Консистентная смазка для подшипников качения и скольжения: Смазки для подшипников скольжения – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Смазки для подшипников качения

Смазку подшипников качения можно считать главным фактором надежности эксплуатации оборудования. Правильно подобранная, она минимизирует количество случаев поломок механизмов или самого подшипника.

 

Типы подшипников качения и порядок функционирования

Подшипники, которые относятся к типу качения, способствуют вращению узлов оборудования и уменьшению силы трения. Чаще всего эта деталь применяется для поддержания движения осей и валов. Функционирование основано на принципе трения качения. Конструкция детали такова: между внешним и внутренним кольцами заключены тела качения, разделенные сепаратором, служащим для минимизации износа и силы трения. По принципу воспринимаемой нагрузки подшипники снабжаются теламиразных подвидов: шариками или роликами. Роликоподшипники используются чаще при максимальных нагрузках, а шариковые подшипники — в узлах механизма, на который воздействует вращение высокой частоты.

Основные функции смазки для подшипников качения

Главная роль смазки в функционировании подшипника — предотвращение соприкосновения шариков и роликов с дорожкой катания, выполненной из металла. Именно при смазывании уменьшается трение скольжения, деталь становится менее подверженной износу и поломке.

Правильно подобранная смазка минимизирует возможность деформации детали, повышает надежность в эксплуатации, продлевает срок службы всего узла. Используется масло или консистентная смазка с присадками. Различные варианты смазочного материала выполняют следующие задачи: снижение температуры работы, защита от возникновения коррозии, попадания грязи, снижение уровня вибрации, шума.

Основные функции смазки для подшипников качения

Главная роль смазки в функционировании подшипника — предотвращение соприкосновения шариков и роликов с дорожкой катания, выполненной из металла. Именно при смазывании уменьшается трение скольжения, деталь становится менее подверженной износу и поломке.

Правильно подобранная смазка минимизирует возможность деформации детали, повышает надежность в эксплуатации, продлевает срок службы всего узла. Используется масло или консистентная смазка с присадками. Различные варианты смазочного материала выполняют следующие задачи: снижение температуры работы, защита от возникновения коррозии, попадания грязи, снижение уровня вибрации, шума.

Принципы подбора консистентного или масляного вида смазки

В большинстве случаев (до 90%) сегодня применяется именно густая (консистентная) смазка. Несомненными плюсами можно считать такие характеристики:

  • обеспечение уплотнения;
  • невысокие конструктивные расходы;
  • шумопонижающие свойства;
  • большой срок годности.

Правильно выбранную консистентную смазку возможно использовать в подшипниках любой конструкции с большим диапазоном вращательных скоростей и типами нагрузок. Исключение составляют аксиальные роликоподшипники самоустанавливающиеся.

Состав и характеристика консистентной смазки

В состав входит:

  • основное масло — минеральное или синтетическое;
  • сгуститель — бентонит, силикагель, металлические мыла, поликарбамид;
  • присадки — усилители адгезии, ингибиторы окисления, коррозии, твердые материалы, присадки, предназначенные для защиты от естественного износа, повышения качества ЕР, предотвращения трения.

Консистентные виды смазки оптимальны для заполнения подшипников качения: благодаря своему составу они остаются в месте нанесения, уплотняют их, защищают от негативных наружных воздействий температуры, влаги и попадания механических частиц.

Техническая характеристика смазки — восприятие нагрузки, защита от «старения», коррозии, адгезионная способность, устойчивость к деформации — определяется ее составом (основным маслом-наполнителем и сгустителем), а также типами присадок.

Критерии выбора консистентных смазок

При подборе стоит ориентироваться на конструкцию собственно подшипника, тип разделителя-сепаратора, материала его изготовления, а также технические характеристики функционирования детали: частота вращения, термическое воздействие, попадание пыли, воды, использование в неблагоприятной среде, уровень давления. Консистентные материалы имеют отличительные технические параметры:

  1. Класс NLGI. Консистенция выступает мерой твердости во всех смазках для подшипников. По этому показателю (NLGI) они делятся на типы: от очень мягких класса 000 до очень твердых (6-й класс). В подшипниках качения оптимальны к использованию смазки классов от 1 до 4 по показателю NLGI.
  2. Температура каплепадения (в °C). Этот показатель определяется температурой, при которой консистентная смазка сжижается. Температура эта, как правило, превышает рабочую в несколько раз. Последняя определяется двумя показателями: теплом, выделяемым при работе детали, температурой воздуха окружающей среды.
  3. Показатели качества смазки, определенные на четырехшариковой машине. Эта машина представляет собой устройство, предназначенное для исследования различных типов веществ для смазывания, используемых при различных степенях контактных напряжений. Конструкция аппарата представляет собой вращающийся шарик, который скользит по трем шарикам, расположенным статично. В случае проведения испытаний на предельно допустимые нагрузки смазочного материала на крутящийся шарик воздействует испытательная нагрузка, ступенчато повышающаяся. Процедура проводится до тех пор, пока тепло, выделяемое в процессе работы, не «сварит» систему четырех шариков.
  4. Коэффициент количества оборотов — показатель DN. Эта величина показывает, какая предельная окружная скорость может применяться в подшипнике качения при использовании консистентной смазки. Показатель рассчитывается по трем параметрам: средний диаметр детали в миллиметрах, скорость вращения детали, коэффициент, который служит для учета доли силы трения скольжения в конкретной конструкции подшипника.

Значение SKF-Emcor. Этот показатель применяется для определения антикоррозийных свойств консистентной смазки. В процессе исследования добавляют воду, а самоустанавливающийся шарикоподшипник рассматривается на предмет наличия коррозии при указанной продолжительность эксплуатации, определенных временных периодах простоя (по показателю DIN 51802), частоте вращения. Обследование проводится визуально: если на испытуемых кольцах не обнаружено признаков коррозии, степень ее равна нулю. Максимальное покрытие коррозией — степень 5.

Важность смазки подшипников качения

Непременной предпосылкой для эффективной работы, длительной эксплуатации и надежности подшипника считается его регулярная смазка. Здесь необходимо соблюдать определенные требования производителя детали. Подшипник заполняется так, чтобы материал покрыл все рабочие поверхности: дорожки качения, шарики или ролики, сепаратор. Полностью заполняется корпус медленновращающихся подшипников, показатель DN в которых не превышает значения 50000. В быстровращающихся деталях с показателем DN более 400000 заполняется четверть пространства полости детали. В остальных случаях рекомендовано заполнять свободное пространство в подшипнике на треть объема.

Оптимальная эксплуатационная надежность достигается только тогда, когда время добавления смазочных материалов не превышено. При впрыскивании смазки обязательно следить за тем, чтобы предельный срок годности был меньшим, чем допустимый срок эксплуатации детали. В работе используется специальный шприц или автоматическая система.При определенной конструкции узла добавлять смазочный материал желательно во время работы механизма.

Количество вещества при первом заполнении должно находиться в пределах 50–80% от свободного объема полости детали. Если же вывести старую смазку возможности нет, то новый материал подается в деталь ограниченно. Во избежание переизбытка вещества в полости подшипника, когда замена производится с длительными интервалами, необходимо полностью менять консистентную смазку.

Если необходимо перевести подшипник на другой вид смазочного материала, проводят полную очистку внутренней полости. Также нужно проверить возможность смешивания и совместимость материалов.

Смазка подшипников качения: особенности выбора и эксплуатации

В современном мире подшипники качения, представленные многочисленными конструктивными модификациями, все шире оснащают опоры осей и валов различных агрегатов и механизмов. Одновременно с этим увеличиваются и требования к их быстроходности, грузоподъемности, бесшумности и другим потребительским свойствам.

Но широкая номенклатура обуславливает разные условия эксплуатации и необходимость применения унифицированных и специализированных смазочных материалов. Например, подшипники сельскохозяйственных машин выходят из строя в результате загрязнения, а на подвижном составе и газотурбинном оборудовании их отбраковывают из-за точечной коррозии. Следовательно, консистентные смазки и масла являются материалами, которые напрямую влияют на степень функциональности и долговечности данных деталей, этом должны соответствовать конкретным условиям работы и подбираться с учетом эксплуатационных характеристик оборудования.

Особенности смазки подшипников качения

Ключевая функция подшипника как механического узла – обеспечение равномерного осевого вращения. При этом его элементы подвержены значительным динамическим нагрузкам, воздействию внешних температур, конструктивному нагреву в результате трения и негативным факторам окружающей среды.

Соответственно применение эффективных смазочных материалов – основное условие нормального функционирования не только подшипников качения, но и всего оборудования в целом, так как они:

  • обеспечивают снижение трения между телами качения, кольцами и сепараторами;
  • защищают от коррозийных процессов и загрязнения механическими взвесями;
  • герметизируют и снижают уровень вибраций и шума.

Данные вещества также используют, чтобы эффективно отводить тепло и исключить появление задиров, сваривание и износ. При этом они должны обеспечить простоту замены отработанного материала, минимальные потери мощности и снижение затрат на техобслуживание.

