1Az fe замена цепи грм: 403 — Доступ запрещён – замена цепи 1AZ-FSE, двигатель тойота, метки ГРМ, 2.0

замена цепи 1AZ-FSE, двигатель тойота, метки ГРМ, 2.0

Снятие и установка цепи привода ГРМ 1AZ-FSE 1 — натяжитель ремня привода генератора, 2 — натяжитель цепи привода ГРМ, 3 — прокладка, 4 — крышка цепи привода ГРМ, 5 — датчик положения коленчатого вала, 6 — передний сальник коленчатого вала, 7 — шкив коленчатого вала, 8 — башмак натяжителя цепи привода ГРМ, 9 • ротор датчика положения коленчатого вала,10    — цепь привода ГРМ, 11 — успокоитепь цепи привода ГРМ, 12 — звездочка коленчатого вала, 13 — направляющая цепи привода ГРМ, 14 — ведомая звездочка маспяного насоса, 15 — цепь привода масляного насоса,16    — ведущая звездочка масляного насоса, 17 —натяжитель цепи привода масляного насоса, 18 — пружина, 19 — масляный поддон.

1.    Сбросьте остаточное давление топлива.

2.    Слейте моторное масло.

3.    Снимите правое переднее колесо.

4.    Снимите нижний кожух №1 защиты двигателя.

5.    Снимите нижний кожух №2 защиты двигателя.

6.    Снимите уплотнение правого переднего подкрылка.

7.    Снимите декоративную решетку крышки головки блока цилиндров.

8.    Снимите демпфер пульсаций давления топлива.

9.    Отсоедините топливную трубку.

10.    Отсоедините топливную трубку №1.

11.    Снимите ТНВД.

12.    Снимайте ремень привода навесных агрегатов.

13.    Снимите генератор.

14.    Снимите катушки зажигания.

15.    Отсоедините шланг №2 системы вентиляции картера.

16.    Снимите пневмоклапан.

17.    Снимите крышку головки блока цилиндров.

18.    Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

а)    Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с меткой «0» на крышке цепи привода ГРМ.
 

Поверните шкив
б)    Убедитесь, что метки на звездочках совмещены с метками на крышках №1 и №2 подшипников распределительных валов.

Если метки не совмещены, проверните коленчатый вал на один оборот и вновь совместите метки.

19.    Снимите расширительный бачок радиатора.

20.    Снимите кронштейн №2 правой опоры двигателя.-

Установите деревянный брусок между пятой дом фата и двигателем.
 

Снимите кронштейн №2
21.    Снимите амортизатор правой опоры двигателя.

а)    Выверните болт и снимите хомут возвратной трубки.

б)    Отверните три болта и снимите амортизатор правой опоры двигателя.

22.    Отсоедините амортизатор передней опоры двигателя.

Выверните болт и снимите гайку, отсоедините амортизатор передней опоры от кронштейна передней опоры двигателя.
 

передней опоры двигателя
23.    Снимите натяжитель ремня привода генератора.

Отверните болт и гайку, снимите натяжитель ремня привода генератора.

24.    Отсоедините насос гидроусилителя рулевого управления.

Отсоедините насос гидроусилителя рулевого управления с подсоединенными шлангами и подвесьте его на веревке.

25.    Снимите натяжитель цепи привода ГРМ, отвернув две гайки крепления. Примечание: не вращайте коленчатый вал при снятом натяжителе.
 

Снимите натяжитель
26.    Снимите шкив коленчатого вала,

а) Выверните болт шкива при помощи спецприспособления.

6} Снимите шкив коленчатого вала с помощью съемника.

27.    Снимите датчик положения коленчатого вала.
 

датчик положения коленчатого вала
28.    Снимите масляный поддон.

а)    Выверните 12 болтов и две гайки крепления поддона.
 

крепления поддона
б)    Срежьте герметик с помощью спецприспособления.

29.    Снимите крышку цепи привода ГРМ.

а) Выверните шпильку натяжителя ремня привода навесных агрегатов.

 

натяжителя ремня привода
6} Отверните 14 болтов и две гайки,

в)    При помощи отвертки отделите крышку от головки и блока цилиндров.

г) Снимите крышку цепи привода ГРМ.
 

цепи привода ГРМ
30.    Снимите ротор датчика положения коленчатого вала.

31.    Снимите башмак натяжителя цепи привода ГРМ, отвернув болт крепления.

32.    Снимите успокоитель цепи привода ГРМ, отвернув 2 болта крепления.

33.    Снимите направляющую цепи, отвернув болт крепления
 

направляющую цепи
34.    Снимите цепь привода ГРМ.

35.    Снимите звездочку коленчатого вала.

36.    Снимите звездочки распределительных валов.

а)    Удерживая валы ключом, ослабьте болты крепления звездочек.
 

звездочки распределительных

б)    Отверните болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов.

в)    Отверните болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов.

г)    Снимите звездочки распределительных валов.

37. Снимите цепь привода масляного насоса.

а)    Проверните коленчатый вал на 90° против часовой стрелки и совместите отверстие вала масляного насоса с пазом насоса, как показано на рисунке.
 

звездочки распределительных
б)    Вставьте штифт диаметром 4 мм в отверстие вала, зафиксировав его, и отверните гайку.

в)    Снимите натяжитель цепи привода масляного насоса с пружиной, отвернув болт крепления.
 

натяжитель цепи
г)    Снимите звездочки и цепь.
 

Проверка цепи привода ГРМ 1AZ-FSE и натяжителя

 


1. Проверьте цепь привода ГРМ и звездочки валов,

а) Штангенциркулем измерьте длину 15-ти звеньев цепи в натянутом состоянии.
 

натяжитель цепи
Если длина участка цепи в 15 звеньев больше максимальной, замените цепь.

б)    Оберните цепь вокруг звездочки.

в)    Штангенциркулем измерьте диаметр звездочки по роликам, как показано на рисунке..
Минимальный диаметр звездочки:
 

натяжитель цепи
распределительный вал. 97,3 мм

коленчатый вал…………………51,6 мм

Если диаметр не соответствует указанному, замените звездочки с цепью.

2.    Проверьте башмак натяжителя и успокоитель цепи привода ГРМ на износ.

Максимальный износ..:……………..1 мм
 

натяжитель цепи
3.    Проверьте натяжитель цепи привода ГРМ.

а) Убедитесь, что плунжер свободно перемещается, когда храповик поднят.

б) Отпустите храповик и убедитесь, что плунжер заблокирован.
 

натяжитель цепи  

Замена переднего сальника коленчатого вала


Примечание: существуют два метода (А» и «Б”) замены переднего сальника коленчатого вала.

А. При снятой крышке цепи привода ГРМ.

а)    При помощи отвертки и молотка выбейте сальник.
 

натяжитель цепи
б)    Используя оправку, молотком запрессуйте новый сальник вровень с крышкой цепи привода ГРМ.

в)    Нанесите консистентную смазку на кромку сальника. _

Б. При крышке цепи привода ГРМ, установленной на блок цилиндров:

а) Используя спецприспособление, извлеките сальник.
 

натяжитель цепи
б) Оправкой и молотком запрессуйте новый сальник вровень с крышкой цепи привода ГРМ.

Примечание: не повредите коленчатый вал.
 

натяжитель цепи

 

Установка цепи 1AZ-FSE

1. Установите цепь привода масляного насоса и звездочки,

а)    Установите коленчатый вал шпонкой влево, а вал масляного насоса скосом вверх, как показано на рисунке.
 

натяжитель цепи
б)    Установите цепь на звездочки, совместив звенья с цветными метками с метками на звездочках.

в)    Установите звездочки на валы и временно затяните гайку крепления.

г)    Установите натяжитель цепи привода масляного насоса, вставив пружину натяжителя в отверстие.
 

натяжитель цепи
Момент затяжки……………………12 Н м

д)    Совместите отверстие вала масляного насоса с пазом насоса, как показано на рисунке.
 

натяжитель цепи

  е)    Вставьте штифт диаметром 4 мм в отверстие вала, зафиксировав его, и заверните гайку.

Момент затяжки…………………..30 Н м

ж)    Проверните коленчатый вал на 90° по часовой стрелке, сориентировав шпонку вала вертикально вверх.
 

натяжитель цепи
2. Установите звездочки распределительных валов,

а)    Расположите звездочку распределительного вала- выпускных клапанов меткой нарушу.

б)    Совместите установочный штифт распределительного вала с пазом звездочки и установите звездочку.

в)    Временно заверните болт крепления.

