
Детали крепления вентилятора: 1 – гайка 2 – пружинная шайба 3 – плоская шайба 4 – распорная втулка 5 – резиновая подушка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините провода электродвигателя вентилятора от держателя на кожухе вентилятора. 2. Отверните три гайки крепления и снимит…
11.5.4 Установка радиатора и вентилятора с кожухом
Радиатор системы охлаждения:
1 – пробка сливного отверстия 2 – датчик включения вентилятора 3 – штифты нижнего крепления 4 – резиновые подушки.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установку радиатора и кожуха с вентилятором производите в порядке, обратном снятию, с учетом следующих момен…
11.5.5 Проверка и замена термостата
1 — пробка сливного отверстия радиатора 2 — термостат 3 — шланг к подводящей трубе насоса 4 — шланг к расширительному бачку 5 — нижний шланг радиатора (отводящий) Примечания Если двигатель перегревается во время работы или медленно прогревается до рабочей температуры, нужно провери…
11.5.6 Снятие водяного насоса
Примечания Основные дефекты водяного насоса: 1. Течь охлаждающей жидкости из насоса. 2. Износ подшипника насоса, о чем свидетельствует повышенный шум при его работе. Перед началом: Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи и слейте охлаждающую жидкость (см. подраздел 11.5.7.)…
11.5.7 Дефектовка и установка водяного насоса
ПримечаниеРемонт водяного насоса, как правило, к желаемому результату не приводит, поэтому рекомендуется заменять насос в сборе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Водяной насос надо заменить, если: в процессе эксплуатации была замечена течь охлаждающей жидкости из насоса; имеется заметный…
11.5.8 Замена охлаждающей жидкости
Пробка сливного отверстия блока цилиндров Пробка сливного отверстия радиатора При сливе охлаждающей жидкости автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной поверхности. Тип охлаждающей жидкости — Тосол А-40 Предупреждения Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодном двигател…
↓ Комментарии ↓
1. Описание автомобиля
1.0 Описание автомобиля
1.1 Внешний вид
1.2 Подкапотное пространство
1.3 Общие данные
1.4 Технические характеристики
1.5 Паспортные данные
2. Эксплуатация автомобиля
2.0 Эксплуатация автомобиля
2.1 Правила техники безопасности и рекомендации по эксплуатации
2.2 Боковые двери
2.3 Крышка багажника
2.4 Открытие и закрытие капота
2.5 Багажное отделение
2.6 Регулировка передних сидений
2.7 Органы управления
2.8 Вентиляция и отопление салона
2.9 Устранение запотевания или обмерзания стекол
3. Техническое обслуживание автомобиля
3.0 Техническое обслуживание автомобиля
3.1 Проверка герметичности уплотнений двигателя и коробки передач
3.2 Проверка герметичности системы охлаждения
3.3 Проверка герметичности топливной системы
3.4 Замена охлаждающей жидкости
3.5 Замена масляного фильтра и масла в двигателе
3.6 Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
3.7 Проверка и регулировка ремня привода генератора
3.8 Замена ремня привода генератора
3.9 Очистка и промывка деталей системы вентиляции картера
3.33. Замена ламп
4. Уход за автомобилем
4.0 Уход за автомобилем
4.1 Мойка автомобиля
4.2 Уход и восстановление лакокрасочного покрытия кузова
4.3 Смазка кузова
4.4 Прочистка дренажных отверстий
4.5. Хранение автомобиля
4.6 Подготовка к зимней эксплуатации
4.7 Советы по пуску двигателя в сильный мороз
4.8 Что полезно купить к зиме
4.9 Советы по зимней эксплуатации автомобиля
5. Неисправности в пути
5.0 Неисправности в пути
5.1. Двигатель
5.2. Проверка электрооборудования
5.3 Появились посторонние стуки
5.4 Вибрация и удары на рулевом колесе
5.5. Проблемы с тормозами
5.6 Прокол колеса
6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть
6.1. Передняя подвеска
6.2. Задняя подвеска
7. Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
7.1 Рулевое колесо
7.2 Рулевая колонка
7.3 Механизм рулевого управления
7.4 Замена рулевых тяг
8. Тормозная система
8.0 Тормозная система
8.1 Тормозной механизм переднего колеса
8.2 Тормозной механизм заднего колеса
8.3 Колесный цилиндр
8.4 Привод тормозных механизмов
9. Электрооборудование
9.0 Электрооборудование
9.1 Блок реле и предохранителей
9.2. Генератор
9.3. Стартер
9.4. Освещение и световая сигнализация
9.5. Отопитель
9.6. Стеклоочистители
9.7 Звуковой сигнал
