Лучшая смазка для подшипников электродвигателей: Смазки для подшипников электродвигателей — какие лучше? – Смазка для подшипников электродвигателей оборудования

Содержание

Смазки для подшипников электродвигателей — какие лучше?

Наиболее часто встречающаяся на всех производствах составная часть оборудования – электродвигатель. Смазка для подшипников электродвигателей – в этой статье мы попробуем помочь вам разобраться как выбрать смазку для электродвигателя, на что обратить внимание, как и чем смазывать электродвигатель чтобы продлить срок его службы. 

Обслуживание электродвигателей один из обязательных пунктов в перечне служебных обязанностей механических служб, одной из составляющих такого обслуживания является смазывание подшипников.

Несмотря на то что срок службы подшипника складывается из множества факторов, начиная от качества исполнения самого подшипника, корректности его верной установки и наличия или отсутствия факторов влияния среды срок его службы можно радикально повысить при условии своевременной и правильной смазки.

Правильно подобранная смазка в зависимости от типа электродвигателя, условий его эксплуатации позволит вам обеспечить надежную и долговременную его работу. Неправильно подобранная смазка в тоже время грозит самое меньшее повышенным расходом и увеличением затрат на обслуживание, в худшем же случае вызовет повышенный износ, а в дальнейшем и разрушение подшипника. Особенно это применимо к подшипникам, эксплуатирующимся в сложных условиях – при высоких температурах, скоростях и нагрузках.

Роль смазочных материалов

Применение смазочных материалов позволяет снизить трение на поверхности ролик-сепаратор, демпфирует ударную нагрузку тел качения на обойму и соответственно уменьшает шум при работе механизма. Также применение смазок способствует равномерному распределению тепла от поверхностей трения, являются своеобразным буфером защищающим подшипник от механических загрязнений (чем выше точность исполнения узла и чем выше скорость его вращения тем более весом этот фактор), а также защищает поверхность металла от коррозии.

Для правильной работы подшипника необходимо соблюдать рекомендации по нанесению и нормам закладки смазок, закладывать лишнюю смазку в подшипник не только неэкономично, но и приводит к тому что смазка хуже отводит тепло и может способствовать увеличению температуры подшипника. По данным исследований повышение температуры подшипника на 10 градусов снижает срок его службы на 20%.

Смазка подшипников электродвигателей 3000 об/мин

Наиболее часто применяемые электродвигатели на производстве это эл.двигатели с частотой оборотов около 3000 об/мин — универсальным решением для них служат такие смазки как ROXOL PU MF и ROXOL PU EP — в зависимости от того какие рабочие температуры в узле и окружающей среде. Это экономичные и в тоже время качественные полимочевинные смазки с увеличенным ресурсом эксплуатации, водостойкие и с отличной механической стабильностью.

Другие смазки

Для смазывания электродвигателей применяются консистентные смазки на различных загустителях, например смазки на основе кальциевого мыла – простейший представитель этого класса смазок это обыкновенный солидол, однако солидолы уже не удовлетворяют требованиям предъявляемым к современным смазкам и не могут обеспечить надежную работу электродвигателя.

Другой представитель кальциевых смазок это смазка разработанная во времена СССР – ЦИАТИМ-221.

ЦИАТИМ-221 – это смазка на основе синтетической полисилоксановой жидкости 132-24 загущенной кальциевым мылом, смазка специально разработана для применения в электродвигателях со скорос

Смазка для подшипников электродвигателей

Одной из основных составляющих техобслуживания электродвигателей является смазка подшипников. Каким бы качественным не был подшипник, выполнять свои функции он сможет только тогда, когда его правильно эксплуатируют и смазывают. Правильно означает использование качественной смазки, в нужном объеме и регулярно. Электродвигатели бывают разных типов, исполнений, с разными условиями эксплуатации. Правильно подобранные смазочные вещества для подшипников электродвигателей поможет обеспечить надежную, стабильную работу. Ошибка может привезти к преждевременному износу и разрушению узла. Особенно это касается подшипников, работающих в сложных температурных условиях, повышенных скоростях и нагрузках.

Электродвигатель

Функции смазочных материалов

  1. Сокращают трение между шариками (роликами) и сепаратором, торцами роликов и кольцами.
  2. Смягчают ударную нагрузку.
  3. Снижают шум во время работы.
  4. Равномерно распределяют выделяемое во время работы тепло.
  5. В двигателях, эксплуатируемых при больших нагрузках и высоких температурах, служат для охлаждения.
  6. Являются защитой подшипника от механических загрязнений.
  7. Защищают от коррозии.
Важно! Для того, чтобы смазка выполняла свои функции, ее нужно правильно дозировать. Во время работы в шариковых подшипниках остается до 70 % материала, в роликовых до 60%. Остальная выдавливается. Лишний материал приводит к обратному эффекту — повышается температура узла, увеличиваются энергопотери.

Виды смазочных материалов

Существует два вида смазочных материалов —
консистентная смазка и смазочные масла.
Основное преимущество масел заключается в том, что они легко проникают во все части узла. Особенно это важно для подшипников качения.