г)    Удерживая вал ключом, затяните болт крепления.
 

натяжитель цепи
Момент затяжки…………………..54 Н м

д)    Установите звездочку WT (распределительного вала впускных клапанов).

— Удерживайте звездочку в таком положении, чтобы паз в ней находился немного левее установочного штифта распределительного вала (придзгляде со стороны вала).

—    Установите звездочку на распределительный вал.

—    Слегка нажмите на звездочку и поверните ее против часовой стрелки.

—    Убедитесь, что нет видимого зазора между звездочкой и торцом распределительного вала.

Примечание: не вращайте звездочку по часовой стрелке.
 

натяжитель цепи
  —    Удерживая вал ключом, затяните болт крепления.

Момент затяжки…………………..54 Н м

—    Убедитесь, что привод WT перемещается по часовой стрелке и фиксируется стопорным штифтом в правильном положении.

е)    Временно заверните болт крепления.

ж)    Удерживая вал ключом, затяните болт крепления.

Момент затяжки…………………..54 Н м

з)    Убедитесь, что привод WT перемещается по часовой стрелке и фиксируется стопорным штифтом в правильном положении.

3,    Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ конца такта сжатия,

а)    Поверните распределительные валы, совместив метки на звездочках с метками на крышках №1 и №2 подшипников
распределительных валов.
 

натяжитель цепи
б)    Поверните коленчатый вал, установив его шпонкой вверх.

4.    Установите успокоитель цепи привода ГРМ.
 

натяжитель цепи
Момент затяжки…………………….9 Н м

5.    Установите звездочку коленчатого вала.

6.    Установите цепь привода ГРМ.

а)    Наденьте цепь на звездочку коленчатого вала, совместив звено с цветной меткой (синей или оранжевой) с меткой на звездочке.
 

натяжитель цепи
б) Наденьте цепь привода ГРМ на звездочки распределительных валов, совместив звенья с цветными (желтыми) метками с метками на звездочках.

7.    Установите направляющую цепи. Момент затяжки……………………..9 Н
 

натяжитель цепи
8.    Установите башмак натяжителя.

а)    Установите башмак.

Момент затяжки……………………19 Н м

б)    Убедитесь, что башмак удерживается ограничителем на блоке цилиндров

9.    Установите ротор датчика положения коленчатого вала меткой «F», как показано на рисунке.
 

натяжитель цепи
10.    Установите крышку цепи привода ГРМ.

а)    Удалите старый герметик. Будьте осторожны, не повредите контактные поверхности крышки цепи привода ГРМ, насоса охлаждающей жидкости, головки блока цилиндров и блока цилиндров.

—    Используя лезвие и скребок, удалите старый герметик с контактных поверхностей и из углублений под герметик.

—    Тщательно очистите все компоненты перед установкой.

—    Используя безосадочный растворитель, очистите поверхности перед нанесением герметика.

б)    Нанесите герметик на крышку цепи привода ГРМ, как показано на рисунке (толщина слоя 3-4 мм).

—    Не наносите избыточное количество герметика на контактные поверхности.

—    Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в инструкции по использованию герметика. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.
 

натяжитель цепи
в)    Нанесите герметик в места, показанные на рисунке (толщина слоя 2 мм).
  Нанесите герметик
г) Установите крышку цепи привода ГРМ. Равномерно, за несколько проходов, заверните 14 болтов и 2 гайки.

Момент затяжки: болт «А» (длина 30 мм,

головка на 10 мм)………………….9 Н-м

болт «В» (длина 30 мм,

головка на 12 мм)………………..21 Н м

болт «С» (длина 40 мм,

головка на 14 мм)………………..43 Н-м

болт «D» (длина 65 мм,

головка на 14 мм)………………..43 Н м

гайки…………………………………….9 Нм
 

Нанесите герметик
г)    Установите шпильку натяжителя ремня привода навесных агрегатов.

Момент затяжки………..’…………..9 Н м

11.    Установите масляный поддон,

а)    Нанесите герметик на масляный поддон.
 

Нанесите герметик
б)    Установите поддон и заверните 12 болтов и две гайки его крепления.

Момент затяжки…………………….9 Н м

12.    Установите датчик положения коленчатого вала.

13.    Установите шкив коленчатого вала.

а)    Очистите шкив коленчатого вала.

б)    Совместите шпонку со шпоночной канавкой шкива коленчатого вала и установите шкив.

в)    При помощи спецприспособления затяните болт.

Момент затяжки………………….170 Н м
 

Нанесите герметик
14.    Установите натяжитель цепи привода ГРМ.

а)    Нажмите на храповик, полностью утопите плунжер натяжителя цепи и зацепите крюк за штифт.
 

Нанесите герметик
б)    Установите новую прокладку, как показано на рисунке.

в)    Вставьте натяжитель в крышку цепи и заверните две гайки.

Момент затяжки……………………..9 Н м

15.    Переведите натяжитель цепи привода ГРМ в рабочее состояние,

а) Поверните коленчатый вал против часовой стрелки и освободите штифт плунжера от крюка.
 

Нанесите герметик
б) Поверните коленчатый вал по часовой стрелке и убедитесь, что натяжитель цепи давит на башмак.

16.    Установите насос гидроусилителя рулевого управления.

Момент затяжки…………………..50 Н-м

17.    Установите натяжитель ремня привода навесных агрегатов и заверните болт с гайкой.

Примечание: при установке натяжителя поддомкратьте двигатель на необходимую высоту.

Момент затяжки…………………..60 Н-м

18.    Установите амортизатор передней опоры двигателя.

Заверните болт и две гайки крепления амортизатора передней опоры двигателя.

Момент затяжки…………………..87 Н м

19.    Установите амортизатор правой опоры двигателя.

а)    Заверните три болта крепления амортизатора правой опоры двигателя.

Момент затяжки…………………..52 Н-м

б)    Установите хомут возвратной трубки и заверните болт.

Момент затяжки…………………….8 Н-м

20.    Установите кронштейн №2 правой опорыдвигателя.
 

Нанесите герметик
Заверните два болта и две гайки крепления кронштейна №2 правой опоры двигателя.

Момент затяжки:

«А»……………………………………… 52 Н-м

«В»………………………:……………113 Н-м

21.    Установите расширительный бачок радиатора.

Момент затяжки…………………….5 Н-м

22.    Установите крышку головки блока цилиндров.

а)    Удалите старый герметик.

б)    Нанесите герметик в места, показанные на рисунке.
 

Нанесите герметик
в)    Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров. Если прокладка повреждена, замените ее на новую.

Примечание: детали должны быть собраны в течение времени указанного в инструкции по применению герметика. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.

г)    Установите крышку головки блока цилиндров. Равномерно, за несколько проходов, заверните 9 болтов и 2 гайки.
 

головки блока цилиндров
23.    Установите пневмоклапан.

Момент затяжки…………………….7 Й-м

24.    Установите катушки зажигания.

Момент затяжки…………………….9 Н м

25.    Установите генератор.

26.    Установите ремень привода навесных агрегатов (ремень привода генератора).

27.    Установите ТНВД.

28.    Установите топливную трубку №1.

29.    Установите демпфер пульсаций давления топлива.

30.    Установите крышку головки блока .цилиндров.

Момент затяжки…………………….9 Н м

31.    Установите правое колесо.

Момент затяжки…………………103 Н м

32.    Залейте моторное масло.

33.    Убедитесь в отсутствии утечек масла.

34.    Убедитесь в отсутствии утечек топлива.

Двигатель Toyota 1AZ-FE 2.0 л. Установка меток цепи ГРМ

Двигатели Toyota серии AZ представляют из себя 4-х цилиндровые рядные 16-ти клапанные моторы. Их блоки цилиндров с чугунными гильзами отлиты из алюминия методом литья под давлением. Головка блока цилиндров так же произведена из алюминия. Клапанная крышка выполнена из легкого магний-алюминиевого сплава. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC с 4-я клапанами на цилиндр.

Впускной распределительный вал оснащен муфтой системы VVT-i. Два верхних распределительных вала приводятся в движение однорядной цепью с шагом 8 мм. Угол между впускными и выпускными клапанами составляет 27,5 °. Распределительные валы приводят в действие клапаны через регулировочные толкатели. Диаметр впускного клапана составляет 34 мм, выпускного клапана 29,5 мм, подъем впускного и выпускного клапана 8 мм. На впускном распределительном валу располагается муфта системы VVT-i, которая плавно изменяет время открытия впускных клапанов в промежутке 50°. Двигатель 1AZ-FE имеет объем 2 л (1998 куб. см). Диаметр цилиндра и ход поршня одинаковы, составляют 86 мм. Степень сжатия 9,6:1. Выходная мощность составляет 145 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 190 Н · м при 4000 оборотах в минуту. Такой двигатель устанавливался на Toyota Avensis, Toyota Caldina, Toyota Camry, Toyota RAV4, Toyota Vista, Toyota Premio, Toyota Avensis Verso .