9.8. Система зажигания
9.9 Панель приборов (высокая)
Кузов
10.0 Кузов
10.1 Замена переднего буфера
10.2 Замена заднего буфера
10.3 Замена облицовки радиатора
10.4 Замена переднего крыла
10.5 Cнятие и установка капота
10.6 Регулировка капота
10.7 Регулировка замка капота
10.8 Передняя дверь
10.9 Задняя дверь
11. Двигатель и его системы
11.0 Двигатель и его системы
11.1 Снятие и установка двигателя
11.2 Регулировка зазоров в приводе клапанов
11.3. Система питания
11.4. Система смазки
11.5. Система охлаждения
11.6. Система выпуска отработавших газов
11.7 Полная разборка двигателя
11.8 Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонт
11.9 Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
11.10. Головка блока цилиндров
11.15. Регулировка карбюратора
12. Трансмиссия
12.0 Трансмиссия
12.1 Коробка передач и дифференциал. Основные узлы и детали
12.2 Снятие коробки передач
12.3 Установка коробки передач
12.4 Регулировка привода сцепления
12.5 Разборка коробки передач
12.6 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач
12.7. Вторичный вал коробки передач
12.8 Первичный вал коробки передач
12.9. Дифференциал
12.16. Привод сцепления
12.17. Привод передних колес
13. Приложения
13.0 Приложения
13.1 Приложение 1. Основные данные для регулировок и контроля
13.2 Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
13.3 Приложение 3. Моменты затяжки резьбовых соединений
13.4 Приложение 4. Сервисная книжка
13.5 Приложение 5. Схема электрооборудования автомобиля
Инжектор ВАЗ-21099 – схема электрооборудования, ремонт системы охлаждения двигателя + Видео
Обсуждать достоинства и недостатки автомобилей с инжекторами начали еще задолго до появления таких транспортных средств. Кому-то эта затея производителей понравилась, кто-то напрочь отказывался водить такие автомобили. Как бы там ни было, отечественный автоконцерн решил не отставать от мировых тенденций и выпустил ВАЗ-21099 инжектор. Что представляет собой этот автомобиль и какие проблемы сопровождают его владельца в процессе эксплуатации будет полезно узнать каждому автолюбителю.
1 ВАЗ-21099 с инжекторным двигателем – почему автомобиль не заводится
Владельцы, которые используют инжекторные ВАЗ-21099 на протяжении нескольких лет, чаще всего жалуются на отвратительную работу стартера и аккумулятора этой модели. Действительно, качество данных деталей автомобиля оставляет желать лучшего. Определить, что из строя вышли именно аккумулятор или стартер очень просто: вставьте и поверните ключ. Если стартер не вращается, однако характерное «щелканье» все же издает, значит, аккумулятор вашего автомобиля разрядился. Причин разрядки этого элемента может быть масса: разболтанный шкив генератора, плохие контакты на клеммах. Обнаружив одну из этих неисправностей, аккумулятор стоит заменить на новый.
Еще одна причина, по которой не заводится ВАЗ-21099 – инжектор или топливный фильтр автомобиля засорены. На работу этих элементов машины влияет качество бензина. К счастью владельцев 99-ой модели ВАЗ, производитель оснастил данную модель прозрачными фильтрами, что дает водителю возможность «на глаз» определить уровень загрязнения топливной системы. Если вы извлекли фильтр и увидели загрязнения, то стоит немедленно прочистить эту деталь. Для этого можно использовать жидкость для промывки инжектора автомобиля. Если ситуация сложная и фильтр так и не очистился, значит, его нужно заменить.
2 Причины неисправности системы охлаждения авто
Довольно часто ВАЗ-21099 с инжекторным двигателем не заводится из-за поломки термостата. Этот элемент является частью системы охлаждения машины и выполняет функции переключателя между двумя кругами движения охлаждающей жидкости. Когда эта деталь неисправна, жидкость не попадает в радиатор автомобиля. Еще один элемент системы охлаждения автомобиля, который часто выходит из строя – это помпа. Конструкцию этой детали нельзя назвать сложной и в ней мало что может сломаться. Однако внутри помпы находится сальник, из-за поломки которого охлаждающая жидкость начнет вытекать из системы. Кроме того, в помпе находится подшипник, неисправность которого приводит к прекращению работы осевого вала. Поэтому если в процессе эксплуатации вы услышите скрежет и свист со стороны системы охлаждения автомобиля, подшипник стоит немедленно заменить.