Смазочное масло

Но на практике чаще всего отдают предпочтение консистентным материалам. Их гораздо удобнее и проще использовать. Консистентные смазки надежнее держатся на поверхностях, не выдавливаются под нагрузкой, не вытекают под действием центробежных сил. Самые дешевые и распространенные консистентные смазки — солидолы (кальциевые смазки). Они могут применяться в помещениях с повышенной влажностью, так как не растворимы в воде. Консталины (натриевые) — в основном используются в сухих помещениях. Литиевые — особого назначения. Они обладают хорошей водоупорностью, имеют широкий диапазон температур.

Консистентные

Смазки на силиконовой основе применяют при повышенной нагрузке и температуре.
Совет: Для замены смазки в подшипнике, его необходимо предварительно разобрать и тщательно промыть.

Выбор смазочного материала

На выбор оказывают влияние несколько факторов.
  1. Режим работы двигателя — скорость вращения, нагрузка на валу, длительность бесперебойной работы.
  2. Окружающая среда — влажность воздуха, температура, наличие агрессивной среды.
  3. Конструкция и размер узлов.

Высокотемпературные смазки

Если температура окружающей среды выше +1300 С для подшипниковых узлов применяется высокотемпературная смазка. Смазочный материал должен сохранять консистенцию в заданных диапазонах температур, иметь высокой термической и окислительной способностью. В рабочем режиме температура подшипниковых узлов значительно увеличивается, структура смазочного материала несколько меняется. Она становится жиже, но не вытекает наружу. По окончании работы подшипниковый щит охлаждается и консистенция смазки восстанавливается. В качестве основы для таких материалов используют высококачественные загустители и базовые масла.

Примеры смазочных материалов серии SKF:

  1. LGHP 2 – смазочное вещество для подшипников электродвигателей высокотемпературная пластинчатая. В ее основе — минеральные масла и полимочевинный загуститель. Применяется для электродвигателей вентиляторов, насосов. Подходит для высокоскоростных условий работы.

    LGHP2

  2. LGWA 2 — антизадирная пластинчатая. Используется в условиях с высокими температурами и нагрузками. Подходит для вентиляторов, автомобилей, стиральных машин.

    LGWA 2

  3. LGHB 2 — смазка с высокой вязкостью. Используется для подшипников скольжения, уплотненных сферических роликоподшипников.

    LGHB 2

  4. LGWM 2 — высокотемпературная с новой технологией загустителя. Применяется в электродвигателях тяжелой внедорожной техники, для оборудования под открытым небом, в морских установках.
Кроме SKF применяют смазки SHELL Gadus , Molykote FB, BLUE (МС-1510), MOBIL XHP. Из отечественных можно выделить ЦИАТИМ-221 и ВНИИ НП-233.

Высокоскоростные смазки

На промышленных предприятиях чаще всего применяются двигатели с высокой частотой вращения. При таких режимах возникает повышенное трение скольжения, подшипники перегреваются. Это приводит к преждевременному выходу из строя подшипников. Справиться с такими нагрузками помогает правильно подобранный смазочный материал, который максимально соответствует поставленной задаче.

Основные критерии высокоскоростной смазки:

  • вязкость;
  • каналообразование;
  • температура каплепадения;
  • тип загустителя;
  • противозадирная присадка;
  • класс NLGI (консистенция смазки).

Примеры качественных высокоскоростных смазочных материалов:

  • IKV-PLEX 778 CCI;
  • G BESLUX PLEXBAR H-2;
  • PLEXBAR L-2/S.
Подшипники электродвигателей — самый важный элемент конструкции. Именно от него зависит работа всего узла. Именно поэтому своевременная смазка и чистка подшипников — главная составляющая профилактического ремонта.

Не забудь сохранить статью!


Чем смазывать подшипники электродвигателя

Корректная работа электродвигателя подразумевает соблюдение правильной технологии его обслуживания и бережного к нему отношения. Одним из таковых является содержание смазки в подшипниках, уровень которой необходимо стабильно поддерживать. Это обеспечит качественное функционирование всех деталей подшипника, а, значит, и защитит от возможных производственных простоев, вызванных незапланированной потребностью к замене подшипникового узла. Поэтому проверка масла должна выполняться в установленный период и, при необходимости, вноситься в нужном количестве.


Определить, что смазка теряет свои свойства и требует замены можно по следующим признакам:

  • электродвигатель без видимой причины теряет обороты;
  • наблюдается нагрев зоны положения подшипника;
  • подшипник начинает плавиться.

Поскольку в электродвигателях могут использоваться подшипники и скольжения, и качения, выбор смазывающих материалов подбирается из расчёта использования смазочного чистого масла для первых и консистентной маловяжущей смазки для вторых. При этом нельзя допускать содержание кислотных или смоляных компонентов. Их непосредственное наличие обеспечивает вспенивания смазочного материала от трения и перемешивания, что приводит к потере свойств и износу подшипникового механизма. И если масло необходимо проверять и при необходимости доливать раз в полгода, то пластичную смазку заменяют только при ремонтных работах, в случае, когда ранее не было замечено нарушений функционирования, шума и перегрева в узлах.

Надёжная смазка, которой обеспечивают асинхронные электродвигатели для надлежащей работы, позволяет увеличить интервал между сервисными обслуживаниями, а также снизить уровень потерь энергии и продлить срок службы всего агрегата. При этом особые условия функционирования и высокие нагрузки предполагают для смазок обладание следующих свойств:

  • стойкость к реакциям окислительного характера;
  • высокая антикоррозийность;
  • хорошая прокачиваемость;
  • высокие температурные параметры;
  • стойкость к условию быть смытым водой.