Эксплуатационные факторы, влияющие на выбор

Чтобы правильно выбрать жидкую или пластичную смазку для подшипника качения и обеспечить его стабильную и длительную работу, необходимо учитывать:

  1. частоту вращения. При этом следует руководствоваться элементарным правилом: чем больше число оборотов, тем меньше должна быть вязкость базового масла;

  2. режим работы и нагрузку, оказываемую на корпус подшипника. При разрыве масляной пленки создается прямой контакт «металл-металл», что при простое в доли секунду может вызвать схватывание сопряженных поверхностей и выход узла из строя. Поэтому в большинстве случае, подшипники качения целесообразно обрабатывать пластичной смазкой. Их рекомендуют использовать при высоких нагрузках и малых оборотах, ударных и периодических пиковых нагрузках, переменных скоростях и частых остановах. Жидкие масла также применяются, но их доля составляет приблизительно 20% против 80%, которые приходятся на различные консистентные продукты. Твердые смазки для этих целей используются лишь в очень ограниченном количестве и для особых случаев: вакуум, рентгеновские установки;

  3. рабочую температуру. С повышением градусов снижаются вязкостные и антифрикционные свойства смазочных материалов, а перегрев подшипника в результате длительного воздействия температур выше + 90˚С вызывает термический отпуск металла и резкое снижение прочностных и усталостных характеристик. При минусовых температурах, застывая, смазки провоцируют стопорение и появление воздушных зазоров и капсул, а скопившаяся в них влага усугубляет развитие коррозии;

  4. условия окружающей среды (повышенная влажность, наличие агрессивных и летучих веществ, мелкодисперсной бумажной, древесной и металлической пыли). Воздействие влаги и реагентов будет провоцировать коррозию, снижение срока службы узла, появление ложного бринеллирования, а затвердевшая от загрязнения абразивными частицами смазка будет через стопорение вращения препятствовать нормальной работе узла.

Выбор основных свойств

Так как смазкой определяется общие эксплуатационные качества подшипников качения, она должна обладать:

  • термоокислительной, химической и механической стабильностью;
  • стойкостью к выдавливанию, загрязнению и расслоению;
  • повышенной адгезией;
  • работоспособностью и сопротивлением старению;
  • инертностью к воздействию влаги, пара и агрессивных компонентов;

Важнейшим показателем смазки подшипника качения является вязкость – способность вещества сопротивляться механическому сдвигу. Она же выступаете фактором, определяющим грузоподъемность смазочной пленки в подшипнике, пусковые характеристики и интенсивность отвода тепла. Но в первую очередь степень вязкости влияет на упругую деформацию сопряженных поверхностей и зависит от давления и температуры.

Числовой расчет данного параметра, который часто путают с консистенцией смазочных веществ, довольно сложный и учитывает линейный контакт, боковые утечки, сдвиговые напряжения, среднюю скорость, развиваемую телами качения, и другие физические параметры. Для упрощенного подбора можно воспользоваться типовыми рекомендациями производителя.

Для выбора пластичных смазок также руководствуются:

  • каналообразованием. Этот параметр дает возможность понять какой текучестью, проникающей и обволакивающей способностью характеризуется продукт;
  • типом загустителя. Он может улучшить вязкостные свойства при не жестких условиях эксплуатации, но при высокоскоростных режимах следует особо тщательно подбирать комплекс загустителя и присадок. Материалы, содержащие кальциевые мыла, при смазывании подшипника демонстрируют водонерастворимость и коллоидную стабильность, литиевые – также гидрофобны и устойчивы к воздействию паров и влаги, а натриевые – растворяются и вымываются водой;
  • температура каплепадения. Смазка подшипников качения, эксплуатируемых при высоких температурах, априори должна иметь повышенные показатели данного параметра; 
  • классом NLGI. Являясь своеобразным квалитетом консистенции, он предполагает классификацию смазочных материалов по 9 категориям от 000 до 6. Чем выше цифровой порядок, тем больше плотность. Для упреждения деструкции смазки, рекомендуется придерживаться баланса: вязкость выше – класс NLGI ниже и наоборот.

Использование жидких масел

Для средних и крупногабаритных роликовых и шариковых подшипников, эксплуатируемых при незначительных скоростях (DNm 10000 и 300000) и температурах от -5 до + 50˚С, можно применять минеральные масла с кинетической вязкостью 12 мм2/с, для конических и упорных роликоподшипников выбирают продукты уже с повышенной вязкостью – 20 и 30 мм2/с соответственно.

Для высоких частот вращения и при малых габаритах потребуется обеспечить значительные пусковые моменты, соответственно, в таких случаях целесообразно использовать масло с вязкостью менее 12 мм2/с.

К сожалению, жидкие материалы вне зависимости от комплекса присадок и условий применения активно окисляются при контакте с воздухом, а образовывающие продукты окисления ухудшают антифрикционные свойства. При повышенных температурах и высоких скоростях данные процессы только усугубляются, что и ограничивает сферу применения жидкого масла и обуславливает его частую замену.

Преимущества пластичных продуктов

Сегодня уже доказано, что при вращении подшипников качения в них реализуется упругогидродинамический режим смазки, а вязкость базового масла определяет вязкостные характеристики мазеподобных веществ. Это объясняет тот факт, что пластичные материалы, несмотря на объемные свойства, практически не влияют на величину сопротивления осевому вращению, к тому же они:

  • надежно изолируют узел от негативных факторов внешней среды;
  • не требуют сложных уплотнительных устройств;
  • минимизируют уровень энергетических потерь;
  • снижают риск смазочного «голодания»;
  • просты в эксплуатации.

Пластичные материалы, растекаясь по рабочим поверхностям и формируя прочный слой между телом качения и дорожкой, обеспечивают полноценное смазывание и не вытекают из узла. Причем толщина антифрикционной пленки лежит в пределах от 0.2 до 0.8 мкм и даже при длительной работе изменяется лишь незначительно. За счет возможности нанести оптимальное количество смазки в подшипник качения вполне реально обеспечить экономный расход материала и значительно минимизировать конструктивный износ, ведь известно, что ее излишки вызывают перегрев, а недостаток сокращает срок службы.

Таким образом, для непродолжительной осевой нагрузки при низких температурах лучше использовать жидкие масла, а для постоянных, переменных и случайных осевых нагрузок при высокой, умеренной и низкой температуре рекомендуется использование пластичных смазок. Другой вопрос, какими антифрикционными, антизадирными, противокоррозионными и другими потребительскими качествами они будут обладать из-за химической природы базового масла, загустителя и комплекса присадок.

Многоцелевые смазки для подшипников качения

Такие продукты рассчитаны на обширную сферу применения и температурный диапазон до +140˚С и характеризуются унифицированными эксплуатационными качествами. Их изготавливают на основе минеральных масел с добавлением кальциевых, литиевых и натриевых мыл в качестве загустителя. Основной ассортимент таких материалов составляют многофункциональные пластичные смазки, среди которых выделяются «Эрна-МФ» и «Молиол».

Термо- и морозостойкие продукты

Подшипникам, которые эксплуатируются при стабильных высоких и низких температурах и постоянных знакопеременных колебаниях окружающей среды, необходимо подбирать смазочные вещества не только по характеру нагрузки и скоростного режима, но и с увеличенным закладочным интервалом, высокой стойкостью к старению, великолепными антикоррозионными, антифрикционными и противозадирными свойствами.

Компания «Интеравто» предлагает для эксплуатационных температур, достигающих минус 60˚С, эффективную и, главное, способную достойно конкурировать с дорогостоящими импортными аналогами, низкотемпературную смазку «Полюс». Она разработана на основе полиальфаолефинов и имеет уникальный комплекс присадок, что делает ее невероятно работоспособной в диапазоне от -60 до + 150˚С, стойкой к коррозии и универсальной в применении.

Для узлов, эксплуатируемых при высоких температурах, мы предлагаем широкий выбор материалов: «Ассоль», «УДМ», «ИПФ-250» и «Эрна-300». Такой обширный ряд дает возможность подобрать смазочные материалы с учетом специфики производства: пищевая отрасль, асфальтоукладчики, тяжело нагруженные агрегаты, условия вакуума и т.д.

Смазка высоконагруженных и высокооборотных подшипников

Для таких узлов рекомендуется применять материалы на синтетической основе и с улучшенными свойствами влагостойкости, ведь чем больше нагрузка, тем выше вероятность расслоения, проявления коррозийных процессов и возникновение масляного «голода» на металлических поверхностях. Мы рекомендуем обратить внимание на молибденсодержащую смазку «Моли-ДЛ», а также на смазки «Орион» и «СКАТ» производства компании «Интеравто».

Но какую бы вы жидкую или пластичную смазку не использовали для обработки подшипников качения, главное, помнить, что подбор материала следует производить с помощью специалистов и необходимо как можно полнее описать проблему с которой вы столкнулись и оборудование для которого необходимо произвести подбор. 

Смазка подшипников

Главные требования, которым должны удовлетворять смазки для подшипников:

  • снижение трения;
  • защита от коррозии;
  • уменьшение шума при работе;
  • распределение температуры и ее отвод;
  • уплотнение, предотвращающее попадание посторонних включений.

Так как подшипники используются в различных условиях с разными целями, не существует универсального смазочного материала, подходящего ко всем сферам применения. В каждом случае применяется материал, наиболее отвечающий конкретным условиям и требованиям.

Смазка для подшипников качения

Смазывание подшипников качения производится не содержащими воду материалами со слабой щелочностью, которая предотвращает коррозию. Чаще всего применяются минеральные масла, сгущенные натриевым или кальциевым мылом. Материалы, используемые как для роликовых, так и для шариковых подшипников, имеют жидкую или пластичную структуру.

Жидкие смазки – масла

Масла в сравнении с пластичной смазкой обладают преимуществами при работе с предельными (низкими и высокими) температурами, более стабильны, обеспечивают меньшее внутреннее трение, их можно полностью заменять, не разбирая агрегаты. Масляные ванны используются при работе с предельно высокими скоростями. Благодаря высокой текучести масла хорошо отводят тепло.

Способы смазывания подшипников маслом

Выбор методов смазывания зависит от условий работы подшипника. Это может быть;

  • масляная ванна;
  • масляный туман;
  • капельная подача;
  • струйная подача;
  • разбрызгивание;
  • циркуляционная система.