Следующая деталь, которая часто выходит из строя в ВАЗ-21099 – электрический вентилятор системы охлаждения. Результатом этого становится резкое повышение температуры, о чем может оповестить специальный датчик на бортовом компьютере. Нередко «шалит» и сам датчик. Чтобы «привести его в чувства» достаточно сомкнуть контакты позади него. Как показывает практика, такое действие иногда способно перезапустить вентилятор, после чего последний будет работать более стабильно.
3 Причины и методы устранения короткого замыкания в электросхеме автомобиля
Владельцы инжекторного ВАЗ-21099 зачастую жалуются на проблемы с электроникой и обгорание контактов при эксплуатации автомобиля. Причина этому – банальная экономия производителя на качестве комплектующих. Особенное беспокойство у водителя может вызвать монтажный блок, расположенный под самим капотом автомобиля. Дренажное отверстие довольно часто забивается сторонними предметами, из-за чего влажный воздух просачивается к блоку и окисляет контакты.
Помочь водителю осознать, что причина неисправности кроется в проводке, поможет сам автомобиль. Для этого необходимо обратить внимание на следующие изменения:
- мотор глохнет сразу же при включении вентилятора;
- двигатель ведет себя аналогично при включении «дальних» фар;
- когда включается стартер, салон машины заполняется стойким запахом горелой пластмассы;
- тот же запах появляется при включении отопительной печки.
Если вы обнаружили хотя бы один из этих симптомов, немедленно приступайте к ремонту проводки.
Для этого необходимо действовать строго по схеме электропроводки, которая должна быть у каждого владельца инжекторного ВАЗ-21099.
Начинать поиски неисправности лучше всего с монтажного блока. Для этого снимаем клемму с аккумулятора, открываем крышку и внимательно осматриваем каждый контакт. Если причина обгорания контактов кроется не в блоке, то продолжаем поиски. Еще одним проблемным узлом в схеме электропроводки ВАЗ-21099 с инжекторным двигателем специалисты считают блок предохранителей. Чаще всего эту деталь автомобиля не удается починить, так как вместе с проводкой сгорают и клеммы. В таких случаях блок подлежит замене.
Нередко понять, что проблема кроется в проводке, помогают световые и звуковые приборы машины. Если вы заметили странности в поведении задних стоп-сигналов или магнитолы, то стоит отыскать все ту же схему электропроводки и начать поиски обгоревших проводов.
Отличным сигнализатором о появлении проблемы служит дополнительно установленное световое оборудование. Например, подсветка днища машины при замыкании в проводке вообще перестает функционировать.
4 Электрооборудование автомобиля и установка бортового компьютера
Автомобиль ВАЗ-21099 с инжекторным двигателем, как и другие модели отечественного производителя, не отличается разнообразием в электрооборудовании. Набор источников и потребителей электроэнергии в машине стандартный – ими выступают аккумуляторная батарея и генератор. В роли потребителей – оборудование двигателя, системы освещения и контрольно-измерительные приборы. Электросхема 99-ой модели выполнена по одноприводному принципу – все минусовые выводы электроприборов присоединены к кузову машины.
Многим владельцам инжекторных ВАЗ-21099 вполне хватает этого стандартного набора. Однако есть и те, кто не желает довольствоваться столь скромным перечнем электрооборудования и дополнительно устанавливает бортовой компьютер. Почему именно это прибор? Ответ очень прост – компьютер позволяет следить буквально за каждым показателем автомобиля и быстро сообщает о поломке. Однако просто купить и установить бортовой компьютер порой бывает не так уж и просто. Причина этому – разнообразие параметров прибора. При покупке компьютера стоит обращать внимание на такие факторы:
- Рабочее напряжение. Необходимо выбирать такой прибор, который бы работал при напряжении ниже 10 и выше 14 В;
- Разрядность процессора – не ниже 32 бит. Более слабый бортовой компьютер порой не способен отследить ситуацию с показателями машины;
- Температура, оптимальная для работы прибора, должна находиться в диапазоне от -10˚ до +45˚С.