Указания

  • Отсоедините провод от « — « клеммы аккумуляторной батареи.
  • Снимите свечи зажигания для облегчения вращения коленчатого вала.
  • Прокручивайте коленчатый вал только в нормальном направлении вращения (если не указано противоположное вращение).
  • НЕ ВРАЩАЙТЕ коленчатый вал посредством вращения звездочки распределительного вала или других звездочек.
  • НЕ ВРАЩАЙТЕ коленчатый или распределительный валы при снятой цепи привода ГРМ

 

Процедуры установки фаз газораспределения

  • Убедитесь, что метки на шкиве коленчатого вала совмещены с метками ВМТ на крышке цепи привода ГРМ  (1)
  • Убедитесь, что установочные метки звездочек распределительных валов совмещены (2) и (3) или (4): Если нет, проверните коленчатый вал на один оборот.

 

  • Проверьте совмещение окрашенного или отмеченного звена цепи  с установочной меткой звездочки коленчатого вала (5).

 

  • Снимите натяжитель цепи, башмак натяжителя и направляющую цепи.
  • Проверьте цепь на износ:
  • Растяните цепь.
  • Замените цепь, если длина звеньев превышает 115,4 мм  (6).
  • Проверьте звездочки на износ:
  • Наденьте цепь привода ГРМ на звездочку коленчатого вала.
  • Замените звездочку, если диаметр “X”по роликам цепи меньше 51,6 мм (7)
  • Наденьте цепь привода ГРМ на звездочку распределительного вала.
  • Замените звездочку, если диаметр “X” по роликам цепи меньше 97,3 мм (7).
  • Проверьте направляющие цепи на величину износа: Максимум 1,0 мм.
  • Убедитесь, что шпоночная канавка звездочки коленчатого вала находится в положении “12 часов” (8).

 

  • Установите цепь ГРМ, совместив цветные или помеченные звенья (2), (3) или (4) и (5).
  • Взведите натяжитель цепи:
  • Нажмите на храповик (9) для освобождения штока натяжителя (10).
  • Утопите шток в корпус натяжителя и заблокируйте фиксатором (11).
  • Установите натяжитель.
  • Немного поверните коленчатый вал против часовой стрелки.
  • Удалите фиксатор натяжителя (11).  

Проверка, замена цепи привода ГРМ двигателя 1AZ-FE. TOYOTA RAV4 ACA30 ACA33 ACA38 ALA30

1. ПРОВЕРЬТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1


  1. Приподняв храповик пальцем, убедитесь, что плунжер перемещается плавно.

  1. Отпустите храповик и убедитесь, что плунжер фиксируется храповым механизмом и не смещается при нажатии пальцем.

2. ПРОВЕРЬТЕ ЦЕПЬ В СБОРЕ

  1. С помощью штангенциркуля измерьте длину 16 звеньев полностью растянутой цепи.

    Максимально допустимая длина участка цепи:
    122,6 мм (4,827 дюйма)
    Если длина превышает максимально допустимую, замените цепь.
    УКАЗАНИЕ:
    Проведите такие замеры на трех или более участках цепи, выбранных случайным образом.
3. ПРОВЕРЬТЕ ЦЕПЬ № 2 В СБОРЕ

  1. С помощью штангенциркуля измерьте длину 8 звеньев полностью растянутой цепи.

    Максимально допустимая длина участка цепи:
    52,4 мм (2,063 дюйма)
    Если длина превышает максимально допустимую, замените цепь № 2 в сборе.
    УКАЗАНИЕ:
    Проведите такие замеры на трех или более участках цепи, выбранных случайным образом.
4. ПРОВЕРЬТЕ БАШМАК НАТЯЖИТЕЛЯ ЦЕПИ

  1. Измерьте износ башмака натяжителя цепи штангенциркулем.

    Максимально допустимый износ:
    1,0 мм (0,039 дюйма)
    Если износ превышает максимально допустимое значение, замените башмак натяжителя цепи.
5. ПРОВЕРЬТЕ УСПОКОИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1

  1. Измерьте износ успокоителя цепи штангенциркулем.

    Максимально допустимый износ:
    1,0 мм (0,039 дюйма)
    Если износ больше максимально допустимого, замените успокоитель цепи № 1.
6. ПРОВЕРЬТЕ ВЕДУЩУЮ ЗВЕЗДОЧКУ ГРМ

  1. Оберните цепь вокруг ведущей звездочки.

  1. Штангенциркулем измерьте диаметр зубчатого колеса газораспределительного механизма с цепью.

    Минимально допустимый диаметр зубчатого колеса (с цепью)::
    51,6 мм (2,031 дюйма)
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    При измерении штангенциркуль должен касаться роликов цепи.
    Если диаметр зубчатого колеса меньше минимально допустимого, замените цепь в сборе и ведущую звездочку коленчатого вала.
7. ПРОВЕРЬТЕ ВЕДУЩУЮ ЗВЕЗДОЧКУ МАСЛЯНОГО НАСОСА

  1. Оберните цепь вокруг ведущей звездочки.

  1. Штангенциркулем измерьте диаметр зубчатого колеса с цепью.

    Минимально допустимый диаметр зубчатого колеса (с цепью):
    48,2 мм (1,898 дюйма)
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    При измерении штангенциркуль должен касаться роликов цепи.
    Если диаметр зубчатого колеса меньше минимально допустимого, замените цепь № 2 в сборе и ведущую звездочку масляного насоса.
8. ПРОВЕРЬТЕ ЗВЕЗДОЧКУ ПРИВОДНОГО ВАЛА МАСЛЯНОГО НАСОСА

  1. Оберните цепь вокруг звездочки приводного вала.

Штангенциркулем измерьте диаметр зубчатого колеса приводного вала с цепью.

Минимально допустимый диаметр зубчатого колеса (с цепью):
48,2 мм (1,898 дюйма)
ПРИМЕЧАНИЕ:
При измерении штангенциркуль должен касаться роликов цепи.

Если диаметр зубчатого колеса меньше минимально допустимого, замените цепь № 2 в сборе и звездочку приводного вала масляного насоса.

 

Замена


1. ЗАМЕНИТЕ САЛЬНИК КРЫШКИ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА


  1. Извлеките сальник с помощью отвертки и молотка.

  1. Поместите стопор сальника на деревянные бруски.

  1. Нанесите на рабочую кромку нового сальника универсальную консистентную смазку.

    ПРИМЕЧАНИЕ:
    Не допускайте попадания на кромку посторонних частиц.

  1. С помощью SST и молотка установите новый сальник так, чтобы его поверхность была заподлицо с краем крышки зубчатого колеса ГРМ.

    Специальный инструмент (SST):
    09223-22010  
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    Не стучите по сальнику, направляя удары под углом.
Установка

1. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ № 2 В СБОРЕ


  1. Установите коленчатый вал так, чтобы его шпонка заняла горизонтальное положение слева.

  1. Поверните приводной вал так, что вырез был повернут вверх.


  1. Совместите отмеченные желтым цветом звенья с синхронизирующими метками на зубчатых колесах, как показано на рисунке.

  1. Установите звездочки на коленчатый вал и вал масляного насоса, одев цепь на зубчатые колеса.

  1. Временно закрепите звездочку приводного вала масляного насоса гайкой.


  1. Вставьте пружину успокоителя в регулировочное отверстие, установите пластину натяжителя цепи и закрепите ее болтом.

    Момент затяжки: 
    12 Н*м{ 122 кгс*см , 9 фунт-сила-футов }

  1. Совместите регулировочное отверстие звездочки приводного вала масляного насоса с канавкой на масляном насосе.

  1. Вставьте штифт диаметром 4 мм в установочное отверстие зубчатого колеса приводного вала масляного насоса, чтобы зафиксировать зубчатое колесо, и затяните гайку.

    Момент затяжки: 
    29,5 Н*м{ 301 кгс*см , 22 фунт-сила-футов }
2. УСТАНОВИТЕ ВЕДУЩУЮ ЗВЕЗДОЧКУ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

3. УСТАНОВИТЕ УСПОКОИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1

  1. Закрепите успокоитель цепи 2 болтами.