 Рекомендовано учитывать свойства смазочного материала на соответствие параметрам двигателя по мощности и количеству оборотов, что указывается в техническом назначении субстанций.

 

Смазать подшипник скольжения электродвигателя

Правильный процесс смазывания подразумевает наличие технических навыков и достаточного количества знаний как самого электродвигателя, так и работы с масляными субстанциями. В своей практике компания ЭНЕРГОПУСК имеет непосредственную близость к электродвижущим агрегатам, поэтому рекомендует вызов необходимых специалистов для проведения подобного рода обслуживания. Впрочем, если Вы уверены, что сможете справиться самостоятельно, рекомендуем следующие показания к замене масел. Итак, прежде чем выполнять это, необходимо:

  1. Выполнить промывку подшипников керосиновой жидкостью или чистым бензином;
  2. Продуть воздухом для просушивания;

Далее следует укладка или заливка нового смазочного материала. Если используется масло, то перед полной заливкой данной жидкости, весь подшипник промывают рабочим материалом, устанавливают механизм в узел и только потом заливают необходимое количество масла. Если используется пластичный смазочный материал, его укладка выполняется сразу после обдувания. При этом количество закладываемого материала должно заполнить 2/3 камеры узла. Закладку следует выполнять специальной лопаткой из металла и дерева, которая позволит набивание смазки в углубления колец и межшариковые пространства. Современные агрегаты, например, такие как электродвигатели Siemens отличаются хорошими показателями ускорения и скорости, поэтому после замены смазочных компонентов первичные запуски выполняются изначально методом ручного прокручивания, а впоследствии, при режиме холостого хода.

Своевременная забота о подшипниковых узлах электродвигателя обеспечит их долговременную работоспособность, а также предотвратит ситуации производственных потерь через остановку работы привода и уменьшит расход на его преждевременно капитальное обслуживание.

Остались вопросы?
Специалисты ЭНЕРГОПУСК ответят на Ваши вопросы:
8-800-700-11-54 (8-18, Пн-Вт)

Как смазать подшипники электродвигателя

Наиболее часто встречающаяся на всех производствах составная часть оборудования – электродвигатель. Смазка для подшипников электродвигателей – в этой статье мы попробуем помочь вам разобраться как выбрать смазку для электродвигателя, на что обратить внимание, как и чем смазывать электродвигатель чтобы продлить срок его службы.

Обслуживание электродвигателей один из обязательных пунктов в перечне служебных обязанностей механических служб, одной из составляющих такого обслуживания является смазывание подшипников.

Несмотря на то что срок службы подшипника складывается из множества факторов, начиная от качества исполнения самого подшипника, корректности его верной установки и наличия или отсутствия факторов влияния среды срок его службы можно радикально повысить при условии своевременной и правильной смазки.

Правильно подобранная смазка в зависимости от типа электродвигателя, условий его эксплуатации позволит вам обеспечить надежную и долговременную его работу. Неправильно подобранная смазка в тоже время грозит самое меньшее повышенным расходом и увеличением затрат на обслуживание, в худшем же случае вызовет повышенный износ, а в дальнейшем и разрушение подшипника. Особенно это применимо к подшипникам, эксплуатирующимся в сложных условиях – при высоких температурах, скоростях и нагрузках.

Роль смазочных материалов

Применение смазочных материалов позволяет снизить трение на поверхности ролик-сепаратор, демпфирует ударную нагрузку тел качения на обойму и соответственно уменьшает шум при работе механизма. Также применение смазок способствует равномерному распределению тепла от поверхностей трения, являются своеобразным буфером защищающим подшипник от механических загрязнений (чем выше точность исполнения узла и чем выше скорость его вращения тем более весом этот фактор), а также защищает поверхность металла от коррозии.

Для правильной работы подшипника необходимо соблюдать рекомендации по нанесению и нормам закладки смазок, закладывать лишнюю смазку в подшипник не только неэкономично, но и приводит к тому что смазка хуже отводит тепло и может способствовать увеличению температуры подшипника. По данным исследований повышение температуры подшипника на 10 градусов снижает срок его службы на 20%.

Для смазывания электродвигателей применяются консистентные смазки на различных загустителях, например смазки на основе кальциевого мыла – простейший представитель этого класса смазок это обыкновенный солидол, однако солидолы уже не удовлетворяют требованиям предъявляемым к современным смазкам и не могут обеспечить надежную работу электродвигателя.

Другой представитель кальциевых смазок это смазка разработанная во времена СССР – ЦИАТИМ-221.

ЦИАТИМ-221 – это смазка на основе синтетической полисилоксановой жидкости 132-24 загущенной кальциевым мылом, смазка специально разработана для применения в электродвигателях со скоростью вращения до 10000 об/мин.

Литиевые смазки – благодаря структуре загустителя смазки на основе литиевых мыл применяют в широком интервале температур. Нами разработана смазка на основе литиевого мыла Roxol MS с добавлением дисульфида молибдена – дли использования в электродвигателях при оборотах до 5000 об/мин при средних и высоких нагрузках. Благодаря содержанию в составе дисульфида молибдена смазка обладает высокими противоизносными свойствами.

Смазка ROXOL MS может быть иcпользована для замены более дорогих смазок ВНИИНП-242 и Molykote FB-180 в температурном диапазоне от -30 до +140 градусов.