Масло может поступать:

  • из масляной ванны, в которую погружаются тела качения или разбрызгиванием другими телами, помещенными в ванну;
  • для установленных на вертикальных валах подшипников фитильными масленками;
  • капельными масленками на горизонтальных валах, если необходима дозированная подача.

При погружении подшипника в масляную ванну, уровень смазки не превышает центра роликов или шариков при оборотах до 300 в минуту, и только касаться их, если число оборотов выше. Брызгами покрываются стенки корпуса и детали передач, а масло, стекая с них, попадает в подшипник. При этом, для того, чтобы не произошло засорения, устанавливаются маслозащитные шайбы. Если попадание масла затруднено, в редукторе монтируется насос, подающий смазку в распределительное устройство.

Пополнение масляной смазки производится раз 1-2 месяца, а замена – раз в 3-6 месяцев.

Консистентная смазка

Консистентная или пластичная смазка – полутвердая механическая смесь минеральных масел с загустителем – мылом, сохраняющая форму до температуры в 30 градусов. Кроме того в массу добавляются элементы, призванные улучшит определенные свойства: антиоксиданты, ингибиторы коррозии и пр.

Сфера применения пластичной смазки зависит от ее консистенции. Консистентный показатель массы 385–355 – централизованная смазка, консистенция 205–175 –для работы с высокими температурами.

Пластические материалы малотекучи и слабо охлаждают температуру, но их можно использовать в течение длительного времени без замены, а поверхности, прилегающие к смазке, прктически не загрязняются.

По сравнению с масляной смазкой, консистентная легко закладывается в конструкцию подшипника, не вытекает, защищает механизм от окружающей среды и не пропускает абразивные вещества. Кроме того, их применение не требует сложных уплотнительных устройств.

Заполнение подшипника смазкой происходит благодаря специальным полостям, которые наполняются на половину объема при 1500 оборотов в минуту и на две трети при меньшем количестве оборотов.

Смазка для подшипников скольжения

В подшипниках скольжения смазка требуется в зоне трения цапфы вала и вкладышем. Разделяются три вида таких материалов:

  • Граничная – смазываемые поверхности соприкасаются полностью, а разделительного слоя практически не существует, сохраняется только масляная пленка, толщина которой — 0,1мкм. Характерна для пусковых периодов работы.
  • Полужидкостная – характерна при режиме разгона привода. Смазочный слой между валом и подшипником нарушается при соприкосновении их микронеровностей;
  • Жидкостная – полностью разделяет соприкасающиеся поверхности. Вкладыши подшипника и цапфы вала при такой смазке не изнашиваются. Применяется при устоявшемся уровне частоты вращения.

Смазка обыкновенных скользящих подшипников имеет густую консистенцию с крепкой пленкой, без комков, устойчива к воздействию внешних факторов (воды, окалины, пыли) и высоким температурам.

Пигментные смазки

Пигменты начали применять для работы механизмов с высокой температурой.

Одна из самых известных — синяя смазка для подшипников ВНИИНП-246 (ГОСТ 18852-73). Мягкая мазь, которую можно применять в широком температурном диапазоне (-80 — +200 градусов), используется в малонагруженных подшипниках, работающих в вакууме или с большим температурным разбегом.

С такой же температурой в малоскоростных подшипниках может применяться и ВНИИНП-235 (ТУ 38.101297-78 изм. 1-4) – мазь темно-фиолетового цвета. Однако в вакууме ее использовать нельзя.

Но «синей смазкой» сейчас часто называют и материалы, имеющие другую расцветку – так принято именовать многофункциональные материалы, применяемые практически везде. Поэтому при изготовлении синий пигмент добавляется из-за их популярности, но на качество смазки он не влияет.

Европейские производители часто используют не синий, и зеленый или красный красители.

Так, к примеру, зеленая смазка для подшипников Amalie Green Elixir цветом подчеркивает экологичность продукта. Стойкий к вымыванию водой материал, созданный на основе сульфоната кальция с присадками, обеспечивающими защиту от ржавчины и коррозии, соответствует техусловиям ASTM D4950 (NLGI GC-LB). Применяется для подшипников, работающих на низких и высоких скоростях, со значительной нагрузке в условиях повышенной влажности.

При подборе смазки следует учитывать следующие ниже условия.

Температура эксплуатации

Высокотемпературная смазка кристаллизуется при низкой температуре, а основная масса смазочных материалов при повышении температуры высыхает, поэтому при выборе следует учитывать следующие рекомендации:

  • температура +200  +1000°С требует применения пастообразных смазок, которые одновременно защищают подшипник от заклинивания и работают как противозадирное средство;
  • в диапазоне -30  +120°С желательно выбирать смазку на минеральной основе;
  • при температуре -40 -70°С лучше всего проявляют себя силиконовые смазки.

Нагрузка и режим работы

Для высокоскоростных подшипников применяется синтетические материалы, а при высокой нагрузке, приводящей к выдавливанию, лучше использовать литиевую смазку. Высокую нагрузку хорошо переносят твердые, на основе молибдена или графита, смазки.

Состояние окружающей среды

Смазка подшипников должна учитывать внешние факторы: наличие кислот, пара, воды или пыли.

Обзор лучших смазок

Каждая смазка предназначена для использования в определенных режимах и условиях, но для удобства все их можно разделить на две категории:

  • общего назначения – предназначены для работы в небольшом температурном режиме малонагруженных соединений;
  • для высоконагруженных соединений – с небольшой кинематической влажностью и увеличенным содержанием антифрикционных присадок.

Среди смазок общего назначения можно выделить следующие:

ГАЗПРОМНЕФТЬ EP 2 – отличное сочетание качества и цены, высокая водостойкость, работоспособность с температурой до 130 градусов

Muc-Off Bio Grease – предназначается для малонагруженных узлов, изготовлена на биоразлагающейся основе дисульфида молибдена

Смазки, предназначенные для высоконагруженных соединений:

LIQUI MOLY LM 50 – высокотемпературная смазка для подшипников скольжения и игольчатых подшипников, сохраняет противозадирные свойства при температуре -30 — +160 градусов, стойка к вымыванию;

SKF LGWA 2 – изготавливается на основе минерального масла с литиевыми добавками, с отличными показателями влагостойкости, с пиковой рабочей температурой 220 градусов и высокими противозадирными свойствами;

Motui Tech Grease – смазка на полусинтетической основе с литиевым комплексом, придающим материалу хорошие антифрикционные свойства, с высокими антикоррозионными свойствами, позволяющими использовать материал в сложных условиях.

Отличные характеристики демонстрирует и любая смазка Моликоте для подшипников, работающих в экстремальных условиях – с высокой и низкой температурой, на больших скоростях и повышенной нагрузкой. Кроме того, эти материалы обеспечивают отличное шумопонижение.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

 Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению  подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:

     +7(499)403 39 91  

   

  Доставка подшипников  по РФ  и зарубежью.

  Каталог подшипников на сайте themechanic.ru

 

 

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
tel:+7 (495) 646 00 12
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
tel:+7 (495) 646 00 12
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Выбор смазки для высокоскоростных подшипников

Ужесточение конкуренции и увеличение интенсивности производства обуславливает широкое применение в технологических установках подшипников, которые эксплуатируются в условиях экстремальных скоростей и нагрузок. И в отличие от подшипников, которые функционируют в типовых условиях, им необходима высокотемпературная смазка, обеспечивающая стойкий и пролонгированный антифрикционный эффект. Иначе ухудшается теплоотвод и возникает конструктивный перегрев, проявляется фреттинг-коррозия, истинное и ложное бринеллирование, и как результат – преждевременный износ подшипника и даже повреждение оборудования.

Соответственно, компетентный выбор смазки для подшипников, функционирующих в высокоскоростном режиме – важная и ответственная задача, определяющая качество, безопасность и экономичность производства. И подходить к решению проблемы следует компетентно и ответственно.

Специфика и сфера применения высокоскоростных смазок

Каждый раз, выбирая смазочные материалы для обработки подшипников механики, ориентируются на его тип и на температурно-скоростной режим эксплуатации. При этом они обязательно учитывают и такой внешний фактор, как температура окружающей среды.

Например, один и тот же тип подшипника, установленный на валу двигателя термического участка, априори перегревается сильнее, чем тот, что эксплуатируется в ремонтно-механическом цехе. А если при этом частота вращения электродвигателя 2100 об/мин, то и частота оборотов подшипника идентична. И если он был обработан смазочным материалом высокой вязкости и с невысокими показателями термической стабильности, то произойдет его конструктивный перегрев. Данный процесс спровоцирует снижение прочности антифрикционной пленки и отразится на качестве эксплуатации. Дисбаланс в подшипниковом узле вызовет вибрации, дополнительные внутренние напряжения в конструкции и, как результат, существенно снизит общую работу агрегата или установки.

Наиболее часто работа на повышенных и высоких скоростях присуща следующему оборудованию:

  • вентиляционные и насосные установки с прямым электроприводом;
  • гомогенизаторы и диспергаторы;
  • редукторы скоростных лифтов;
  • передвижные рольганги;
  • маслостанции.

Основные критерии выбора

Зачастую, когда в подшипниковых узлах появляются скрипы, люфты и снижается эффективность работы, их обрабатывают консистентными смазочными материалами многоцелевого назначения. Но это не решает проблемы, а только ускоряет износ целых узлов и агрегатов. Чтобы избежать этого, рекомендуется подбирать смазку с учетом скоростного фактора.

Вязкости и порядок расчета скоростного режима

Вязкость базового масла – ключевой параметр, определяющий основные эксплуатационные качества любого смазочного продукта и особенно влияющий на каналообразующие характеристики.При этом следует учесть, что вязкость и консистенция – разные параметры и недопустимо путать терминологию и подменять одно понятие другим.