    Момент затяжки: 
    9,0 Н*м{ 92 кгс*см , 80 фунт-сила-дюймов }
4. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ В СБОРЕ

  1. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.

    1. Гаечным ключом поверните распредвалы (за шестигранную часть) так, чтобы совместить синхронизирующие метки на зубчатом колесе распредвала с синхронизирующими метками на крышках подшипников № 1 и № 2, как показано на рисунке.


    2. С помощью болта крепления шкива поверните распредвал так, чтобы шпонка распредвала была сверху.


  1. Оденьте цепь на ведущую звездочку коленчатого вала, совместив звено с золотистой или оранжевой меткой с синхронизирующей меткой коленчатого вала.


  1. С помощью SST и молотка запрессуйте ведущую звездочку на коленчатый вал.

    Специальный инструмент (SST):
    09309-37010  

  1. Совместите звенья с золотистыми или оранжевыми метками и синхронизирующие метки на зубчатом колесе и звездочке распредвала, а затем оденьте цепь.

5. УСТАНОВИТЕ БАШМАК НАТЯЖИТЕЛЯ ЦЕПИ

  1. Установите башмак натяжителя цепи и закрепите его болтом.

    Момент затяжки: 
    19 Н*м{ 194 кгс*см , 14 фунт-сила-футов }
6. УСТАНОВИТЕ НАПРАВЛЯЮЩУЮ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА

  1. Установите направляющую цепного привода ГРМ и закрепите его болтом.

    Момент затяжки: 
    9,0 Н*м{ 92 кгс*см , 80 фунт-сила-дюймов }
7. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1

  1. Установите зубчатый диск датчика положения коленчатого вала, так чтобы метка F была спереди.

8. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА В СБОРЕ
  1. Удалите остатки старого герметика и проследите, чтобы масло не попало на соприкасающиеся поверхности крышки цепного привода ГРМ, головки блока цилиндров и блока цилиндров.


  1. Нанесите герметик в виде валика (диаметр 4,0-5,0 мм (0,157-0,177 дюйма)), как показано на рисунке.

    Герметик:
    Фирменный герметик Seal packing black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный.
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    1. Удалите все масло с контактной поверхности.
    1. Установите крышку цепного привода в течение 3 минут после нанесения герметика.
    1. Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, двух часов после установки крышки цепного привода.
  1. Нанесите герметик в виде сплошного валика, как показано на рисунке.

    Герметик:
    Фирменный герметик Seal packing black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный.
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    1. Удалите все масло с контактной поверхности.
    1. Установите крышку цепного привода в течение 3 минут после нанесения герметика.

    1. Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, двух часов после установки крышки цепного привода.

  1. Закрепите крышку цепи привода ГРМ 11 болтами 2 гайками.

    Момент затяжки: 
    9,0 Н*м{ 92 кгс*см , 80 фунт-сила-дюймов } для болта A
    25 Н*м{ 255 кгс*см , 18 фунт-сила-футов } для болта B
    55 Н*м{ 561 кгс*см , 41 фунт-сила-футов } для болта C
    11 Н*м{ 112 кгс*см , 8 фунт-сила-футов } для гайки
    УКАЗАНИЕ:
    Длина болта:
    Болт A
    Длина головки 10 мм составляет 30 мм (1,18 дюйма)
    Болт B
    Длина головки 12 мм составляет 30 мм (1,18 дюйма)
    Болт C
    Длина головки 14 мм составляет 40 мм (1,57 дюйма)

  1. С помощью торцевого ключа E10 torx вверните резьбовую шпильку для натяжителя поликлинового ремня.

    Момент затяжки: 
    21,5 Н*м{ 219 кгс*см , 16 фунт-сила-футов }
9. УСТАНОВИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 В СБОРЕ

  1. Отпустите храповик, затем вдавите плунжер до упора и зацепите крюк за штифт так, чтобы зафиксировать плунжер в положении, показанном на рисунке.


  1. Установите новую прокладку и закрепите натяжитель цепи 2 гайками.

    Момент затяжки: 
    9,0 Н*м{ 92 кгс*см , 80 фунт-сила-дюймов }
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    Если при установке натяжителя цепи крюк вышел из зацепления с плунжером, верните крюк на место.
10. УСТАНОВИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ПОЛИКЛИНОВОГО РЕМНЯ В СБОРЕ

  1. Установите натяжитель поликлинового ремня и закрепите его болтом и гайкой.

    Момент затяжки: 
    59,5 Н*м{ 607 кгс*см , 44 фунт-сила-футов }
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    Не поднимайте двигатель выше, чем необходимо.
11. УСТАНОВИТЕ ПРАВЫЙ КРОНШТЕЙН ОПОРЫ ДВИГАТЕЛЯ

  1. Установите кронштейн правой опоры двигателя и закрепите его 3 болтами.

    Момент затяжки: 
    55 Н*м{ 561 кгс*см , 41 фунт-сила-футов }
12. УСТАНОВИТЕ ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

  1. С помощью SST зафиксируйте шкив и затяните болт.

    Специальный инструмент (SST):
    09213-54015   (91651-60855)
    09330-00021  
    Момент затяжки: 
    180 Н*м{ 1835 кгс*см , 133 фунт-сила-футов }

  1. Проверните коленчатый вал против часовой стрелки, а затем снимите крюк со штифта плунжера.


  1. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке и проверьте, чтобы поршень был выдвинут.

13. УСТАНОВИТЕ ПОДДОН КАРТЕРА В СБОРЕ
  1. Удалите остатки старого герметика. Следите за тем, чтобы масло не попало на сопрягающиеся поверхности блока цилиндров и поддона картера.


  1. Нанесите герметик в виде сплошного валика (диаметр 3,0–4,0 мм (0,118–0,157 дюйма)), как показано на рисунке.

    Герметик:
    Фирменный герметик Seal packing black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный.
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    1. Удалите все масло с контактной поверхности.
    1. Установите поддон картера в течение 3 минут после нанесения герметика.
    1. Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, двух часов после установки поддона картера.
  1. Установите поддон картера на блок цилиндров.


  1. Равномерно затяните 12 болтов и 2 гайки в порядке, указанном на рисунке.

    Момент затяжки: 
    9,0 Н*м{ 92 кгс*см , 80 фунт-сила-дюймов }

  1. Установите телескопический гидравлический домкрат под двигатель и поместите на домкрат деревянный брусок.

  1. Снимите устройство для подъема двигателя и таль.

  1. Снимите крюки № 1 и № 2 для вывешивания двигателя.

14. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

ПРИМЕЧАНИЕ:
При установке на кольцевом уплотнении не должно быть трещин, оно не должно быть смятым.
  1. Нанесите тонкий слой моторного масла на кольцевое уплотнение датчика.


  1. Установите датчик и закрепите его болтом.

    Момент затяжки: 
    9,0 Н*м{ 90 кгс*см , 80 фунт-сила-дюймов }
  1. Присоедините зажим жгута проводов.

  1. Установите зажим разъема.

  1. Подсоедините разъем датчика.

  1. Убедитесь, что жгут проводов датчика с помощью специального хомута закреплен сзади выступа на защитном чехле цепи распределительного механизма.

15. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ
  1. Удалите весь старый герметик с контактной поверхности.


  1. Нанесите герметик Seal packing на 2 участка, показанные на рисунке.

    Герметик:
    Фирменный герметик Seal packing black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный.
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    1. Удалите все масло с контактной поверхности.
    1. Установите поддон картера в течение 3 минут после нанесения герметика.
    1. Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, двух часов после установки поддона картера.

  1. Закрепите крышку головки блока цилиндров 8 болтами и 2 гайками.

    Момент затяжки: 
    11 Н*м{ 112 кгс*см , 8 фунт-сила-футов } для болта A
    14 Н*м{ 143 кгс*см , 10 фунт-сила-футов } для болта B
    11 Н*м{ 112 кгс*см , 8 фунт-сила-футов } для гайки

  1. Установите 2 жгута проводов двигателя и закрепите его 2 болтами.

    Момент затяжки: 
    8,4 Н*м{ 86 кгс*см , 74 фунт-сила-дюймов }

  1. Подключите 2 шланга вентиляции к крышке головки блока цилиндров.

16. УСТАНОВИТЕ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ В СБОРЕ

  1. Установите 4 катушки зажигания и закрепите 4 болтами.