Смазки на основе полимочевины – уникальные смазочные материалы с точки зрения их механической и химической стабильности, а также устойчивости к температурам. Благодаря природе загустителя смазки относятся к беззольным, т.е. не оставляют нагара, образуют сверхстабильные реологические системы (смазка быстро восстанавливает структуру после механического воздействия, отлично противостоит повышению нагрузки благодаря чему срок ее службы выше смазок на основе мыльных загустителей).

Для удовлетворения потребностей отечественного потребителя компания Роксол разработала полимочевинную смазку с загустителем из тетрамочевины Roxol PU EP. Смазка может использоваться для замены смазoк SKF, MOBIL и SHELL и других импортных смазок с загустителем из полимочевины. Идеальна для тяжелых условий работы при высоких скоростях, в отличие от литиевых смазок работает до 10 раз дольше. При низких температурах (ниже минус 30 градусов) рекомендуем использовать смазки на основе синтетических масел – например смазку Roxol PU SYNT – работающую в широком диапазоне температур и имеющую великолепные антифрикционные свойства.

Выбор смазки для электродвигателя следует производить с учетом ряда факторов:

  1. Режим работы двигателя – скорость вращения, нагрузка на вал, длительность рабочего цикла.
  2. Условия рабочей среды – влажность воздуха, температура, наличие агрессивных факторов (химикаты, пар, пыль и т.д.)
  3. Конструкция и габариты узла.

Скорость вращения подшипника требует особого внимания, чем выше скорость тем ниже должна быть вязкость базового масла на основе которого изготовлена смазка.

Нагрузка на вал покажет, необходима ли смазка с повышенной несущей способностью (с EP присадками)

Длительность бесперебойной работы – выдвигает требования к механической стабильности смазки.

При температуре работы подшипника от 130 градусов и выше следует отдавать предпочтение смазкам термостойким, с температурой каплепадения от 190 градусов и выше.

Таким образом смазочный материал должен сохранять консистенцию в пределах рабочих температур, обладать высокой механической стабильностью, не вызывать эффект саморазогрева ( т.е. вязкость его базового масла должна соответствовать скорости работы), обладать устойчивостью к окислению.

Консистентная высокотемпературная смазка на основе минерального масла с полимочевинным загустителем ROXOL PU EP разработана нами для применения в электродвигателях тяжелой внедорожной техники, электродвигателях насосов и вентиляторов вместо таких смазок как SKF, MOBIL XHP, SHELL GADUS, ею могут смазываться и ступичные подшипники.

Идеальные смазки для электродвигателей

Смазки ROXOL PU EP и ROXOL PU SYNT – это идеальные смазки для снижения износа и увеличения ресурса подшипников электродвигателей работающих в широком интервале рабочих температур. Благодаря высокой механической стабильности они обеспечивают длительное смазывание узлов трения (практически ресурс смазок на основе полимочевины выше мыльных до шести раз в одинаковых условиях эксплуатации). Для особо нагруженных подшипников высокомощных электродвигателей мы рекомендуем применять смазку ROXOL DS – с содержанием дисульфида молибдена – смазка отлично справляется с высокими температурами и нагрузками характерными например для металлургических производств. Применение ее на металлургическом комбинате позволило сократить потребление смазочного материала в 5 раз, с тонны в месяц до 180 килограмм.

В малых, средних и крупных электродвигателях используются подшипники разных типов и модификаций. И для полноценного функционирования электрических машин важно применять специализированную смазку для подшипников и правильно определять дозировку ее закладки. Материал данной статьи поможет более детально разобраться в данном вопросе.

Эксплуатационная необходимость в смазках

Подшипники применяются в электродвигателях в качестве опоры ротора и обеспечивают равномерность его осевого вращения и недостаточное количество смазки, равно как ее низкое качество, обуславливает снижение скользящего эффекта и провоцируют конструктивное намагничивание колец подшипника, а при обильном количестве она может попасть в электрическую машину и спровоцировать ее выход из строя.

Соответственно, замена смазки в подшипниковых узлах должна быть регулярной и своевременной, так как высокие температуры, вызванные значительными нагрузками и скоростями, продукты коррозии и механические взвеси приводят к ее окислению и утрате ею изначальных характеристик. Но при этом не следует забывать, что каждая замена смазки в подшипнике или втулке сопряжена с выводом электродвигателя из эксплуатации, что обуславливает простои и повышенные материальные затраты.

Применение специальных высокотемпературных и высокоскоростных смазок для подшипников – лучшее инженерное решение, которое позволяет:

  • Увеличить межсмазочный интервал.
  • Оптимизировать расходы на эксплуатацию и ремонт путем качественного смазывания подшипников.
  • Обеспечить высокую производительность и стабильную работу электрического оборудования.
  • Выйти на требуемую скорость вращения

Эксплуатационные свойства и применение смазочных материалов для подшипников

Назначение смазки, закладываемой вручную или подаваемой в подшипники механизированным способом, заключается в следующем:

  • Минимизация внутреннего трения подшипниками скольжения.
  • Герметизация подшипника от попадания механических частиц, пыли, окалины.
  • Отвод тепловой энергии, которая образуется в результате трения, значительных внутренних напряжений и передается от нагретого вала двигателя, эту функцию выполняют смазочные масла входящие в состав смазки.
  • Защита металлических конструктивных элементов от коррозии.
  • Уменьшение вибраций и шумов.
  • Увеличение срока службы пошипников работающих в тяжелых условиях работы

Виды применяемых смазочных материалов

Теоретически, как часть электрооборудования, подшипники могут обрабатываться густыми и жидкими смазками, но из-за вероятности попадания в обмотку на практике масла практически не применяются. Зато консистентные смазки с расширенным температурным диапазоном нашли широкое применение на всех видах электродвигателей. Они превосходно выдерживают значительные нагрузки, устойчиво противостоят выдавливанию смазочных материало и воздействию центробежных сил. Поэтому очень важен выбор смазки, в нашем случае – пластичных смазок, от этого на 70% зависит долгая работа подшипника.