Повышенная вязкость может вызывать перегрев и снижать показатели энергоэффективности всего оборудования. Чрезмерно вязкая и термически нестабильная смазка с повышением температурно-скоростного фактора увеличивает трение скольжения, негативно отражается на рентабельности производства и обуславливает увеличенную периодичность закладки.

Несложные расчеты помогут компетентно подобрать смазку для высокоскоростных узлов трения:

  1. Скоростной фактор определяют по формуле:

Dn=N/2 x (Dнн + Dвн)

где: N –частота вращения, об/мин;

Dнн и Dвн – соответственно наружный и внутренний диаметр подшипника, мм.

* Некоторые производители оборудования указывают данный параметр в паспортной документации.

  1. С учетом полученного значения DN и на основе величины средней рабочей температуры выбирают рекомендованный параметр вязкости базового масла.

Но полученное значение объективно только для подшипников, эксплуатируемых с небольшими нагрузками. Для условий высоких и экстремальных скоростей данный параметр необходимо увеличить в 2 или 3 раза соответственно.В качестве альтернативы математическим подсчетам можно ориентироваться на данные следующей таблицы.

Условия эксплуатации

Скоростной фактор

Тип смазки

Вязкость базового масла при t +40˚C, сСт

Небольшие скорости

50 000

Общепромышленная

1 000 ÷ 1 500

Средние скорости + высокое давление

200 000

Промышленная для подшипников

400 ÷ 500

Повышенный скоростной и нагрузочный режим

600 000

Многоцелевая

100 ÷ 220

Высокие скорости и температуры

600 000

Пролонгированного действия

менее 70

Предельно высокие скорости

Выше 1 000 000

Длительного действия

15 ÷ 32

Каналообразование

Данный критерий является важнейшей характеристикой. Для ее определения прибегают к тестовым испытаниям, которые позволяют измерить предел текучести и проникающую способность смазки.

Проводят его в соответствии с Федеральным стандартом 791С-6.2 по методу 3456.2. Методика предполагает нанесение смазки на тестовую подготовленную поверхность равномерным слоем.После стабилизации температурного воздействия калибровочным стальным инструментом проводят по смазанной поверхности для создания тестового канала. Через 10 секунд лаборант выверяет степень его заполнения. Чем больше смазочный продукт заполнил канал за это время, тем лучше его обволакивающие свойства.

На основе данного испытания все материалы классифицируются на два типа: обволакивающие и необволакивающие. Первый тип глубже проникает в конструктивные пазы и создает прочную, тонкую пленочную поверхность с пролонгированным защитным и антифрикционным эффектом. Остальные излишки быстро удаляются, что стабилизирует теплоотвод и упреждает пенообразование. Избытки необволакивающих смазок затекают обратно и при повышении скорости могут пениться и обуславливать перегрев.

Тип загустителя

Они выполняют роль коллоидного уплотнителя, влияют на показатели каналообразования и также формируют структуру молекулярного каркаса смазочных продуктов. Стабилизируют текстуру и определяют также свойства пенетрации, водостойкость, устойчивость к выдавливанию, и влияют на пределы температуры каплепадения смазки. Они не должны вызывать коррозию и ухудшать смазывающие свойства.

Гладкой равномерной текстурой отличаются загустители, содержащие в своей формуле кальций (Ca), кремний (Si), литий (Li), комплексном литиевом загустителе и полимеры сложных эфиров. Они оптимизируют динамические свойства и способствуют улучшению каналообразующих характеристик смазочных продуктов. Загустители, содержащие алюминий (Al), барий (Ba) и натрий (Na), снижают каналообразование, способствуют вспениванию и нестабильной консистенции. И, естественно, что применение смазок с таким составом для обработки высокоскоростных подшипниковых узлов будет способствовать повышению температуры на контактных поверхностях, преждевременному износу и даже появлению вибраций, люфтов и сдвигов.

Класс NLGI

Для любого типа пластичной смазки классификация по NLGI является важным критерием, отражающим степень ее консистенции и термостабильности, способность выдерживать нагрузки. Этот показатель формируют параметры вязкости базового масла, а также концентрация и тип использованных загустителей.

Для обработки подшипников, как правило, применяют продукты 1, 2и 3 класса NLGI, хотя по данной методике их всего существует 9. Соответственно, чем выше классность NLGI, тем больше параметры плотности. Подбираются категории NLGI на основе величины скоростного фактора и температурного диапазона эксплуатации. Для обработки подшипников качения важно придерживаться правила: чем больше его частота вращения, тем ниже вязкость смазки, а класс NLGI – выше. Такая взаимосвязь упреждает деструкцию смазки, и появление истинного и ложного бринеллирования и обуславливает стабильное антифрикционное действие.

Тип подшипника

Существует довольно обширная классификация подшипников. Они различаются по виду тел качения, по количеству их рядов и материалу изготовления, по типу воспринимаемой нагрузки и по компенсационной способности. Соответственно длительность срока закладки, вязкостные характеристики и класс NLGI смазки подбираются с учетом их конструктивных особенностей и на основе специфики эксплуатации.

При этом следует учесть, что чем обширней контактная поверхность между обоймой и телами качения, тем сильней будет эффект сепарации масла. Например, в шарикоподшипниках такая контактная поверхность меньше, чем у игольчатых. Соответственно для последних подбирают смазки повышенной вязкости и уменьшают длительность ее закладки.

Температура каплепадения

Как уже многократно отмечалось, температурный режим эксплуатации – ключевой критерий при выборе подходящей смазки для высокоскоростных подшипников. Она должна априори иметь довольно высокие параметры температуры каплепадения базового масла.

Но при этом также не стоит путать эту величину с предельной рабочей температурой. Между этими параметрами необходимо выдержать довольно значимый запас, ведь смазка должна выдерживать длительное воздействие максимальных температур.

Расчет Tmax для смазки высокоскоростных подшипников можно сделать с помощью таблицы.

Температура каплепадения, ˚С

РасчетT раб,˚С

До 150

Tраб = Tк.п. — 25˚

150÷ 205

Tраб = Tк.п. — 40˚

Выше 205

Tраб = Tк.п. — 65˚

Несовместимость

Каждая смазка имеет уникальный состав. Чтобы не произошло непредвиденных химических реакций, прежде чем произвести закладку новой смазки, необходимо тщательно удалить остатки предыдущей.

Конструктивные выводы

Смазочные материалы многоцелевого назначения подходят для обработки большинства агрегатов и узлов. Но при повышенном скоростном факторе (NDm) возникает необходимость в более эффективной смазке и в ее длительном антифрикционном действии.

Содержание данной статьи поможет правильно рассчитать величину фактора DN и компетентно подобрать смазку для конкретных условий эксплуатации. Проведение технических испытаний дает возможность тщательно определить истинный предел нагрева подшипников и проконтролировать фактические утечки смазки. Совмещение синтеза и анализа позволит продлить эксплуатационный ресурс оборудования и повысить рентабельность производства.

Итак, перечислим 5 ключевых факторов, которые помогут в выборе смазки для подшипников, эксплуатируемых в условиях высоких скоростных нагрузок:

  • вязкость базового масла. Определяет толщину, прочностные и адгезионные свойства смазочной пленки. Влияет на процессы трения и интенсивность теплоотдачи, а также на способность смазки противостоять низким температурам;
  • каналообразование.Чем лучше данные критерий, тем эффективней смазка противостоит кавитации и лучше отводит тепло;
  • температура каплепадения. Должна быть как минимум на 25 ÷ 50 градусов выше, чем рабочая температура. Это позволит повысить эксплуатационный ресурс подшипников, защитить оборудование от аварий, упредить/минимизировать маслоотделение и особенно важно при выборе смазок работающих при  высоких температурах;
  • тип загустителя.Корректирует температуру каплепадения, водоотталкивающие и каналообразующие свойства, влияет на процесс сепарации масла;
  • класс NLGI. Определяет параметры пенетрации, сепарации и каналообразования.

В статье мы не затронули тему присадок. Это достаточно обширное направление, ведь сегодня их перечень достаточно велик и включает антизадирные, антикоррозионные, ингибирующие и другие комплексы, которые позволяют улучшить свойства смазок для подшипников. Выбирая консистентную смазку и вообще смазочный материал всегда следует учитывать целый ряд факторов — и скорость вращения и температуру и нагрузки, поэтому лучше всего доверить это профессионалам и предоставить максимум информации для наиболее грамотного подбора материала.

Выбор способов смазки и смазки для подшипников качения

Содержание страницы

Смазку подшипников качения в редукторах общего назначения и других механизмах промышленного оборудования осуществляют жидкими маслами и консистентными пластичными мазями. Наиболее благоприятные условия для работы подшипников при окружной скорости шейки вала υ>5 м/с обеспечивают жидкие масла. Преимущества их заключаются в высокой стабильности, меньшем сопротивлении вращению, способности отводить теплоту и очищать подшипник от продуктов износа. Жидкая смазка более эффективна в отношении уменьшения потерь на трение и охлаждение подшипника. При смазке подшипников масляной ванной уровень масла во избежание повышенных потерь мощности должен быть не выше центра нижнего шарика или ролика (рис. 1).

Рис. 1. Уровень масла

На практике подшипники стремятся смазывать тем же маслом, которым осуществляется смазывание деталей передач механизма.

При смазке подшипников разбрызгиванием из масляной ванны, обычно расположенной ниже подшипников, масло захватывается и разбрызгивается одним из быстро вращающихся колес или закрепленным на быстроходном валу кольцом с лопастями (крыльчаткой) или специальными шестернями, дисками.