Процесс установки бортового компьютера не отнимет много времени. Сначала отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора. После этого снимаем заглушку на передней панели салона автомобиля. Далее ищем диагностическую колодку – она должна располагаться под торпедкой со стороны пассажира. Затем берем белый провод с маркировкой «М» и вставляем в соответствующий разъем диагностической колодки. Второй конец провода подсоединяем к разъему «2» колодки переходника. Затем синим проводом с маркировкой «6» соединяем лампу подсветки прикуривателя и колодку переходника. Зеленый провод вставляем в разъем с пометкой «8» колодки переходника. Второй конец провода подключаем к контакту под номером 11 на схеме электроприборов ВАЗ-21099. Затем необходимо соединить 4-клеммную колодку с ответной частью, которая располагается рядом с гнездом аудиосистемы. На финишном этапе монтажа бортового компьютера устанавливаем устройство на его место в передней панели салона.
После этого ожидаем включения прибора и его автоматического перехода в режим ожидания.
P0201 Код неисправности OBD-II: неисправность цепи форсунки
P0201 определение кода
P0201 указывает на общую проблему в цепи форсунки цилиндра 1.
- Примечание : Этот код аналогичен P0200, P0202, P0203, P0204, P0205, P0206, P0207, P0208. Кроме того, этот код можно увидеть в условиях пропуска зажигания двигателя, богатой и обедненной смеси.
Что означает код P0201
Диагностический код неисправности P0201 сообщает нам, что ECM обнаружил неисправность в цепи форсунки цилиндра 1.Этот код указывает на то, что при работе цепи форсунки 1-го цилиндра обнаружены выходящие за допустимые пределы рабочие характеристики.
При обнаружении неисправности загорается индикатор проверки двигателя и включается отказоустойчивый режим. Отказоустойчивый режим будет действовать до тех пор, пока не будет обнаружена нормальная работа или пока не будет исправлен код.
Что вызывает код P0201?
- Неисправность форсунки 1 цилиндра
- Обрыв или короткое замыкание в жгуте проводов
- Плохое электрическое соединение в жгуте проводов или разъеме
- Неисправный или неисправный ЭБУ
Каковы симптомы кода P0201?
Симптомы могут появиться до того, как на приборной панели будет установлен индикатор Check Engine.Транспортные средства могут находиться в богатой или обедненной смеси, что сопровождается пропуском зажигания в двигателе. Кроме того, автомобиль может работать плохо или вообще не работать. В случаях, когда автомобиль умирает, он не может перезапуститься. Автомобиль может демонстрировать плохое ускорение, недостаток мощности и плохой пробег газа.
Как механик диагностирует ошибку P0201?
Квалифицированные специалисты начнут с подключения расширенного сканера к порту DLC и проверки кодов. С любым имеющимся кодом обычно связаны данные стоп-кадра.Это сообщает им, при каких условиях, таких как скорость автомобиля, рабочая температура и нагрузка на двигатель, возник код.
Затем коды будут очищены, и будет проведен тест, чтобы увидеть, вернется ли код снова или это было разовое событие. Если код вернется, будет выполнен визуальный осмотр цепи форсунки и самой топливной форсунки.
Затем техник проверит напряжение на форсунке, чтобы убедиться в правильной работе. Для контроля работы форсунки будет использоваться диагностический прибор, а в проводку форсунки будет установлен световой индикатор для проверки правильности импульсов топливной форсунки.
Если все это подтвердится, будет выполнен специальный тест ECM на производстве.
Общие ошибки при диагностировании кода P0201
Ошибки могут быть сделаны при диагностике любого кода, если не выполнены или пропущены надлежащие шаги.
Хотя наиболее частой причиной ошибки P0201 является топливная форсунка цилиндра 1, ее необходимо должным образом проверить, чтобы убедиться, что она неисправна. Если осмотр не будет проведен должным образом, может быть сделан ненужный ремонт, который приведет к потере времени и денег.
Насколько серьезен код P0201?
Серьезность этого кода может варьироваться от простого наличия контрольной лампы двигателя до плохой работы автомобиля и отсутствия мощности. Любой код, который может привести к смерти транспортного средства во время движения, должен быть исправлен как можно скорее для безопасной эксплуатации транспортного средства.