Для эффективного и долговременного смазывания при подборе следует учитывать:

  • Конструктивные особенности подшипников качения и электродвигателей.
  • Характер эксплуатации (скорость вращения, режим работы, весовые и мощностные нагрузки).
  • Специфика среды эксплуатации (влажность, перепады и пределы температур, наличие химически агрессивных веществ и механических взвесей).

Таким образом, в зависимости от конкретики условий эксплуатации для обработки подшипников или втулок могут использоваться смазки:

  • Высокоскоростные. Применяются в электродвигателях с повышенными параметрами частоты вращения или со стабильно изменяющейся скоростной нагрузкой. Должны иметь консистенцию класса NLGI 2 и достаточно высокую температуру каплепадения, обеспечивать отличное отведение тепла и обладать повышенными противозадирными свойствами. Чаще всего рекомендуется при чрезвычайно высоких скоростях использовать смазки на базе синтетических базовых масел.
  • Высокотемпературные. Применяются консистентные смазочные материалы с высокой стабильностью и имеющие отличные антифрикционные свойства. Используются для подшипников, сопряженных с температурами окружающей среды выше + 120 ˚С.

Наши лучшие смазки для подшипников могут использоваться для увеличения срока службы электродвигателей укомплектованных подшипниками скольжения и качения, работающих при вращении свыше 1000 об мин. Смазка подшипников работающих при воздействии экстремальных условий работы нашими материалами помогает электродвигателю выполнять свои функции и приводит к увеличению срока службы всего механизма в целом. Мы предлагаем универсальные и экономичные решения для большей части электродвигателей.

Что предлагает Смазочная компания Интеравто для электродвигателей

Мы предлагаем несколько смазочных материалов, которые можно применять в подшипниках электрических двигателей различного назначения.

«Интерм» – термозащитная пластичная смазка. Основа формулы высокотемпературной смазки «Интерм» – минеральное масло с добавлением фторполимерных загустителей. Благодаря высокой механической стабильности рекомендуется к применению для обслуживания подшипников качения электродвигателей, работающий в продолжительном и повторно-кратковременном режиме и в условиях повышенных температур (до +180 градусов) и нагрузок, например, приводы дымососов, насосов, вентиляторов, станков и т.д. Это тот случай если вы ищите качественную смазку на широкий диапазон температур. Смазка работает в несколько раз дольше чем обычная литиевая смазка и обеспечивает надежную работу оборудования даже при высокой нагрузке.

«Скат» – высокотемпературная синтетическая смазка, разработанная на базе полиальфаолефинового масла средней вязкости. Высокая механическая и термоокислительная стабильность обуславливают длительное смазывание и устойчивость к выдавливанию. Эффективна в качестве смазки высокоскоростных подшипников качения и втулок (скорость вращения свыше 5000 оборотов).

Многофункциональная смазка «Эрна-МФ» – пластичная смазка на основе базовых масел третьей группы для долговременной работы подшипников электродвигателей при температурах до +160 градусов. Смазка обеспечивает защиту узла трения от износа, сокращает затраты потребителей за счет более долгого периода пересмазывания, сокращения количества вышедших из строя подшипников – в отличие от смазки Литол в аналогичных условиях использования количество потребления сокращается в 4 раза. Идеально подходит для использования на электродвигателях сетевых коммунальных насосов горячего водоснабжения. Смазка обладает высоким ресурсом эксплуатации и применяется в подшипниках смазываемых как закладным способом так и шприцеванием.

Купить смазку для подшипников электродвигателей или получить консультацию можно позвонив в Смазочную компанию «Интеравто» по телефону +7 (3412) 56-92-49

Разработка смазок для электродвигателей под заказ

Под заказ Смазочная компания ИНТЕРАВТО имеет возможность изготавливать смазки для электродвигателей с высокими скоростями оборотов до 80000 оборотов в минуту. Разработка смазок для подшипников электродвигателей гироскопов, высокоточных приборов, малогабаритных электродвигателей осуществляется нашим предприятием на контрактной основе.

Мы готовы изготовить высококачественные смазки на основе любых масел и загустителей, с интервалами рабочих температур от -90 до +200 градусов, с предельно малым моментом трогания при низких температурах – такие смазки востребованы изготовителями и потребителями микроэлектродвигателей с повышенными требованиями к ресурсу и качеству работы. Например по заказу одного из наших клиентов – предприятие по выпуску малогабаритных электродвигателей в военно-промышленном комплексе мы разработали и успешно внедрили низкотемпературную смазку «ИПФ-Арктик» – это смазка для критических температур и высокоскоростных подшиипников качения работающих при температурах ниже минус 90 градусов. Смазка изготавливается полностью на основе отечественной компонентной базы и обеспечивает низкий момент трения даже в условиях быстрого выхода на рабочий режим.