Подачу жидкого масла к подшипникам качения горизонтальных валов осуществляют при частоте вращения n<10000 мин-1 масляной ванной или разбрызгиванием, а к быстроходным валам – масляным туманом или капельной смазкой. Туман получается от распыления масла инжекторами (по принципу пульверизатора). Такая смазка обеспечивает хорошее охлаждение подшипников, а избыточное давление препятствует проникновению в подшипник пыли.

Жидкое масло легче заменить без разборки узла. Недостаток жидких масел заключается в том, что необходимо применять сложные по конструкции уплотнения.

При окружной скорости шейки вала υ<5 м/с или когда по тем или иным причинам для подшипников нельзя использовать масло, которым смазывают передачи, то смазывание их производят индивидуально пластичными мазями (табл. 1).

Таблица 1. Масла, применяемые для подшипников качения

Окружная скорость шейки вала,

υ (м/сек)

Рабочая температура масла (°С)*
до 3030…6060…8080…100свыше 100
Кинематическая вязкость масла, 10-2 см2/сек
до 0,538761148**10**
0,5-1,53853761678**
1,5-326,645,676114167
3-516385376114
5-81226,63876114
свыше 871626,645,610
Примечания:

* Для температур ниже +5°С применяют легкоплавкие масла;

для температур свыше 70°С применяют И-40А, И-50А или цилиндровое масло.

** Вязкость указана при температуре 100°С.

Пластичные смазки лучше, чем жидкие масла, защищают подшипник от коррозии, особенно при длительных перерывах в работе. Для их удержания в подшипнике и корпусе не требуются сложные уплотнения. При выборе пластичной смазки учитывают рабочую температуру подшипникового узла и наличие в окружающей среде влаги. В узлах с интенсивным тепловыделением пластичные смазки не применяют из-за недостаточного отвода теплоты от трущихся поверхностей.

Консистентные мази закладывают в камеры корпусов подшипников на 1/3 ÷ 2/3 их свободного объема и периодически восполняют.

1. Жидкие смазочные материалы для подшипниковых узлов

Жидкие смазочные материалы (минеральные масла) получают из мазутов – остатков первичной переработки нефти. После перегонки мазута под вакуумом и очистки масла приобретают необходимые эксплуатационные свойства, в частности стабильность против окислительного действия кислорода воздуха. Улучшение отдельных сортов и марок минеральных масел, применяемых для смазки подшипников качения, достигается добавлением в небольших количествах (от 0,01 до 10%) различных химических соединений – присадок. Присадки уменьшают изнашивание рабочих поверхностей качения, снижают потери на трение и усиливают смазочные свойства масел (особенно в подшипниках, работающих с большими нагрузками, так как прочность масляной пленки в зоне контакта поверхностей качения является в этих случаях одним из основных условий нормальной работы механизма). Применяют присадки также для повышения вязкости и улучшения вязкостно-температурных свойств масел, для тяжело нагруженных механизмов, работающих в условиях большого перепада температур, для улучшения подвижности масел при низких температурах, для большей устойчивости против действия кислорода воздуха, для работы при повышенных температурах.

Минеральные масла более стабильны, чем пластичные смазки; их можно применять при более высокой частоте вращения (в частности, для систем смазки с помощью масляного тумана и впрыскивания в опорах с высокоскоростными подшипниками качения), они могут в течение длительного времени работать при высоких температурах, не теряя при этом смазочных свойств. Минеральные масла употребляются при весьма низких температурах, не проявляя склонности к заметному загустению и не вызывая больших энергетических потерь мощности двигателя на перемешивание. Минеральные масла по сравнению с пластичными смазками обладают значительно меньшим внутренним трением, что обусловливает возможность их применения в высокоточных приборах, чувствительных к повышенному трению в опорах, обеспечивают возможность полной смены смазки без разборки подшипникового узла, позволяют применять системы циркуляционной подачи.

2. Пластичные смазки для подшипников качения

2.1. Рекомендации по применению основных типов пластичных смазок

Смазки общего назначения для средних температур

Солидол синтетический по ГОСТ 4366-76*. Коричневая мазь, состоящая из индустриального или веретенного масла, загущенного гидратированными кальциевыми мылами синтетических жирных кислот. Водостоек и достаточно хорошо сохраняет стабильность при хранении. Используется в подшипниковых узлах машин и механизмов различного назначения. В тяжело нагруженных опорах сохраняет работоспособность при температуре до 50°С. При температуре выше 65-70°С смазка необратимо распадается.

Солидол С – наиболее распространенный сорт пластичной смазки. Применяется в качестве летней и зимней смазки подшипников в механизмах общего назначения, транспорта, сельскохозяйственной техники. Недостаток смазки – ограниченная механическая стабильность.

Пресс-солидол обладает лучшими низкотемпературными свойствами по сравнению с солидолом С, но имеет меньший предел прочности на сдвиг при 50°С.

Солидол жировой (универсальный среднеплавкий УС) по ГОСТ 1033-79. Желтая или коричневая мазь, изготовленная из индустриальных масел, загущенных кальциевыми мылами жирных кислот. По основным характеристикам близок к синтетическим, но обладает несколько лучшими вязкостно-температурными характеристиками.

Солидолы УС-1 и УС-2 по своим свойствам и области применения соответствуют синтетическим пресс-солидолу С и солидолу С.

Смазки общего назначения для повышенных температур (натриевые и кальциево-натриевые)

Работоспособны при 100-115°С, но ввиду склонности к термоупрочнению их рекомендуют применять при температуре не выше 100°С. Общий недостаток смазки этого типа – растворимость в воде. Выпускаемые промышленностью натриевые смазки близки друг к другу по составу и основным свойствам и, следовательно, взаимозаменяемы.

Консталин жировой (универсальный тугоплавкий УТ) по ГОСТ 1957-73*. Желтая или светло-коричневая мазь с мелкозернистой или слабоволокнистой структурой. По составу отличается отсутствием кальциевого мыла. Применяется для смазки подшипников качения, работающих при температуре до 120°С. Консталины УТ-1 и УТ-2 незначительно отличаются друг от друга и практически взаимозаменяемы.

Смазка автомобильная по ГОСТ 9432-60*. Желтая или коричневая мазь, изготовленная из масла индустриального И-12 загущенного натриево-кальциевыми мылами синтетических жирных кислот с добавлением сульфаната натрия, для снижения склонности смазки к термоупрочнению. Смазка имеет улучшенные низкотемпературные свойства, почти нерастворима в воде, но при длительном пребывании во влажной среде выделяет эмульсию. Благодаря пониженной вязкости при обычных температурных условиях лучше смазывает поверхности качения подшипника. Стабильна при хранении.

Смазки общего назначения для повышенных температур (литиевые)

Применяются (как и натриевые и натриево-кальциевые смазки) при повышенных рабочих температурах (до 120°С), при контакте с водой. Не рекомендуют применять при температурах ниже -40°С.

Смазка ВНИИ НП-242 по ГОСТ 18142-80. Мягкая черная мазь, изготовленная из масла индустриального 50, загущенного литиевым мылом стеариновой кислоты с добавлением дисульфида молибдена. Используется для смазки подшипников электродвигателей.

Смазка ЭШ-176 по ТУ 38 10196-70. Изготовляется из смеси масел веретенного АУ и МС-20, загущенной литиевым, цинковым и свинцовым мылами жирных кислот и касторового масла. Недостаточно морозостойка. Применяется для смазки подшипников электродвигателей.

Смазки многоцелевые (универсальные)

Пригодны для использования в широком диапазоне скоростей, температур и нагрузок. Практически их могут применять взамен почти всех подшипниковых смазок (кальциевых, натриевых, натриево-кальциевых и литиевых). Водостойки (нерастворимы даже в кипящей воде). Обладают хорошими консервационными свойствами.

Литол-24 по ГОСТ 21150-87. Мягкая мазь вишневого цвета, изготовленная из масел, загущенных литиевым мылом. Водостойка, механически стабильна в течение длительного времени работы. Используют в подшипниковых узлах автотранспорта, электрооборудования и т. д.

Фиол-1, Фиол-2, Фиол-3, Фиол-2М по ТУ 38-1-01-283-75.

Смесь масел веретенного АУ и индустриального, загущенная литиевым мылом. По своим свойствам и области использования смазка Фиол-2М схожа с Литол-24, но обладает повышенной морозостойкостью и имеет улучшенные противозадирные свойства.

Смазки высокотемпературные

Смазки сохраняют свою работоспособность при максимальной температуре до 250°С. Изготовляются из дефицитных синтетических масел и специальных загустителей, поэтому нерационально их использование в тех случаях, когда можно применить смазки обычных типов.

Униол-1 по ТУ 201150-73. Мягкая коричневая мазь, изготовленная из масла МС-20, загущенного комплексным кальциевым мылом синтетических жирных кислот. Обладает хорошей коллоидной стабильностью. Применяется в тяжело нагруженных опорах механизмов металлургического оборудования, в шарнирах карданных валов. Обладает хорошими противозадирными свойствами. Недостаток смазки – склонность к упрочнению и гигроскопичность (поэтому она должна храниться в герметичной таре).