Какой ремонт может исправить ошибку P0201?
Цилиндр 1 обычно находится в моторном отсеке со стороны водителя. Топливная форсунка будет прикреплена к топливной рампе, установленной на впуске двигателя.
Топливные форсунки — частая неисправность в автомобилях с пробегом более 100 000 миль из-за загрязненных частиц в бензине. В некоторых случаях для улучшения топливной системы можно использовать такой продукт, как Seafoam, для очистки системы. В некоторых случаях это может помочь с проблемами инжектора.
Для эффективной диагностики P0201 необходимы дополнительные диагностические инструменты. Потребуется расширенное сканирование, чтобы проверить зарегистрированное ECM напряжение и сопротивление форсунок. Это также может сообщить техническим специалистам, как напряжение и сопротивление изменяются с течением времени, путем нанесения этих данных на график.
Набор световых индикаторов используется для проверки импульсной работы топливных форсунок. Это более сложный тест, чем просто проверка напряжения, но ECM ищет правильные импульсы, чтобы определить, правильно ли работает инжектор.
Нужна помощь с кодом P0201?
YourMechanic предлагает сертифицированных мобильных механиков, которые придут к вам домой или в офис для диагностики и ремонта вашего автомобиля. Получите расценки и запишитесь на прием онлайн или поговорите со консультантом по обслуживанию по телефону 1-800-701-6230.
коды неисправностей
P0201
Проверьте свет двигателя
.Цепи привода форсунок— Системы управления двигателем Toyota
Ток поступает в схемы управления ЭБУ (в примере №10 и №20) через топливные форсунки. Ток течет либо непосредственно от замка зажигания, либо от главного реле EFI. Когда включается схема управления ЭБУ, ток течет на землю через катушку соленоида форсунки. Создаваемое магнитное поле заставляет инжектор открываться против натяжения пружины. Когда цепь драйвера ЭБУ отключается, пружина закрывает клапан форсунки.
В настоящее время в двигателях Toyota EFI используются два распространенных типа схем управления; Обе эти схемы драйвера работают по принципу управления напряжением. В одном используется внешний соленоидный резистор и инжектор с низким сопротивлением, в другом — инжектор с высоким сопротивлением без соленоидного резистора. В обоих случаях требуется высокое сопротивление цепи для ограничения тока через обмотку форсунки. Без этого управления током, протекающим через форсунку, катушка соленоида перегреется, что приведет к поломке форсунки.
Третий тип схемы драйвера использовался Toyota на зарубежных моделях с двигателем 4A-GE с D-типом EFI. Эта схема, называемая управляемой током, никогда не использовалась Toyota на автомобилях, продаваемых в США, но широко используется другими производителями автомобилей. Этот тип схемы драйвера использует инжектор с низким сопротивлением и ограничивает ток, контролируя усиление транзистора драйвера. Преимуществом схемы драйвера с управлением по току является короткий период времени с момента включения транзистора драйвера до момента фактического открытия инжектора.Это функция скорости, с которой ток достигает своего пика.
С точки зрения времени открытия впрыска, цепь с внешним резистором, управляемая напряжением, несколько быстрее, чем цепь инжектора с высоким сопротивлением, управляемая напряжением. Однако, похоже, наблюдается тенденция к использованию этого последнего типа схемы из-за его более низкой стоимости и надежности. ЭБУ может компенсировать более медленное время открытия, соответственно увеличивая ширину импульса форсунки.
Осторожно: Никогда не подавайте напряжение аккумулятора непосредственно на форсунку с низким сопротивлением.Это вызовет повреждение форсунки из-за перегрева катушки соленоида. Используйте соответствующий контрольный провод из нержавеющей стали, чтобы обеспечить надлежащее последовательное сопротивление.
Была ли эта статья полезной?
Не платите сотни долларов, чтобы выяснить, что не так с вашей машиной. Эта книга посвящена тому, чтобы помочь независимым специалистам в домашних условиях понять и использовать технологию OBD-II для диагностики и ремонта своих автомобилей.
Получите мою бесплатную электронную книгу
.
P062D Рабочие характеристики цепи драйвера топливной форсунки, ряд 1
Код неисправности OBD-II Техническое описание
АртикулStephen Darby
Сертифицированный специалист ASE
Рабочие характеристики цепи драйвера топливной форсунки, банк 1
Что это значит?