    Момент затяжки: 
    9,0 Н*м{ 92 кгс*см , 80 фунт-сила-дюймов }
  1. Подсоедините разъемы 4 катушек зажигания.

17. УСТАНОВИТЕ КРОНШТЕЙН ОПОРНОГО РОЛИКА

  1. Установите кронштейн крепления, зафиксировав его 2 болтами.

    Момент затяжки: 
    60 Н*м{ 612 кгс*см , 44 фунт-сила-футов }
18. УСТАНОВИТЕ ПРАВУЮ ПОДУШКУ ОПОРЫ ДВИГАТЕЛЯ

  1. Установите правую подушку опоры двигателя и закрепите его 4 болтами и 2 гайками.

    Момент затяжки: 
    95 Н*м{ 969 кгс*см , 70 фунт-сила-футов } для болта
    95 Н*м{ 969 кгс*см , 70 фунт-сила-футов } для гайки А
    52 Н*м{ 530 кгс*см , 38 фунт-сила-футов } для гайки В
19. УСТАНОВИТЕ ПЕРЕДНЮЮ ПОДУШКУ ОПОРЫ ДВИГАТЕЛЯ

  1. Установите переднюю подушку опоры двигателя и закрепите ее 2 болтами.

    Момент затяжки: 
    95 Н*м{ 969 кгс*см , 70 фунт-сила-футов }

  1. Вверните болт для крепления переднего кронштейна передней опоры двигателя.

    Момент затяжки: 
    145 Н*м{ 1479 кгс*см , 107 фунт-сила-футов }

  1. Освободите 2 зажима жгута проводов двигателя.

  1. Установите защиту жгута проводов и закрепите ее болтом.

20. УСТАНОВИТЕ РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК РАДИАТОРА

  1. Установите расширительный бачок радиатора и закрепите его 2 болтами.

    Момент затяжки: 
    5,0 Н*м{ 51 кгс*см , 44 фунт-сила-дюймов }
21. УСТАНОВИТЕ ГЕНЕРАТОР В СБОРЕ

  1. Убедитесь, что жгут проводов датчика положения коленчатого вала с помощью специального хомута закреплен сзади выступа на защитном чехле цепи распределительного механизма.


  1. Установите генератор и закрепите его 2 болтами.

    Момент затяжки: 
    21 Н*м{ 215 кгс*см , 16 фунт-сила-футов } для болта A
    52 Н*м{ 530 кгс*см , 38 фунт-сила-футов } для болта B

  1. Присоедините зажим жгута проводов.

  1. Установите кронштейн зажима жгута проводов при помощи болта.

    Момент затяжки: 
    8,4 Н*м{ 85 кгс*см , 74 фунт-сила-дюймов }
  1. Подсоедините провод генератора и зафиксируйте соединение гайкой.

    Момент затяжки: 
    9,8 Н*м{ 100 кгс*см , 7 фунт-сила-футов }
  1. Установите заглушку контакта.

  1. Подсоедините разъем генератора.

22. УСТАНОВИТЕ ПОЛИКЛИНОВОЙ РЕМЕНЬ ВЕНТИЛЯТОРА И ГЕНЕРАТОРА

  1. С помощью торцевого гаечного ключа на 19 мм (SST) ослабьте натяжитель поликлинового ремня, повернув рычаг по часовой стрелке, затем установите поликлиновой ремень вентилятора и генератора.

    Специальный инструмент (SST):
    09216-42010  
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    1. Подсоедините SST и инструменты так, чтобы во время работы они находились рядом.
    2. При установке натяжителя медленно вращайте его по часовой стрелке не менее 3 секунд. Не прикладывайте усилие резко.
    3. После полной установки натяжителя не прикладывайте усилие большее, чем необходимо.
23. УСТАНОВИТЕ ПРАВОЕ УСИЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ
  1. Установите правое усиление и закрепите его 4 болтами.

    Момент затяжки: 
    96 Н*м{ 989 кгс*см , 71 фунт-сила-футов }
24. УСТАНОВИТЕ ПЕРЕДНЮЮ ВЫПУСКНУЮ ТРУБУ

  1. При помощи штангенциркуля замерьте длину пружины сжатия в свободном состоянии.

    Минимально допустимая длина:
    41,5 мм (1,634 дюйма)
    Если длина в свободном состоянии меньше минимально допустимой, замените пружину сжатия.

  1. Установите новую прокладку вручную заподлицо с выпускным коллектором.

    ПРИМЕЧАНИЕ:
    1. Убедитесь, что прокладка установлена в соответствии с правильным направлением установки.
    2. Повторное использование снятых прокладок запрещено.
    3. Не надавливайте на прокладку при установке передней выпускной трубы.
  1. Установите переднюю выпускную трубу и закрепите ее 2 пружинами сжатия и 2 болтами.

    Момент затяжки: 
    43 Н*м{ 438 кгс*см , 32 фунт-сила-футов }


25. ЗАЛЕЙТЕ МОТОРНОЕ МАСЛО
  1. Очистите и установите пробку для спуска масла с новой прокладкой.

    Момент затяжки: 
    40 Н*м{ 408 кгс*см , 30 фунт-сила-футов }
  1. Добавьте новое масло.

    Номинальный объем:
    Параметр / Устройство
    Заданные условия
    Слив и заполнение с заменой масляного фильтра
    3,8 литра (4,0 кварты США, 3,3 английской кварты)
    Слив и заполнение без замены масляного фильтра
    3,6 литра (3,8 кварты США, 3,2 английской кварты)
    Заполнение сухой системы
    4,5 литра (4,9 кварты США, 4,0 английской кварты)
  1. Установите крышку маслоналивной горловины.

26. ПОДСОЕДИНИТЕ КАБЕЛЬ К ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ (-) ВЫВОДУ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
27. ПРОВЕРЬТЕ, НЕТ ЛИ УТЕЧЕК МОТОРНОГО МАСЛА
  1. Включите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек масла.

28. ПРОВЕРЬТЕ, НЕТ ЛИ УТЕЧЕК ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
29. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ДВИГАТЕЛЯ № 1

  1. Установите крышку двигателя и закрепите ее 2 гайками.

    Момент затяжки: 
    7,0 Н*м{ 71 кгс*см , 62 фунт-сила-дюймов }
30. УСТАНОВИТЕ ФАРТУК ПЕРЕДНЕГО КРЫЛА С ПРАВОЙ СТОРОНЫ
31. УСТАНОВИТЕ НИЖНЮЮ КРЫШКУ ДВИГАТЕЛЯ № 1
32. УСТАНОВИТЕ ПРАВОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО
33. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ОТВЕРСТИЯ КРОНШТЕЙНА РАДИАТОРА

Замена цепи ГРМ на двигателе 1ZZ-FE Toyota RAV4

Нас посетил недавно купленный Toyota RAV4 2001 года, двигатель 1ZZ-FE 1,8 литра с VVT-i, замена цепи ГРМ. Поскольку на спидометре 190 тысяч и к тому же осмотр показал, что цепь болтается на звездах распредвалов во всех направлениях, да еще и имеет провис. Но это не самое страшное, данный автомобиль ест масло ведрами, а причина проста, залегли маслосъемные кольца, это болезнь двигателя 1ZZ-FE 1,8 литра до 2005 года. Если кому интересно подробно читаем в статье посвященной замене поршней здесь.

Процедура замены цепи на данном двигателе особых проблем не вызывает, напрягает только все время мешающиеся трубки кондиционера и гидроусилителя и один болт крепления опоры двигателя под блоком АБС, великое множество лестных слов было высказано в отношении всей семьи инженера спроектировавшего этот автомобиль пока я пытался его открутить. Для замены нам понадобится: полный комплект ГРМ, прокладка клапанной крышки, тюбик высокотемпературного герметика, огромное желание и несколько чашек кофе.

Комплект для замены цепи ГРМ выглядит следующим образом.

Комплект ГРМ 1ZZ-FE

1 – успокоитель цепи.

2 – башмак натяжителя цепи.

3 – звездочка системы VVT.

4 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов.

5 – звездочка коленчатого вала.

6 – сальник коленвала.

7 – цепь привода ГРМ.

8 – автоматический натяжитель цепи.

Для начала осмотр.

Под капотом

Начнем

Снимаем декоративный пластик и откручиваем четыре болта крепящих модули зажигания. Снимаем модули.

Модули зажигания

Выворачиваем восемь болтов, две гайки и одну шпильку на 10 клапанной крышки. На фото отсутствует впускной коллектор, так как его сняли для разборки двигателя, вам снимать не надо.