Смазка ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-80. Мягкая мазь белого или светло-серого цвета, изготовленная из полисилоксановой жидкости, загущенной комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот. Обладает хорошими низкотемпературными свойствами, нерастворима в воде. Гигроскопична: при поглощении воды из влажного воздуха уплотняется, а ее эксплуатационные свойства снижаются. Обладает плохими противоизносными свойствами, поэтому не рекомендуется для смазки тяжело нагруженных подшипников, работающих со значительными потерями на трение скольжения (радиальных игольчатых бессепараторных, упорных с цилиндрическими и коническими роликами). Химически смазка весьма стабильна и инертна по отношению к резине: в этом ее преимущество при использовании в опорах с резиновыми контактными уплотнениями. Обладает удовлетворительной коллоидной стабильностью и незначительной испаряемостью. Смазка способна длительное время сохранять свои эксплуатационные свойства, поэтому ее рекомендуют для опор механизмов периодического действия, а также для опор, работающих в течение длительного времени без смены и пополнения смазки. Применяется также для подшипниковых опор самолетов, электродвигателей.

Смазка ВНИИ НП-207 по ГОСТ 19774-74*. Мягкая коричневая мазь, изготовленная из смеси кремнийорганической смазки и синтетического углеводородного масла, загущенной комплексным кальциевым мылом синтетических жирных кислот. По своим свойствам близка к смазке ЦИАТИМ-221, существенно превосходит ее по сроку службы в опорах с подшипниками качения (в течение 1000-3000 ч сохраняет работоспособность при 1000 об/мин), но имеет худшую морозостойкость.

Смазка ВНИИ НП-221 по ТУ 38-1-01-173-71. Мягкая мазь черного цвета, изготовленная из полисилоксановой жидкости, загущенной сажей. Работоспособна при 250°С, но при длительном нагреве происходят ее термоупрочнение и ухудшение механической стабильности вплоть до полного разжижения при перемешивании. Имеет хорошую морозостойкость (работоспособна при температуре до -60°С) и высокие противозадирные свойства. Рекомендуют для тихоходных подшипниковых опор с тщательной герметизацией узла для защиты от утечек.

Смазка ВНИИ НП-246 по ГОСТ 18852 -73. Очень мягкая синяя мазь, изготовленная из полисилоксановой жидкости, загущенной пигментом. Обладает высокой термической стабильностью, сохраняет работоспособность при 200°С (с кратковременным перегревом до 250°С). Имеет хорошую морозостойкость – до -80°С, может применяться в высоком вакууме и при высокой частоте вращения. Имеет малый предел прочности при 20°С, поэтому применяют в малонагруженных опорах.

Смазка ПФМС-46 по МРТУ 602-531-68. Плотная черная паста – смесь полисилоксановой жидкости с коллоидно-графитовым препаратом. Обладает высокими противозадирными свойствами, поэтому рекомендуют для подшипников качения, работающих с большими потерями на трение. Основные свойства и область применения те же, что и для смазки ВНИИ НП-221.

Графитол по ТУ 38-2-01-172-74. Мягкая черная мазь, изготовленная из масла МС-20, загущенного силикагелем и окисью алюминия с добавлением графита. Обладает хорошими противозадирными свойствами, работоспособен при широком диапазоне температур. Применяют для высокотемпературных опор, для смазки шарнирных подшипников.

Силикон по ТУ 38 УССР 201149-73. Изготовляется из полисилоксановой жидкости, загущенной силикагелем с добавлением касторового масла. Имеет хорошие противоизносные свойства, удовлетворительную водостойкость. Применяется для смазки малонагруженных подшипников высокотемпературных опор.

Смазки низкотемпературные

Предназначены для работы в условиях низких температур (до -60°С).

Смазка ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74. Мягкая желтая или светло-коричневая мазь, изготовленная из приборного масла МВП, загущенного литиевым мылом стеариновой кислоты. Наиболее распространенная низкотемпературная смазка подшипниковых опор. Достаточно водостойка. Имеет относительно низкую коллоидную стабильность. Не рекомендуется для применения в тяжело нагруженных опорах, так как при механическом воздействии снижаются ее предел прочности и вязкость. Используется в радиальных шарикоподшипниках с двумя защитными шайбами типа 80000.

Смазка ЦИАТИМ-203 по ГОСТ 8773-73. Темно-коричневая мазь, изготовленная из трансформаторного масла, загущенного литиевым мылом. Работоспособность смазки при нормальных температурах ниже, чем у ЦИАТИМ-202. Благодаря лучшим низкотемпературным свойствам широко употребляют в подъемно-транспортном оборудовании, электродвигателях, работающих на открытом воздухе.

Смазка МС-70 по ГОСТ 9762-76. Коричневая мазь, изготовленная загущением приборного масла МВП бариевым и алюминиевым мылами стеариновой кислоты. Обладает хорошими низкотемпературными свойствами, высокой водостойкостью. Предназначена для механизмов, непосредственно соприкасающихся с морской водой, но применяется и для смазки подшипников наземного оборудования в тех случаях, когда требуются хорошие низкотемпературные свойства и высокая защитная способность.

Смазки для электромеханических приборов

Смазка ОКБ-122-7 по ГОСТ 18179-72. Коричневая мазь, изготовленная из смеси этилсилоксановой жидкости и масла МС-14, загущенной церезином и литиевым мылом стеариновой кислоты. Обладает вполне удовлетворительной водостойкостью, защитными свойствами, коллоидной и химической стабильностью. Используется для периодической смазки приборов и механизмов, причем интервал между сменой смазки может достигать 10 лет. Имеет хорошие консервационные свойства.

Смазка ЦИАТИМ-202 по ГОСТ 11110-75. Мягкая желтая или светло-коричневая мазь, изготовленная из смеси масел трансформаторного и авиационного МС-14, загущенной литиевыми мылами жирных кислот. Близка по своим эксплуатационным характеристикам к смазке ЦИАТИМ-201, но уступает ей по низкотемпературным свойствам. Имеет хорошую коллоидную стабильность, водостойкость, защитную способность.

Смазка ВНИИ НП-257 по ГОСТ 16105-70. Мягкая черная мазь, изготовленная из смеси полисилоксановой жидкости с эфиром, загущенная комплексным натриевым мылом стеариновой кислоты и нитрита натрия. Имеет хорошие низкотемпературные свойства. Недостаток смазки – растворимость в воде. Применяется для малонагруженных подшипников, в частности для работы в высоком вакууме.

Смазка ВНИИ НП-274 по ГОСТ 19337-73. Светлая мягкая мазь, состоящая из хлорсилоксановой жидкости, загущенной литиевым мылом оксистеариновой кислоты. Имеет хорошие низкотемпературные характеристики (сохраняет работоспособность до -80°С). Используется при высоком вакууме. Применяется для смазки шарикоподшипников, работающих с частотой вращения до 30000 мин-1.

Гироскопические смазки

Смазка ВНИИ НП-228 по ТУ 38-1011144-88. Мягкая светлокоричневая мазь, состоящая из смеси диоктилсебацината и масла МС-14, загущенного комплексным натриевым мылом стеариновой кислоты и нитрата натрия. Отличаются высокой степенью очистки. Используется главным образом для смазки подшипников роторов гироскопов. Работоспособна при частоте вращения до 60000 мин-1.

Смазка ВНИИ НП-260 по ГОСТ 19832-74. Мягкая коричневая мазь. Состав, эксплуатационные характеристики и область применения в основном те же, что и у смазки ВНИИ НП-228, но имеет более высокий ресурс работы.

Смазки индустриальные

Смазка СИОЛ по ТУ 38-101-52-74. Изготовляется из смеси масел индустриального и веретенного, загущенной гидрофобизированным силикагелем. Отличается высокой водостойкостью. Не рекомендуют для работы при температуре выше 130°С. Имеет посредственные консервационные свойства. Применяется в высокоскоростных подшипниках электроверетен прядильных машин, для работы при частоте вращения до 16000 мин-1 без смены смазки в течение длительного времени.

Смазки железнодорожные

Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ по ГОСТ 39791-74. Изготовляется из смеси масел веретенного и индустриального, загущенной натриевыми и кальциевыми мылами и касторового масла. Обладает повышенными противозадирными и противоизносными свойствами. Имеет низкую водостойкость, склонность к термоупрочнению. Работоспособна при низких температурах. Предпочтительна по сравнению с другими пластичными смазками для работы в радиальных подшипниках с короткими цилиндрическими роликами при восприятии бортами колец осевых нагрузок, в частности, в буксах подвижного состава.

Смазка для роликовых подшипников ЖРО по ТУ 32-ЦТ-520-73. Коричневая мазь, изготовляемая из масла веретенного АУ, загущенного литиевым мылом стеариновой и олеиновой кислот. Водостойка. Обладает улучшенными противозадирными свойствами. Применяется в подшипниковых опорах букс локомотивов, обеспечивая их длительный пробег без смены смазки (3000-5000 тыс. км), тяговых электродвигателей.

Смазки специализированные автомобильные

Смазка ЛЗ-31 по ТУ 38-1011144-80. Изготовляется из синтетического масла, относящегося к классу сложных эфиров. Неводостойка. Благодаря хорошим вязкостно-температурным свойствам может применяться в широком интервале температур. Закладывается в герметизированные шарикоподшипники типа 80000 при их сборке на подшипниковом заводе. Применяется в выжимных подшипниках сцепления.

Смазка N 158 по ТУ 38-101320-72. Мягкая синяя мазь, изготовляемая из масла МС-20, загущенного литиево-калиевыми мылами стеариновой кислоты и касторового масла. Работоспособна в течение длительного времени при температуре до 90-100°С, допуская кратковременный перегрев до 120°С; имеет плохие низкотемпературные свойства. Применяется в электрооборудовании автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Рекомендуется для смазки игольчатых подшипников, устанавливаемых в шарнирах карданных валов без замены в течение длительного времени.

2.2. Указания по выбору пластичной смазки

Необходимый объем пластичной смазки (см3) для заправки в подшипниковый узел:

где De – средний диаметр подшипника, мм; В – ширина радиального подшипника или высота упорного подшипника, мм; J – коэффициент заполнения, зависящий от внутреннего диаметра подшипника d (табл. 2).