Подшипники таких электродвигателей работают в экстремальном режиме, нередко в вакууме или инертной среде При высоких оборотах в зоне трения создается высокое контактное давление все это повышает требования к противоизносным свойствам смазочного материала и его нахождению в зоне трения. Разработка смазок для электродвигателей с малыми габаритами производится на собственной научной базе, а также в комплексе исследований используются научно-технологическая база партнеров компании.

В случае если ваше предприятие нуждается в таких смазках, например для замены импортных смазок, либо при разработке новых изделий вы можете направить заявку на разработку подобного материала либо на консультацию по применению уже имеющихся смазок.

Типичные проблемы при эксплуатации

Работа каждого подшипникового узла в электродвигателе, напрямую влияет на функциональность электрической машины в целом, определяет интенсивность вибраций и уровень механических и энергетических потерь. Соответственно важно обеспечить его долговечность и нормативную работу, минимизировав при этом разрушение и коррозию элементов подшипника.

Рассмотрим основные негативные факторы, снижающие его работоспособность, вызывающие дефекты и даже провоцирующие полный выход подшипника из строя. А также обозначим наиболее доступные и эффективные способы решения проблемы.

Длительный и критический перегрев подшипников скольжения

Неисправность: термические напряжения в подшипниках с кольцевой смазкой, сопровождающиеся изменением цвета металлических элементов и проводящие к их разрушению. Перегрев возникает из-за снижения скорости вращения кольца, которое свою очередь спровоцировано снижение количества смазки, ее засорением продуктами износа и распада и несоответствием реологических свойств смазочного материала конструктивным и функциональным особенностям оборудования.

Решение проблемы: проверить соответствует ли форма и размеры кольца конкретным производственным условиям. Пополнить смазку или выполнить ее полную замену на смазочный материал с меньшей вязкостью.

Неисправность: перегрев подшипников, вызванный засорением масленки. А также загрязнение смазки продуктами распада, пылеватыми частицами и механическими взвесями.

Решение проблемы: промывка канала смазочной системы по всей длине магистрали с полноценной ревизией и сменой смазочного материала. Также может потребоваться замена уплотнений подшипников.

Неисправность: некорректная смазка вкладышей. Осевая нагрузка на подшипник. Низкая эффективность смазки.

Решение проблемы: использовать смазки с подходящими вязкостными и реологическими характеристиками. Правильно выполнять ремонт подшипников.

Разбрызгивание и течи масла в системе кольцевой смазки

Неисправность: на валу явно видны следы течи масла, систематические интенсивные брызги.

Решение проблемы: произвести замену жидкого смазочного материала на консистентную смазку с необходимым классом вязкости.

Неисправность: недостаточное уплотнение подшипника, а также чрезмерные зазоры, сколы и трещины на поверхностях скольжения, износ торцов вкладышей.

Решение проблемы: ремонт и восстановление геометрической формы поверхности скольжения или замена втулки.

Масляные пары и масло попадают в электродвигатель

Неисправность: нарушение работоспособности электрической машины из-за загрязнения масляными частицами. Чем ближе подшипниковые узлы размещены к обмоткам, тем данное явление имеет более негативные последствия.

Решение проблемы: устранить люфты, зазоры и несоосность между подшипниками, валом и крышкой. При наличии в механизме принудительного охлаждения, вентилятор должен нагнетать поток воздуха или создавать его разряжение строго с инструкциями разработчика. В том случае если это не помогло следует заменить масло на консистентную смазку с невысокой вязкостью базового масла и вести наблюдение в течение 3-4 недель.

Дефекты подшипников качения

Неисправность: термоотпуск поверхностей скольжения в результате ошибок при монтаже и неверный расчет параметров: очень плотная посадка под запрессовку по внешнему диаметру или игнорирование температурного расширения тела вала.

Решение проблемы: привести в соответствие диаметр места под посадку подшипника. Для чего в зависимости от ситуации протачивают шейку вала или внутренне отверстие крышки.

Неисправность: избыточное количество смазочного материала в подшипнике или неэффективность масла.

Решение проблемы: выбор смазки или масла и его использование в узлах с учетом рекомендаций изготовителей оборудования и агрегатов.

Производство пластмасс и полимеров

Увеличение эксплуатационного ресурса деталей и узлов,

минимизация вибраций и шумов

Стекольная и керамическая промышленность,

Производство минеральной и базальтовой ваты

Частое смазывание, высокие скорости и нагрузки, расширенный интервал минусовых и плюсовых температур

Для нормальной работы двигателя его подшипники скольжения нужно содержать в чистоте.

Чтобы в них не попали пыль и грязь, крышки подшипников плотно закрывают. Спускные отверстия и крышку на торце вала двигателя также плотно закрывают, иначе масло будет вытекать из подшипников и разбрызгиваться или попадать внутрь двигателя на обмотки. Применяемое для смазки подшипников масло не должно содержать кислоту или смолу.

При работе двигателя не следует допускать появления пены в подшипниках. Пену можно ликвидировать, добавив свежего масла, а если это не поможет, нужно полностью сменить масло. Перед доливкой в подшипники масла открывают контрольные отверстия, служащие маслоуказателями. Обычно эти отверстия закрыты пробками на резьбе. Уровень масла считается нормальным, когда оно появляется в контрольном отверстии. Вместо пробки некоторые подшипники имеют масломерные стекла.