Клапанная крышка

Снимаем клапанную крышку вместе с прокладкой.

Двигатель без крышки

Отключаем минусовую клемму аккумулятора. Отсоединяем всю проводку с генератора и откручиваем два болта крепящих его. Снимаем генератор. Фото с тыльной стороны.

Генератор

Поддомкрачиваем двигатель. Снимаем опору двигателя, выкручиваем три болта на 14. Если два боковых выкручиваются с помощью карданчика без проблем, то третий под блоком АБС …, а так же две гайки и болт на 14 крепление опоры к кронштейну двигателя. Вынуть опору мешает клапан VVT, его аккуратно снимаем. Крепится одним болтом на 10.

Клапан VVT

Сливаем антифриз с радиатора и блока цилиндров.

Кран на блоке находится под выпускным коллектором. На радиаторе слева, снизу.

Сливной кран блока цилиндров

Выставляем верхнею мертвую точку.

Снимаем переднее правое колесо и пластиковый брызговик.

Метка на шкиве коленвала должна быть напротив метки «0» на крышке ГРМ.

Метка коленвала

На звездах распределительных валов две метки друг напротив друга. Если этого не произошло, проворачиваем коленвал на один оборот.  Качество фото хромает, поскольку сделано гибкой камерой. По-другому сфотографировать не получается так как мешают трубки кондиционера, АБС и ГУР.

Метки распредвалов

Сымитируем положение на снятых деталях.

Снятые звезды распредвалов

На звездочки выпускного распредвала метим звено цепи напротив верхней метки. На звездочке VVT звено напротив длинной метки.

Метка впускного распредвала

Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов. Ключом на 19 за специальный выступ на автоматическом натяжителя проворачиваем его по часовой стрелки и снимаем ремень. Ослабляем болт крепления натяжителя.

Натяжитель сервисного ремня

Отворачиваем гайку крепления натяжителя.

Гайка натяжителя

Снять натяжитель мешает лонжерон в который упирается болт. Что бы его вытащить придется подданкратить двигатель. Ставим домкрат под переднею часть и на опоре КПП откручиваем гайку и вынимаем болт.

Опора КПП

Поднимаем переднею часть двигателя по максимуму и снимаем натяжитель. Так же выворачиваем шпильку, на которой он держался, поскольку она будет мешать снять крышку цепи ГРМ.

Снятый натяжитель

Так же, вывернув три болта на 14, вынимаем кронштейн опоры.

Опора

Откручиваем шесть болтов на 10 крепления помпы.

Крепление помпы

Снимаем насос охлаждающей жидкости. Два болта короче остальных, на фото их не вынули. Запоминаем или метим места.

Помпа снятая

Стопорим коленвал, откручиваем болт и снимаем шкив коленвала. Что бы застопорить коленвал используем простой способ, включаем пятую передачу, в тормозной диск вставляем подходящею по размеру отвертку, так что бы она заклинила его у тормозного суппорта и легким движением руки открутите болт.

Отверните 8 болтов на 10 и три на 12 крышки ГРМ. Снимите датчик положения коленвала. Так же снимаем насос гидроусилителя, два болта на 12.

Крепление передней крышки ГРМ

Вверху слева на крышке установлен натяжитель цепи ГРМ, снимаем его открутив две гайки на 10.

Крепление натяжителя цепи ГРМ

Вынимаем его.

Старый натяжитель

Снимаем крышку ГРМ. На снятой крышке видны места нахождения болтов ее крепления.

Крышка ГРМ

Снимаем ротор датчика положения коленчатого вала.

Ротор ДПКВ

Откручиваем один болт башмака натяжителя и два успокоителя цепи, их снимаем.

Крепление натяжителя и успокоителя

На натяжителя видны следы недопустимого износа.

Износ натяжителя

Ставим метку на звене цепи ГРМ напротив метки звездочки коленчатого вала.

Метка коленчатого вала

Снимаем старую цепь и звездочку коленвала. На трех звеньях новой цепи ГРМ есть стандартные метки, желтые или черные, зависит от производителя. Если приложить нашу цепь к новой, все метки должны совпасть, так же как количество звеньев.

Отворачиваем болт муфты VVT, удерживая распредвал ключом. Снимаем звездочку VVT. Не в коем случае откручивайте четыре пятигранных болта.

Крепление муфты VVT

Так же поступаем со звездочкой выпускного распредвала.

Звездочка выпускного распредвала

Механизм привода ГРМ выглядит так.

Механизм ГРМ снятый

Промываем все детали, очищаем от старого герметика все прилегающие поверхности. Распредвалы и коленвал не крутим.

Сборка

Устанавливаем на свои места звездочку VVT и выпускного распределительного вала. Затягивая болты незабываем держать ключом распредвалы.

Новые звездочки распредвалов

Ставим на место звездочку коленчатого вала и успокоитель цепи. На новой цепи находим две метки расположенные примерно на шесть звеньев друг от друга. Это метки распредвалов. Устанавливаем новую цепь, при этом совмещаем метки распредвалов и метку коленвала.

Метка коленвала новая

Метки распредвалов новые

Ветвь цепи от звездочки выпускного распредвала, через звездочку VVT и до звездочки коленвала должна быть натянута. При этом должны совпасть метки на звездочках распредвалов. Ставим башмак натяжителя. На блоке для него вверху есть специальный паз, который надает ему «вывалится».

Собранная конструкция выглядит так.

Собранный механизм ГРМ

Ставим на место крышку ГРМ, предварительно смазав контактирующие поверхности герметикам. Ставим новый натяжитель. Чека обращена вверх. Затягиваем две гайки.

Натяжитель цепи ГРМ

Что бы привести натяжитель в рабочее состояние необходимо: надавить аккуратно наверх башмака натяжителя широкой отверткой до упора, так что бы ни повредить его и отпустить. Если натяжитель разрядился, то при последующим надавливание свободный ход будет очень небольшой. Для уверенности можно согнуть небольшой крючок из проволоки и аккуратно сдвинуть чеку, если сдвинулась, то все в порядке. Ну, или воспользоваться гибкой камерой.

Разряженный натяжитель

После чего проливаем цепь ГРМ и звезды новым моторным маслом. Проворачиваем коленвал два оборота и проверяем метки на шкиве коленвала и между звездочек распределительных валов. На цепи метки уедут, внимание на них не обращаем, связано это с тем, что количество зубьев на звездочке коленвала меньше количества звеньев цепи ГРМ в разы. Если все метки встали на место, приступаем к окончательной сборке. Ставим на место все детали в порядке обратном снятию.

Заводим автомобиль. Забываем о данной процедуре еще на 160 000 км.

Интересное видео о проверки муфты VVT.

В любой литературе написано что муфта отрегулирована на заводе и разбирать ее категорически запрещается, поскольку собрать и отрегулировать самостоятельно не получится. На видео видно как при первой сборки закусило. Я вам не советую разбирать.

Удачи на дорогах. Ни гвоздя, ни жезла.

Замена цепи ГРМ 2AZ-FE, Метги ГРМ, 2,4 литра Двигатель тойота

Замена цепи ГРМ 2AZ-FE

Цепь привода ГРМ 2AZ-FE. 1 — ремень привода навесных агрегатов, 2 — проводка двигателя, 3 — натяжитель цепи привода ГРМ, 4 • прокладка, 5 — крышка цепи привода ГРМ, 6 — натяжитель ремня привода навесных агрегатов, 7 — шкив коленчатого вала, 8 — передний сальник коленчатого вала, 9 — цепь привода ГРМ, 10 — башмак натяжителя, 11 — ротор датчика положения коленчатого вала, 12 — катушка зажигания, 13 — шланг системы вентиляции картера, 14 — датчик положения коленчатого вала, 15 — крышка головки блока цилиндров, 16 — кольцевое уплотнение, 17 — генератор, 18 — звездочка распределительного вала впускных клапанов, 19 — звездочка распределительного вала выпускных клапанов, 20 — успокоитель цепи привода ГРМ, 21 — направляющая цепи привода ГРМ, 22 — звездочка коленчатого вала, 23 — масляный поддон.

 

Снятие и установка цепи грм 2AZ-FE


1.    Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2.    Снимите правое переднее колесо.

3.    Слейте моторное масло.

4.    Снимите воздуховод №1 воздушного фильтра.

5.    Снимите воздушный фильтр.

6.    Снимите кронштейн воздушного фильтра.

7.    Снимите стойку №2 правой опоры двигателя.

8.    Снимите ремень привода навесных агрегатов.