Это общий диагностический код неисправности (DTC), применимый ко многим автомобилям OBD-II (с 1996 г. и новее). Это может включать в себя, помимо прочего, автомобили Ford, Honda, Hyundai, Kia, Land Rover, Toyota, Volkswagen и т. Д.Несмотря на общий характер, точные этапы ремонта могут различаться в зависимости от года выпуска, марки, модели и конфигурации трансмиссии.
Если ваш автомобиль OBD-II сохранил код P062D, это означает, что модуль управления трансмиссией (PCM) обнаружил проблему с производительностью в цепи драйвера топливной форсунки для первого ряда двигателей. Банк 1 обозначает группу двигателя, которая содержит цилиндр номер один.
Привод топливной форсунки является составной частью PCM или контроллера электронного впрыска топлива (EFI) (если применимо).
PCM управляет синхронизацией форсунки и шириной импульса, подавая импульс заземления на цепь в нужный момент. Поскольку в цепи уже присутствует постоянный источник напряжения аккумуляторной батареи (всякий раз, когда зажигание включено), это инициирует точную струю топлива из топливной форсунки под давлением. Это действие происходит для каждого цилиндра в последовательном повторении.
Помимо управления системой впрыска топлива, PCM также контролирует сопротивление обратной связи цепи топливной форсунки на наличие признаков неисправности.Это может позволить PCM обнаружить проблему до того, как она проявится как проблема управляемости.
Если PCM обнаруживает сигнал подтверждения топливной форсунки, выходящий за пределы ожидаемых параметров, будет сохранен код P062D, и может загореться индикаторная лампа неисправности (MIL). Подсветка MIL обычно возникает при первоначальном сбое для кода этого типа.
Типовая топливная форсунка:
Каков серьезность этого кода неисправности?
Сохраненный код P062D или любой другой код, связанный с впрыском топлива, следует классифицировать как серьезный и срочно изучить.
Каковы некоторые признаки кода?
Симптомы кода неисправности P062D могут включать:
- Снижение топливной экономичности
- Пропуски зажигания в двигателе (с сохраненными кодами)
- Колебание или срыв при разгоне
- Пониженная мощность двигателя
Каковы некоторые из распространенных причин появления кода?
Причины для этого кода могут включать:
- Обрыв или короткое замыкание проводки или разъема в цепи драйвера форсунки для банка 1
- Неисправная топливная форсунка
- Плохой контроллер PCM или EFI
- Ошибка программирования контроллера
Какие шаги по устранению неполадок P062D?
Для точной диагностики сохраненного кода P062D потребуются диагностический сканер, цифровой вольт / омметр (DVOM), осциллограф и источник диагностической информации автомобиля.Сканер, такой как Snap-On Modis, со встроенным DVOM и осциллографом хорошо подойдет для этой задачи. Без осциллографа невозможно будет отследить работу форсунки и поставить успешную диагностику.
Мне нравится начинать диагностику с подключения сканера к диагностическому порту автомобиля и извлечения всех сохраненных кодов и связанных данных стоп-кадра. Перед очисткой кодов я записываю эту информацию для справки. После очистки кодов из PCM я тестирую автомобиль, пока PCM не перейдет в режим готовности или код не будет сброшен.
Если PCM переходит в режим готовности без сброса кода:
Скорее всего, вы имеете дело с неустойчивым состоянием. Если код не сбрасывается в течение разумного периода времени, состояние может ухудшиться, прежде чем можно будет получить точный диагноз.
Если код сбрасывается немедленно:
Выполните визуальный осмотр всей соответствующей проводки и разъемов. При необходимости вы захотите заменить сгоревшие или поврежденные компоненты. Попытка исправить жгут проводов топливной форсунки часто приводит к тому, что PCM получает искаженный сигнал подтверждения драйвера топливной форсунки и сохраняет дополнительные коды.
Если системная проводка и разъемы исправны, используйте осциллограф для проверки каждой отдельной топливной форсунки. Проконсультируйтесь с вашим источником информации о транспортном средстве, чтобы получить диагностические блок-схемы, электрические схемы, виды разъемов, схемы контактов разъемов и рекомендуемые процедуры / спецификации тестирования для рассматриваемого транспортного средства. После подключения измерительных проводов осциллографа обратите внимание на любые несоответствия в волновой диаграмме (напряжении). При необходимости замените неисправные топливные форсунки. Если в работе топливной форсунки не обнаружено никаких отклонений от нормы, переходите к следующему шагу.