Для нормальной работы подшипников с кольцевой смазкой необходимо не менее двух раз в смену, даже если подшипники не нагреваются, проверять вращение колец и чистоту масла (наличие механических примесей, шлама и т. д.). Если кольца вращаются медленно или совсем не вращаются, значит смазка подшипника ухудшилась, он будет сильно нагреваться и может расплавиться. Масло в подшипниках со временем загрязняется и становится густым, поэтому в зависимости от условий работы через каждые 3 – 4 месяца, но не реже одного раза в полгода, его заменяют полностью, даже если подшипники имеют нормальный нагрев.

При работе подшипников в тяжелых условиях (большая запыленность помещения, высокая температура окружающей среды, низкое качество масла и т. д.) сроки замены масла сокращаются. Обычно в подшипники с кольцевой смазкой масло доливают после 200 – 300 ч непрерывной работы. Если доливка производится во время работы двигателя, делают это как можно медленнее.

Перед заменой смазки подшипники промывают керосином, продувают воздухом, промывают маслом той марки, которую применяют для данных подшипников, и после этого заливают свежим маслом.

Перед первым пуском электродвигателя проверяют наличие смазки в подшипниках. Количество смазки должно составлять не более 2/3 объема камеры. Если подшипники работают нормально и не нагреваются, то осмотр и замена смазки производятся при очередных ремонтах, а также по мере необходимости в зависимости от состояния смазки.

Перед заменой смазки подшипник при снятых крышках промывают чистым бензином с добавлением 6 – 8% по объему трансформаторного или веретенного масла. Подшипник промывают с торца. При этом бензин увлекает за собой растворившуюся смазку. Промывка производится при легком проворачивании ротора и продолжается до тех пор, пока не будет вытекать чистый бензин, затем подшипник следует просушить сжатым воздухом.

Процесс набивки смазки прост, выполнять набивку нужно чистыми руками и чистым инструментом (деревянными или металлическими лопаточками). При набивке все кольцевые углубления в деталях подшипникового узла, обращенные к подшипнику, заполняют смазкой на одну треть в нижней их части. Пространство между обоймами с шариками набивают смазкой по всей окружности.

После сборки подшипниковых узлов проверяют легкость вращения ротора от руки и затем включают двигатель и вращают его в течение 15 мин вхолостую. Если состояние подшипников хорошее, при прослушивании слышен равномерный гул (жужжание шариков) без стуков и ударов.

Пригодность масла для различных двигателей при заданных условиях работы прежде всего определяется его вязкостью. Вязкостью масла в градусах называется число, которое показывает, во сколько раз больше времени требуется для истечения данной жидкости по отношению к такому же объему воды. Вязкость масла условно определяют в градусах по Энглеру, обычно при 50°С, так как при увеличении температуры масла до 50° С вязкость уменьшается резко, а после 50° С — более медленно.

В электродвигателях мощностью до 100 кВт с подшипниками скольжения можно использовать масло веретенное с вязкостью 3,0—3,5 градусов по Энглеру. Для подшипников с принудительной циркуляцией смазки применяют турбинные масла: для быстроходных двигателей со скоростью вращения 1000 об/мин и выше турбинное масло «Л» (легкое), а для двигателей со скоростью вращения 250 – 1000 об/мин — «УТ» утяжеленное турбинное.

У машин с кольцевой смазкой причиной повышенного нагрева подшипников может быть недостаточная подача масла в результате медленного вращения или полной остановки смазочных колец. Смазочные кольца могут остановиться из-за сгущения масла. Недостаточная подача масла может быть также следствием защемления смазочных колец, неправильной их формы или низкого уровня масла в подшипниках.

Для устранения указанной неисправности необходимо густое масло заменить новым, проверить уровень масла по маслоуказателю, легкие кольца заменить более тяжелыми, а поврежденные выправить или тоже заменить новыми.

У машин с принудительной смазкой подшипники могут перегреваться в результате засорения маслопровода или масляного фильтра и загрязнения масла в подшипниках. Этот дефект устраняют промывкой всей масляной системы, очисткой масляных камер, заменой масла и уплотнением подшипников.

Подшипники могут перегреться из-за неправильной центровки двигателя с производственным механизмом, а также из-за малого зазора между шейкой вала и вкладышем. Вкладыш считается хорошо пригнанным, если следы приработки распределены равномерно по всей длине нижнего вкладыша на дуге в 25—30°.

На нагрев подшипников влияют также несоответствие применяемого сорта масла, плохая заливка вкладышей, искривление вала двигателя или его шеек, наличие осевого давления на подшипники. Последнее возникает вследствие осевого сдвига ротора или недостаточности зазоров между торцами вкладышей подшипников и галтелями вала, что препятствует его свободному тепловому расширению.

Причиной этой неисправности является переполнение подшипников маслом, которое разбрызгивается из них и растекается вдоль вала. Во избежание этого необходимо наливать масло в подшипники при остановленной машине до черты маслоуказателя, так как смазочные кольца при вращении забирают часть масла и уровень его в маслоуказателе несколько понижается.

Если контрольная черта на маслоуказателе отсутствует, масло наливают в подшипники до уровня, при котором смазочные кольца оказываются погруженными на 1/4— 1/ 5 их диаметра. Из-за вязкости масла уровень его в подшипнике устанавливается не сразу, поэтому наливать масло следует постепенно.