Таблица 2. Значения коэффициента заполнения

d, мм4040-100100-130130-160160-200>200
J0,51,01,52,03,04,0

Добавлять пластичную смазку по мере потери смазочных свойств некоторой ее части, непосредственно соприкасающейся с подшипником и увлекаемой им во вращение, можно шприцем (через пресс-масленки) или колпачковыми масленками (путем закладки в них свежих порций смазки и подачи ее завинчиванием крышки масленки).

Периодичность смены масел в картерах при работе подшипников качения – по табл. 3.

Таблица 3. Периодичность смены масел в картерах при работе подшипников качения

Емкость картеров, кгПериодичность

(в месяцах) между сменой

масла в станках, работающих в условиях

Долив до требуемого уровня

производится после

количества дней работы

нормальныхабразивной пыли или

иной загрязненной

среды

До 104-4,53-3,55-6
10-505-63,5-45-6
Свыше 506-6,54-4,56-8
Для подшипников качения6-6,54-4,58-10

Количество периодически добавляемой пластичной смазки:

где Q – количество смазки, добавляемой через отрезок времени h, ч; D – наружный диаметр подшипника, мм; В – ширина радиального или радиально-упорного подшипника или высота упорного подшипника, мм.

Излишнее количество смазки вызывает повышение температуры узла. Поэтому, если при соблюдении заданного режима подачи смазки наблюдается резкое повышение температуры, необходимо проверить сборку конструкции узла, не добавляя смазки.

Основные факторы, влияющие на выбор типа смазки

При выборе типа смазки для подшипникового узла необходимо учитывать следующие факторы.

  1. Размеры подшипника и частоту его вращения. Для подшипников, работающих при окружных скоростях до 4-5 м/с, можно применять как жидкие, так и пластичные смазки. При больших окружных скоростях рекомендуются жидкие смазки. Чем выше окружная скорость, тем меньше должна быть вязкость жидкой смазки. Для пластичных смазок – чем выше окружная скорость, тем меньше должна быть консистентность смазки.
  2. Величину нагрузки, действующей на подшипник. Устойчивость (прочность) масляной пленки минеральных масел повышается с увеличением их вязкости, а для смазок – с увеличением их консистентности. Поэтому чем выше нагрузка, тем большей вязкостью (консистентностью) должны обладать применяемые масла (смазки).
  3. Рабочую температуру подшипникового узла. Вязкость (или консистентность) смазок с повышением температуры понижается. Для подшипников, работающих при низких температурах (ниже 0°С), следует выбирать жидкие смазки с точкой застывания на 15-20°С ниже рабочей температуры с минимальной вязкостью. Для подшипников, работающих при 70-80°С, жидкие смазки должны обладать повышенной вязкостью, а пластичные – повышенной консистентностью. Для подшипников, работающих при температуре выше 70-80°С, следует применять жидкие смазки с наибольшей вязкостью.
  4. Состояние окружающей среды. Для подшипников, работающих в среде, загрязненной вредными газами, парами и другими веществами, рекомендуется использовать пластичные смазки, учитывая при этом влияние окружной скорости, температуры и др.

Просмотров: 529

Смазка для подшипников скольжения

     Современные подшипники скольжения обладают большим запасом прочности и долговечности, они есть практически в любом узле автомобиля, которому присуще вращение. Привычка к высокому уровню качества и надежности этих деталей, приводит к тому, что автомобилисты начинают несерьезно относиться к техническим требованиям эксплуатации и обслуживания ходовой части и оставляют без внимания подшипниковые узлы ступицы. В результате эта деталь начинает быстро изнашиваться, во время движения автомобиля неисправный подшипник начинает издавать отчетливый гул, а со временем его может заклинить.

Подшипниковые узлы

Как предотвратить поломку подшипника ступицы

Стандартное строение подшипника скольжения предполагает наличие основной части (металлического корпуса) и втулки. При этом внутренняя часть подшипникового узла свободно скользит относительно внешнего корпуса. Для того чтобы сократить трение и обеспечить подшипникам скольжения нормальную работу, а также защитить рабочие части детали от пыли и воздействия окружающей среды, между их внешней и внутренней частью вводят смазочные материалы. Своевременное техническое обслуживание позволяет предотвратить поломку подшипника ступицы. Для этого всего лишь необходимо производить его смазку и регулировку не реже чем через каждые 30-40 тысяч километров пробега в соответствии с моделью автомобиля (точнее условия ТО деталей ходовой части указаны в технической документации авто). При таком подходе можно существенно продлить срок его бесперебойной эксплуатации. Срок работы большинства подшипниковых узлов заводами изготовителями предусмотрен такой же, как и для всего автомобиля. Конечно, такая долговечность может быть достигнута только, если сам подшипник изготовлен из качественных материалов, и его смазка соответствует условиям эксплуатации.

Консистентные (они же пластичные) смазочные материалы для подшипниковых узлов

Среди некомпетентных водителей существует ошибочное мнение, что смазка для всех видов подшипников скольжения подходит любая, лишь бы она не выливались. Ещё большей ошибкой таких «специалистов» является попытка классифицировать смазочные материалы по их цвету.
     Для подшипников ступицы подходят только пластичные (консистентные) смазки. Конструкция подшипника скольжения выполнена таким образом, что смазывать его составляющие части жидкими маслами невозможно.

Консистентная смазка

Консистентные смазочные материалы работают в подшипнике скольжения как уплотнительный материал, и в то же время защищают его составные части от воздействия:
  1. окружающей среды,
  2. пыли,
  3. грязи,
  4. коррозии.
Все виды пластичных смазок для подшипниковых узлов имеют в своем составе несколько компонентов, которые и придают им особые свойства. Именно качество смазочных материалов и способность переносить различные нагрузки определяют их применение относительно различных условий эксплуатации подшипников.

Основные компоненты из которых состоят консистентные смазки:

  • модификаторы,
  • загустители,
  • материалы смазочной основы.

Виды пластичных смазочных материалов

Пластичные смазочные материалы подразделяются по своему составу и техническим качествам. Самые распространенные типы смазочных материалов:
  1. Электропроводные. Обладают уникальной способностью проводить электрический ток, их применяют для смазки электропроводящих деталей, которые необходимо защитить от разрушающего воздействия влаги.
  2. Высокотемпературные смазки. Используют в условиях повышенных температур, такие смазочные материалы без утраты своих свойств выдерживают температуры до 1000 градусов. Для придания им особых качеств, в основной состав добавляют порошки меди или никеля.
  3. Литиевые смазки. Эти материалы применяют для смазки подшипников скольжения.
  4. Молибденовые смазочные материалы. Ими покрывают подвижные соединения, для сокращения трения.
  5. Силиконовые смазки. Используются для подшипников скольжения, деталей стартера и так далее. Наиболее популярный тип смазочных материалов.

Ступичные подшипники

Ко всем типам ступичных подшипников, независимо от модели и марки транспортного средства, предъявляются одинаковые требования, в соответствии с которыми они должны:
  1. обеспечивать минимальное сопротивление во время движения автомобиля,
  2. выдерживать большие нагрузки (перегрев, вибрация и так далее),
  3. обладать высоким уровнем надежности и износостойкости.
В результате неправильной установки, регулировки деталей ступицы, подбора смазочных средств, подшипники ступицы быстро приходят в негодность.
     Шарики ступичных подшипниковых узлов за 100 тысяч километров пробега автомобиля, совершают 30 000 000 оборотов.
Естественно, что интенсивная эксплуатация без промежуточного обслуживания, приводит к растрескиванию поверхности шариков и корпуса детали.      Для того чтобы ступичные подшипники работали исправно и долго, необходимо не только правильно подбирать смазку, но и соблюдать все правила установки и регулировки подшипника. Даже регулярно смазываемый подшипник задней ступицы, если он слишком сильно затянут, рано или поздно в результате перегрева рассыплется или заклинит. На скорости это очень опасно. Заклинивание подшипника может привести к аварии. Смазку необходимо менять в любых ступичных подшипниках не реже чем через каждые 40 000 км пробега. Именно такой режим эксплуатации и технического обслуживания основных узлов ходовой части автомобиля, позволит сохранить их хорошие рабочие качества на долгий срок.

Как подобрать смазочные материалы для подшипников скольжения и какое количество их требуется

В технической документации, прилагающейся к автомобилю, указаны рекомендуемые марки ступичных смазок. Если такой информации нет, то в крайнем случае можно воспользоваться самой распространенной литиевой смазкой. Однако следует знать, что некоторые виды смазок являются взаимоисключающими. Поэтому не стоит самостоятельно осуществлять подбор смазочных материалов, игнорируя четкие требования технической документации. К примеру, если подшипники ступицы смазаны водоотталкивающей консистентной смазкой, менять ее на молибденовую крайне опасно. Каждый из этих материалов рассчитан на разные условия эксплуатации и обладает разными свойствами.
     При замене смазки в подшипниковых механизмах, важно соблюдать дозу ее закладки в деталь. Слишком большое количество смазки вредно для подшипника, так как ведет к энергопотерям. Лишняя смазка при нагревании во время движения автомобиля выдавливается наружу, но при этом контакт с поверхностью обеспечивает не больше 3 % всего смазочного материала.
Также пагубно на деталь влияет слишком маленькое количество смазочных материалов. В этом случае подшипниковый узел сильно нагревается, и быстро изнашивается.