После проверки топливных форсунок отсоедините все контроллеры от цепи драйвера форсунок и используйте DVOM для проверки системных цепей. При необходимости замените проводку и / или разъемы.
Если все топливные форсунки и цепи системы функционируют должным образом, подозревают отказ контроллера или ошибку программирования контроллера.
- Драйвер / контроллер топливной форсунки обычно интегрирован в PCM
Обсуждения связанных с DTC
- 2011 Toyota Corolla d4d код P062D
как удалить этот код… - Ремонт p062d Ford Ranger
Dtc p 062d ford renger 2.2, 6speed Мы уже меняем жгуты проводов, меняем инжектор. Но двигатель все еще не работает, Помогите мне найти решение. Как программировать ЭБУ …. - P062D и P062E
Мой 79 Series Landcruiser VDJ V8 сломался и был с Toyota неделю. Один из блоков EDU перегорел, главный предохранитель блока управления двигателем перегорел, и теперь выяснилось, что 3 форсунки вышли из строя. Кто-нибудь когда-нибудь видел это раньше или есть какие-либо предложения или комментарии.Имею 2 топливных фильтра. В машине 30 000 …
Нужна дополнительная помощь с кодом P062D?
Если вам все еще нужна помощь относительно кода неисправности P062D, отправьте сообщение на наш БЕСПЛАТНЫЙ форум по ремонту автомобилей.
ПРИМЕЧАНИЕ: Эта информация представлена только в информационных целях. Это не является советом по ремонту, и мы не несем ответственности за какие-либо действия. берешь на себя любую технику. Вся информация на этом сайте защищена авторским правом.
.Комплект цепи топливной форсунки Инструмент для обслуживания цепей Монтажная плата линии связи комплексная проверка технического обслуживания g013 | |
инжекция
наша семья начала и начали производить дизельное топливо в этом направлении более 40 лет мы построили наш завод в Китае и собственный бренд DEFUTE, а также построили UAS AGERE INDUSTRIAL GROUP SHARE LIMITED в Америке.
Как профессиональный производитель форсунок для дизельного топлива и сопутствующих товаров, мы всегда считаем, что удовлетворение потребностей клиентов является краеугольным камнем выживания и развития предприятия.
Информация для отслеживания обычно обновляется в течение 72 часов.
Способ доставки небольшой посылки будет без отслеживания информации после того, как он покинет свою исходную страну, поэтому информация об отслеживании с тех пор не обновлялась.
2. Мы отправляем все наши товары по всему миру выбранным вами способом или более быстрым способом.После того, как мы отправим ваши товары, потребуется около 15-60 дней (более или менее) в вашу страну в целом. Это может зависеть от местного таможенного оформления, которое мы не можем контролировать.
3. Наша цена не включает налоги, НДС или другие скрытые платежи, мы не несем ответственности за таможенные пошлины.
4. Мы отправляем товар только по адресу, указанному в вашем заказе. Не забудьте указать правильную контактную информацию (имя, адрес, телефон и т. Д.) При отправке заказа. Затем, если вы хотите изменить свой адрес, вам необходимо отменить существующий заказ и разместить новый заказ.Международную доставку очень сложно предсказать, как только она была отправлена, мы больше не можем ее изменить.
1. Деньги высылаются нам только после того, как вы подтвердите, что доставка или срок доставки истек.
2. После того, как вы отменили заказ, система Алиэкспресс вернет вам деньги в течение 7-15 рабочих дней.
Продукты
Изображения приведены только для ознакомления, больше информации, пожалуйста, смотрите в отзывах.
Свяжитесь с нами
1.Если у вас есть какие-либо вопросы или требования, свяжитесь с нами напрямую.
2. Вы можете связаться с нами, оставив нам сообщение на Aliexpress или напишите нам.
3. Мы готовы поговорить с вами и построить хороший / долгосрочный бизнес.
Наше рабочее время:
С понедельника по субботу (кроме праздников) :
Пекинское время: 09: 00-18: 00; Нью-Йоркское время 20: 00-05: 00;
Мельбурнское время 12: 00-21: 00; лондонское время 01: 00-10: 00.
Мы ответим вам как можно скорее после того, как вернемся к работе.
.
Оставить ответ