9.    Снимите генератор.

а)    Отсоедините разъем,

б)    Снимите вывод «+В».

в)    Отверните 2 болта и снимите генератор.

10.    Отсоедините расширительный бачок тормозной жидкости.

Примечание: не сливайте тормозную жидкость. Установите расширительный бачок прямо и накройте его тряпкой.

11.    Отсоедините расширительный бачок рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления.

12.    Снимите тягу опоры двигателя.

13.    Снимите кронштейн центральной опоры двигателя.

14.    Снимите кронштейн №2 правой опоры двигателя.

15.    Снимите катушки зажигания.

16.    Отсоедините шланг системы вентиляции.

17.    Отсоедините шланг №2 системы вентиляции картера.

18.    Снимите крышку головки блока цилиндров.

19.    Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

20.    Снимите натяжитель цепи привода ГРМ.

Примечание: не вращайте коленчатый вал при снятом натяжителе.

21.    Снимите кронштейн правой опоры двигателя.

а)    Поддомкратьте масляный поддон двигателя, установив между ним и пятой домкрата деревянную проставку.

б)    Ослабьте две гайки амортизатора передней опоры двигателя.

в)    Отверните три гайки амортизатора правой опоры двигателя.

г)    С помощью спецприспособления ослабьте болт (А).
Примечание:    при    подсоединенном

2AZ-FE Метги ГРМ
 

кронштейне правой опоры двигателя извлеките болт (А).

д)    Отверните болты (В) и гайку, снимите кронштейн правой опоры двигателя.

е)    Снимите амортизатор правой опоры двигателя.

ж)    Отверните болт крепления крышки цепи привода ГРМ.

2AZ-FE Метги ГРМ


22.    Временно закрепите амортизатор правой опоры двигателя.

23.    Временно закрепите кронштейн правой опоры двигателя.

24.    Отсоедините насос гидроусилителя рулевого управления.

25.    Выверните болт и гайку, снимите натяжитель ремня привода навесных агрегатов.

2AZ-FE Метги ГРМ
 

26.    Снимите шкив коленчатого вала,

а)    С помощью спецприспособления зафиксируйте коленчатый вал и ослабьте болт.

2AZ-FE Метги ГРМ


б)    С помощью съемника снимите шкив коленчатого вала.

Примечание: нанесите смазку на винт и в центр болта.

27.    Снимите датчик положения коленчатого вала.

28.    Отверните болты и гайки, с помощью лезвия срежьте герметик и снимите масляный поддон.

29.    Снимите крышку цепи привода ГРМ.

30.    Снимите ротор датчика положения коленчатого вала.

31.    Снимите башмак натяжителя цепи.

32.    Снимите успокоитель цепи.

33.    Снимите цепь привода ГРМ.

34.    Установите успокоитель цепи и затяните 2 болта.

Момент затяжки…………………….9 Н-м

35.    Установите цепь привода ГРМ.

а)    Совместите звено цепи с цветной меткой (синей или оранжевой) с установочной меткой на звездочке коленчатого вала.

2AZ-FE Метги ГРМ
 

б)    Совместите установочные метки на звездочках распределительных валов с цветными звеньями цепи (желтыми или золотистыми) и установите цепь привода ГРМ.

36.    Установите башмак натяжителя цепи и заверните болт.

Момент затяжки…………………..19 Нм

37.    Установите ротор датчика положения коленчатого вала меткой «F» вверх.

2AZ-FE Метги ГРМ


38.    Установите крышку цепи привода ГРМ.

Примечание:

— Очистите и обезжирьте прилегающие поверхности.

—    Установите крышку в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика.

—    Болты должны быть затянуты в течение 15 минут после установки.

—    Не запускайте двигатель в течение 2 часов после установки.

а)    Нанесите валик герметика диаметром 2 мм в места, показанные на рисунке.

2AZ-FE Метги ГРМ


б)    Нанесите герметик в места, показанные на рисунке, и установите крышку цепи привода ГРМ.
Момент затяжки:

Мб………………………………………..9 Н-м

М8………………………………………21 Н-м

М10…………………………………….43 Н-м

39. Установите масляный поддон. Нанесите валик герметика диаметром 4 мм в места, показанные на рисунке, и установите масляный поддон. Момент затяжки……………………..9 Н-м

—    Установите крышку в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика.

—    Не запускайте двигатель в течение 2 часов после установки.

2AZ-FE Метги ГРМ
 

40.    Снимите кронштейн правой опоры двигателя.

а)    Положите деревянный брусок между пятой домкрата и масляным поддоном, поддомкратьте двигатель и снимите кронштейн правой опоры двигателя.

б)    Заверните болт крышки цепи привода ГРМ.

Момент затяжки…………………..21 Н-м

41.    Установите кронштейн правой опоры двигателя.

Заверните болт и гайку крепления кронштейна правой опоры двигателя. Момент затяжки:

болт…………………………………..54 Н м

гайка………………………………….95 Н м

2AZ-FE Метги ГРМ


Примечание:

—    При установленном кронштейне правой опоры двигателя установите болт (А).

—    С помощью спецприспособления затяните болт (А).

42.    Затяните крепление кронштейна правой опоры двигателя.

Момент затяжки…………………..54 Н-м

43.    Затяните крепление амортизатора передней опоры двигателя.

Момент затяжки…………………..52 Н-м

44.    Установите датчик положения коленчатого вала.

Момент затяжки…………………….9 Н-м

45.    Установите шкив коленчатого вала.

Затяните болт, зафиксировав шкив спецприспособлением от проворота. Момент затяжки…………………170 Н-м

46.    Установите натяжитель ремня привода генератора.

Момент затяжки…………………..59 Н-м

47.    Установите насос гидроусилителя рулевого управления.

Момент затяжки…………………..43 Н м

48.    Установите натяжитель цепи привода ГРМ.

49.    Установите крышку головки блока цилиндров.

50.    Установите катушки зажигания.

51.    Установите кронштейн №2 правой
опоры двигателя.

Момент затяжки…………………..52 Н-м

52.    Установите кронштейн центральной опоры двигателя.

Момент затяжки…………………..64 Н-м

53.    Установите тягу опоры двигателя. Момент затяжки:

болт «А»……………………………..64 Н-м

болт «В»……………………………..56 Н-м

54.    Установите генератор.

55.    Установите ремень привода навесных агрегатов.

56.    Установите стойку №2 правой опоры двигателя.

Момент затяжки…………………..64 Н м

57.    Установите кронштейн воздушного фильтра.

58.    Установите воздушный фильтр.

59.    Установите воздуховод.

60.    Установите правое колесо.

Момент затяжки…………………103 Н-м

61.    Залейте моторное масло.

62.    Убедитесь в отсутствии утечек моторного масла.

Цепь привода масляного насоса Снятие и установка


1.    Снимите цепь привода ГРМ

2.    Снимите звездочку коленчатого вала.

3.    Снимите цепь привода масляного насоса.

а)    Поверните коленчатый вал на 90° против часовой стрелки, совместив отверстие на звездочке привода с пазом на корпусе насоса.

2AZ-FE Метги ГРМ


б)    Вставьте пруток диаметром 4 мм в отверстие звездочки, зафиксировав ее, и отверните гайку крепления.

в)    Отверните болт крепления, снимите натяжитель цепи привода масляного насоса с пружиной.

г)    Снимите звездочку и цепь привода масляного насоса.

4.    Установите цепь привода масляного насоса,

а) Установите коленчатый вал шпонкой влево.

б)    Установите вал масляного насоса вырезом вверх.

2AZ-FE Метги ГРМ


в)    Установите цепь на звездочки, совместив звенья с цветными метками и метки на звездочках.

2AZ-FE Метги ГРМ
 

г)    Установите звездочки на валы.

д)    Временно заверните гайку крепления.

е)    Установите пружину и натяжитель цепи привода масляного насоса.

Момент затяжки…………………..12 Н-м

2AZ-FE Метги ГРМ
 

ж)    Совместите отверстие на звездочке привода с пазом на корпусе насоса.

з) Вставьте пруток диаметром 4 мм в отверстие звездочки, зафиксировав ее, и заверните гайку крепления. Момент затяжки………………….30 Н м

2AZ-FE Метги ГРМ
 

и) Поверните коленчатый вал на 90° по часовой стрелке, расположив его шпонкой вверх.


5.    Установите успокоитель цепи привода ГРМ.