Как правильно смазать подшипник задней ступицы

Профессионалы советуют смазывать ступичные подшипники регулярно, одновременно при этом нужно разбирать ступицы, и регулировать зазоры. Для того чтобы правильно осуществить разборку и сборку ступиц, необходимо найти техническое руководство или видеоматериалы, в которых содержатся рекомендации и инструкции для определенной модели автомобиля. Понятно, что те методы разборки и монтажа, которые пригодны для ВАЗ, совершенно неприемлемы для технических средств других производителей.

Смазать самостоятельно подшипники задней ступицы можно при наличии:

  1. ключа на 7;
  2. воронки;
  3. смазки, соответствующей техническим требованиям, содержащимся в документации автомобиля

Инструкция

Эта процедура займет не очень много времени:
  1. При помощи ключа нужно открыть наливное отверстие на корпусе амортизаторов.
  2. В отверстие при помощи воронки следует влить необходимое количество смазочного материала.
  3. Воронку убрать, отверстие закрыть.
Несмотря на кажущуюся простоту, при возможности, лучше техническое обслуживание и замену смазки и масел, производить в специализированных сервисных центрах. Тем более не следует самостоятельно производить регулировку и смазку подшипников скольжения у тех транспортных средств, у которых еще действует заводской гарантийный срок.

Не забудь сохранить статью!


Особенности смазки подшипников скольжения.

Смазка подшипников скольжения



Режимы смазки

Подшипник скольжения работает при наличии смазочного материала в зазоре между цапфой вала и вкладышем.
Смазыванием называют подведение смазочного материала в зону трения, смазкой – действие смазочного материала.

При неподвижном вале жидкий смазочный материал в подшипнике из зоны контакта выдавлен (рис .1, а), но на поверхностях цапфы и вкладыша сохраняется его тонкая пленка толщиной порядка 0,1 мкм. Толщины этой пленки не хватает для полного разделения поверхностей трения в момент пуска и при малой угловой скорости. Работу подшипника скольжения в этот момент характеризует режим граничной смазки.

Вращающийся вал вовлекает смазочный материал в клиновый зазор между цапфой и вкладышем (рис. 1, б), в результате чего возникает несущий масляный слой, характеризуемый большой гидродинамической подъемной силой, под действием которой вал всплывает в смазочном материале.
По мере увеличения скорости вращения толщина смазочного слоя увеличивается, но отдельные микроскопические выступы на трущихся поверхностях касаются друг друга при относительном перемещении. Работу подшипника в этот момент характеризует режим полужидкостной смазки.

Граничную и полужидкостную смазку объединяют одним понятием – несовершенная смазка.

При дальнейшем возрастании угловой скорости возникает сплошной устойчивый слой масла, полностью разделяющий поверхности трения (рис. 2). Возникает режим жидкостной смазки, при котором изнашивания и заедания не происходит.

По способу образования масляного слоя различают гидродинамические и гидростатические подшипники скольжения.

Подшипники скольжения, в которых несущий масляный слой создается при вращении цапфы вала, называются гидродинамическими.

В гидростатических подшипниках режим жидкостной смазки создается за счет подвода масла под цапфу принудительно, от специального жидкостного насоса. Создаваемое давление должно быть таким, чтобы вал всплывал в масле. В гидростатических подшипниках создание несущего масляного слоя не зависит от угловой скорости вала.

***

Смазочные материалы

В механизмах и агрегатах смазка служит для выполнения нескольких функций – уменьшение сил трения, охлаждение деталей и защита их от коррозии, смывание продуктов износа с поверхностей деталей, а также для демпфирования при динамических нагрузках.
Для уменьшения трения и изнашивания, охлаждения и очистки от продуктов износа, защиты от коррозии, повышения демпфирующей способности контакта подшипники скольжения смазывают материалами, обладающими вязкостью и маслянистостью.

Вязкость характеризует объемное свойство смазочного материала оказывать сопротивление относительному перемещению его слоев.
Вязкость является важнейшим свойством масел. В гидродинамических расчетах используют динамическую вязкость μ, измеряемую в Па×с. В технических характеристиках масел указывают кинематическую вязкость v в мм2, равную динамической вязкости, деленной на плотность ρ масла.
Значения вязкости приводят для температур, близких к рабочим (50˚, 100˚С и т. п.).
Вязкость существенно зависит от температуры – с повышением температуры вязкость уменьшается, с понижением температуры вязкость увеличивается.

Маслянистость характеризует способность смазочного материала образовывать на поверхности трения устойчивые тонкие пленки, предотвращающие непосредственный контакт поверхностей.

Смазочные материалы могут быть жидкими (масла), пластичными (мази), твердыми (порошки, покрытия) и газообразными (газы).

Масла являются основным смазочным материалом. Они имеют низкий коэффициент внутреннего трения, хорошо очищают и охлаждают рабочие поверхности, их легко подводить в зоны смазывания, но требуются уплотняющие устройства, препятствующие вытеканию масла.
Различают масла: нефтяные (минеральные), синтетические и жировые.

Нефтяные масла – продукты перегонки нефти – наиболее часто применяют для подшипников скольжения. К ним относятся масла индустриальные (марок И-Л-А-22, И-Г-А-46 и др.), моторные масла (М8В, М10Г2 и др.), а также другие аналогичные типы масел, получаемых из нефти.

Синтетические масла получают искусственными методами из различных материалов и веществ. Масла, получаемые в результате синтетических добавок в минеральные масла называют полусинтетическими. Синтетические масла обладают рядом существенных преимуществ перед минеральными – они стойки к разложению и потере свойств в агрессивной среде, а также изменению вязкости при изменении температуры. Однако в настоящее время технология получения синтетических масел относительно дорогая, поэтому они используются лишь в ответственных агрегатах и механизмах.

Жировые масла – растительные (касторовое и др.) и животные (костное и др.) – обладают высокими смазывающими свойствами, но дороги и дефицитны. Их применяют редко.

Воду как смазочный материал применяют для подшипников с вкладышами из дерева, резины и пластмасс. Во избежание коррозии вал выполняют с покрытием или из нержавеющей стали.



Пластичные смазочные материалы (мази) изготавливают загущением жидких масел мылами жирных кислот.
В зависимости от загустителя пластичные смазочные материалы делят на солидолы, литолы, консталины и др. Они хорошо заполняют зазоры, герметизируя узлы трения, стойки от вымывания водой. Вязкость пластичных смазочных материалов мало изменяется при изменении температуры.
Применяют мази в подшипниках, работающих при ударных нагрузках и малых скоростях.

Твердые смазочные материалы применяют в машинах, когда по условиям работы или производства невозможно применять масла и мази (автомобильные рессоры, ткацкие станки, продуктовые машины и др.). Используют их в виде порошков (графит, дисульфиды и др.), мягких металлических покрытий (олово, серебро, золото), а также твердосмазывающих покрытий (ВНИИ НП-209 и др.).

Газообразные смазочные материалы – воздух, пары углеводородов и др. – применяют в малонагруженных подшипниках при очень высоких частотах вращения – до 250 тыс. оборотов в минуту (электро- и пневмошпиндели, центрифуги, турбины и т. п.).

***

Подвод смазочного материала

Смазочный материал подводится в подшипник по ходу вращения цапфы вала в зону максимального зазора, где отсутствует гидродинамическое давление (см. рис. 1, б). Распределение масла по длине вкладыша осуществляется смазочными канавками, которые располагаются в ненагруженной зоне. В местах стыка вкладышей делают неглубокие карманы-холодильники 1 (рис. 3), которые охлаждают смазочный материал, распределяют его по длине цапфы и собирают продукты изнашивания.
Жидкие масла подают в подшипники самотеком или, чаще всего, с помощью смазочных устройств, а также принудительно под давлением от жидкостных насосов (обычно шестеренчатых).

Смазочные устройства по конструкции могут быть очень разнообразными. По характеру подачи смазочного материала различают устройства для периодического (рис. 4, рис. 5, рис. 7) и непрерывного (рис. 6, рис. 8) смазывания, а в зависимости от вида смазочного материала – для пластичного (рис. 7) и жидкого (рис. 8) материала.

Через пресс-масленки (рис. 4, рис. 7) смазочный материал подают к трущимся поверхностям под давлением с помощью специального шприца-нагнетателя. Такие масленки малогабаритны, позволяют упростить подвод смазочного материала к труднодоступным узлам трения.

Колпачковые масленки (рис. 5) служат для подачи пластичного смазочного материала. Здесь мазь периодически выдавливают через канал масленки путем подвинчивания колпачка, заполненного мазью.

Фитильные масленки (рис. 6) обеспечивают непрерывность подачи масла ,фильтруя его при прохождении через фитиль. Фитильное смазывание основано на принципе сифона, осуществляемого капиллярами хлопчатобумажного фитиля. Конец фитиля, вставленный в трубку масленки, должен быть ниже дна масляного резервуара. Недостатком таких масленок является зависимость подачи масла от его уровня в масленке, а также расход масла в нерабочий период.

Подвод масла кольцом (рис. 8), свободно висящим на цапфе. Вследствие трения между цапфой и кольцом последнее вращается, захватывает из ванны масло и подает его на цапфу. Отработавшее масло самотеком стекает в ванну и вновь захватывается кольцом. Обычно такие кольца называют маслоподъемными.

Смазывание разбрызгиванием применяют в герметически закрытых механизмах (редукторах, коробках передач и т. п.), в которых подвижные и вращающиеся детали захватывают и разбрасывают масло в объеме корпуса механизма, создавая брызги и своеобразный масляный туман, оседающие на поверхностях, нуждающихся в смазке.

Наиболее совершенным является циркуляционное смазывание, когда к трущимся поверхностям непрерывно подводят свежее охлажденное и профильтрованное масло, а отработавшее масло непрерывно отводят для последующего охлаждения и очистки.

***

Расчеты подшипников скольжения



Оставить ответ