Момент затяжки…………………….9 Н м

6.    Установите цепь привода ГРМ

Оценка статьи Замена цепи ГРМ 2AZ-FE

Как заменить цепь ГРМ двигателя 2AZ-FE Toyota Camry

Цепь газораспределения снимаем при ремонте двигателя и при износе

Для выполнения задания потребуются ключи на 14, 17, 19, головки на 14, 17, 19, удлинитель, вороток, отвертки

Подготавливаем автомобиль для выполнения задания и устанавливаем на подъемник или смотровую канаву

Отключаем минусовую клемму аккумулятора

Снимаем кожух двигателя, как указано в предыдущих статьях

Снимаем правое переднее колесо

Снимаем подкрылок переднего правого колеса

Снимаем брызговик двигателя

Сливаем моторное масло из картера двигателя

Снимаем приемную трубу системы выпуска отработавших газов

Снимаем правую опору силового агрегата

Снимаем тягу продольного перемещения силового агрегата

 

Поворачиваем рычаг натяжителя по часовой стрелке и снимаем со шкивов коленчатого вала и шкивов вспомогательных агрегатов ремень

Можно воспользоваться воротком с торцовой головкой на 19

 

Снимаем генератор

Снимаем водяной насос

 

Нажимаем на фиксатор и отсоединяем от катушки первого цилиндра колодку проводов

Также отсоединяем от остальных катушек колодки проводов

Выкручиваем болты крепления катушек зажигания к крышке головки блока цилиндров

 

Снимаем катушки

Отсоединяем от патрубков крышки головки блока цилиндров шланги системы вентиляции картера

Снимаем крышку головки блока цилиндров

Устанавливаем поршень первого цилиндра в положение ВМТ, как описано в статье «Как установить ВМТ первого цилиндра двигателя 2AZ-FE»

Выкручиваем болт крепления датчика положения коленчатого вала и снимаем датчик

Выкручиваем болты крепления масляного картера и снимаем его

 

Откручиваем две гайки крепления натяжителя цепи привода ГРМ и вынимаем его

Снимаем со шпилек крепления натяжителя уплотнительную прокладку

 

Устанавливаем приспособление для снятия двигателя и приподнимаем двигатель

Выкручиваем болт и гайку крепления натяжителя ремня привода вспомогательных агрегатов и снимаем натяжитель

 

Выкручиваем два болта крепления держателей трубопровода возврата гидравлической жидкости к подрамнику передней подвески

Отводим трубопровод в сторону

 

Выкручиваем три болта крепления кронштейна правой опоры подвески силового агрегата и снимаем кронштейн

 

Выкручиваем из блока цилиндров шпильку крепления натяжителя ремня привода вспомогательных агрегатов

Выкручиваем двенадцать болтов и две гайки крепления крышки к блоку цилиндров и снимаем крышку

 

При снятии крышки цепи привода газораспределительного механизма, заменяем сальник коленчатого вала независимо от его состояния

 

Снимаем со шкива коленчатого вала зубчатый диск датчика положения коленчатого вала

 

Выкручиваем болт и снимаем башмак натяжителя цепи привода газораспределительного механизма

Выкручиваем два болта и снимаем успокоитель цепи привода ГРМ

 

Выкручиваем болт и снимаем направляющий кронштейн цепи привода газораспределительного механизма и снимаем цепь

После снятия цепи привода ГРМ нельзя проворачивать коленчатый вал, так как поршни могут повредить клапаны

Устанавливаем цепь привода газораспределительного механизма в обратном порядке, с учетом следующего:

 

— перед установкой датчика положения коленчатого вала нужно смазать уплотнительное кольцо моторным маслом;

 

— надеваем цепь на ведущую звездочку цепи привода ГРМ, совместив маркированное звено 2 (рисунок) с установочной меткой на коленчатом валу 1;

 

— надеваем цепь на звездочки распределительных валов, совместив промаркированные звенья с метками на звездочках;

 

— перед установкой гидронатяжителя цепи поднимаем храповик натяжителя 4 (рис), а затем до упора утапливаем плунжер 2 и зацепляем крюк 3 за штифт 1 таким образом, чтобы плунжер оказался в положении, показанном на рисунке

Устанавливаем новую прокладку и устанавливаем гидронатяжитель цепи

Прокручиваем коленчатый вал против часовой стрелки и отсоединяем штифт плунжера от крюка;

Проверните коленчатый вал по часовой стрелке и проконтролируйте перемещение плунжера относительно корпуса гидронатяжителя цепи

— перед установкой масляного картера удаляем с привалочных поверхностей блока цилиндров и поддона остатки старого герметика

Проворачиваем коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительных валов. Если метки не совпадают, повторяем установку цепи.

Тойота двигатель 2AZ-FE 2,4 литра. Замена цепи ГРМ

Указание: не сливайте тормозную жидкость.

  • Отсоедините расширительный бачок рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления.
  • Снимите тягу опоры двигателя.
  • Снимите кронштейн центральной опоры двигателя.
  • Снимите кронштейн №2 правой опоры двигателя.
  • Снимите катушки зажигания.
  • Отсоедините шланг системы вентиляции.
  • Отсоедините шланг №2 системы вентиляции картера.
  • Снимите крышку головки блока цилиндров.
  • Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.
  • Снимите натяжитель цепи привода ГРМ.

Указание: не вращайте коленчатый вал при снятом натяжителе.

  • Снимите кронштейн правой опоры двигателя.
  • Поддомкратьте масляный поддон двигателя, установив между ним и пятой домкрата деревянную проставку.
  • Ослабьте две гайки амортизатора передней опоры двигателя.
  • Отверните три гайки амортизатора правой опоры двигателя.
  • С помощью спецприспособления ослабьте болт (А).

Указание: при подсоединенном кронштейне правой опоры двигателя извлеките болт (А). Отверните болты (В) и гайку, снимите кронштейн правой опоры двигателя.

  • Снимите амортизатор правой опоры двигателя.
  • Отверните болт крепления крышки цепи привода ГРМ.
  • Отсоедините насос гидроусилителя рулевого управления.
  • Выверните болт и гайку, снимите натяжитель ремня привода навесных агрегатов.
  • Снимите шкив коленчатого вала,
  • С помощью спецприспособления зафиксируйте коленчатый вал и ослабьте болт.
  • Снимите шкив коленчатого вала.

Указание: нанесите смазку на винт и в центр болта.

  • Снимите датчик положения коленчатого вала.
  • Отверните болты и гайки, с помощью лезвия срежьте герметик и снимите масляный поддон.
  • Снимите крышку цепи привода ГРМ.
  • Снимите ротор датчика положения коленчатого вала.
  • Снимите башмак натяжителя цепи.
  • Снимите успокоитель цепи.
  • Снимите цепь привода ГРМ.

Установка цепи ГРМ.

 

  • Установите успокоитель цепи и затяните 2 болта. Момент затяжки 9 Нм.
  • Установите цепь привода ГРМ.
  • Совместите звено цепи с цветной меткой (синей или оранжевой) с установочной меткой на звездочке коленчатого вала.
  • Совместите установочные метки на звездочках распределительных валов с цветными звеньями цепи (желтыми или золотистыми) и установите цепь привода ГРМ.

  • Установите башмак натяжителя цепи и заверните болт.
  • Установите ротор датчика положения коленчатого вала меткой «F» вверх.

  • Установите крышку цепи привода ГРМ.
  • Установите крышку цепи привода ГРМ.
  • Установите масляный поддон.
  • Снимите кронштейн правой опоры двигателя.
  • Заверните болт крышки цепи привода ГРМ.
  • Установите кронштейн правой опоры двигателя.
  • Заверните болт и гайку крепления кронштейна правой опоры двигателя.

Указание: При установленном кронштейне правой опоры двигателя установите болт (А).

  • С помощью спецприспособления затяните болт (А).
  • Затяните крепление кронштейна правой опоры двигателя.
  • Затяните крепление амортизатора передней опоры двигателя.
  • Установите датчик положения коленчатого вала.
  • Установите шкив коленчатого вала.
  • Затяните болт, зафиксировав шкив.
  • Установите натяжитель ремня привода генератора.
  • Установите насос гидроусилителя рулевого управления.
  • Установите натяжитель цепи привода ГРМ.
  • Установите крышку головки блока цилиндров.
  • Установите кронштейн №2 правой опоры двигателя.  
  • Установите кронштейн центральной опоры двигателя.
  • Установите тягу опоры двигателя.
  • Установите генератор.
  • Установите ремень привода навесных агрегатов.
  • Установите стойку №2 правой опоры двигателя. 

Оставить ответ