При неудовлетворительном уплотнении подшипников, больших зазорах в торцах вкладышей, а также при малых размерах отверстий для стока в нижней части вкладышей масло может попасть по валу в двигатель. Для исключения такой возможности подшипники дополнительно уплотняют с помощью латунной шайбы толщиной 2 мм, которую плотно пригоняют к валу. Крепят шайбу винтами. Другой тип уплотнения — с помощью стальной шайбы толщиной 1 – 2 мм, с зазором между шайбой и валом 0,5 мм. Между стальной шайбой и подшипником устанавливают без зазора фетровую шайбу, которую крепят к подшипнику винтами.

Масло или масляные пары из подшипников проникают внутрь машины в результате действия вентилятора или других вращающихся частей машины. Наиболее часто засасывание масла происходит у закрытых машин с подшипниковыми щитами, так как подшипники частично расположены внутри корпуса машины. В этом случае при работе вентилятора в зоне подшипника создается разрежение, способствующее засасыванию масла.

Для ликвидации указанного явления следует устранить дефекты в подшипниках, а также дополнительно уплотнить подшипники и стыки между статором и частями щитов.

Одной из основных неисправностей подшипников качения является их чрезмерное нагревание. Перегрев подшипников может происходить в результате неправильной сборки, тугой посадки внешнего кольца подшипника в подшипниковом щите, а также из-за отсутствия осевого зазора в одном из подшипников, необходимого для компенсации температурного расширения вала при работе машины. При этой неисправности ротор легко проворачивается в холодном подшипнике, а в нагретом — его заедает.

Чтобы установить нормальный осевой зазор, необходимо проточить бортик крышки подшипника или установить прокладки между его крышкой и корпусом. Для уменьшения тугой посадки кольца посадочное место подшипника расшабривают.

Иногда в подшипниках возникает ненормальный шум, сопровождаемый повышением температуры. Это может быть результатом плохой центровки двигателя, загрязнения подшипников, большого износа отдельных деталей (шариков, роликов) и неплотной посадки внутреннего кольца подшипника на вал.

Если в подшипники заложено смазки больше, чем следует, или ее марка не соответствует температуре окружающей среды и при этом уплотнения оказываются недостаточными, то из подшипников при работе двигателя будет выбрасываться смазка.

  • Работоспособность в диапазоне от -60˚С до +250˚С и высоких скоростях.
  • Отличные антикоррозионные свойства.
  • Высокая динамическая несущая способность.
  • Увеличенный межсмазочный интервал.
  • Термоокислительная стабильность.
  • Химическая инертность.

Выбор смазки для высокоскоростных подшипников

На большинстве промышленных предприятий используются подшипники, частота вращения которых превышает частоту вращения обычного технологического оборудования. По этой причине к вопросу выбора смазки нужно подходить со знанием дела, так как ошибка при выборе смазки может привести к перегреванию подшипников, возникновению избыточного трения и преждевременному выходу из строя. Правильно подобранная смазка помогает подшипникам справляться с нагрузками при высоких скоростях и позволяет свести к минимуму возможные неисправности, возникающие по причине несоответствия смазки области ее применения.

Область применения высокоскоростных смазок

На заводах меня часто спрашивают о температуре, при которой подшипники должны работать. Неоспоримым является тот факт, что подшипники, которые работают на высокой скорости, имеют более высокую температуру. Приведу такой пример: во время своего последнего визита на завод я осматривал подвесной вентилятор, оснащенный прямой ременной передачей от большого электродвигателя. Частота вращения двигателя составляет 1750 оборотов в минуту (об/мин). Поскольку размер шкива не менялся ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения, можно с уверенностью сказать, что частота вращения подшипников была практически одинаковой. Эти подшипники были обработаны смазкой слишком гутой консистенции, что приводило к перегреву и, соответственно, к сокращению срока их службы. Продлить срок службы подшипника можно путем подбора смазки, свойства которой максимально соответствуют поставленной задачи.

Здесь в качестве примера приведена ситуация с механизмами, которые используются на большинстве заводов (вентиляторы), однако высокоскоростные компоненты применяются и в других механизмах. Например, некоторые насосы с прямым приводом от двигателя, оснащенные подшипниками, для смазки которых используется пластичная смазка, могут работать при частоте вращения более 2000 оборотов в минуту. То же самое справедливо и в отношении некоторых смесителей, мешалок и воздуходувок. Эти компоненты выходят из строя, если смазывать их подшипники универсальной пластичной смазкой, не учитывая их характеристики. Чтобы определить, какая смазка подойдет подшипнику, необходимо узнать скоростной фактор подшипника.

Тип смазки Вязкость базового масла (40°С), сСт Скоростной фактор (NDM)
Низкая скорость, высокое давление, промышленная смазка 1000-1500 50000
Средняя скорость, высокое давление, смазка для промышленных подшипников 400-500 200000
EP, NLGI #2, универсальная смазка 100-220 600000
Высокая скорость, высокая температура, смазка длительного действия <70 600000
Высокая скорость, смазка длительного действия 15-32 >1000000

Расчет скоростного фактора

Значение скоростного фактора помогает узнать соотношение скорости, при которой вращается подшипник, и его размера. Существуют два основных способа определения этого фактора. Первый называется скоростным фактором DN, чтобы выяснить значение которого необходимо умножить значение внутреннего диаметра подшипника на значение скорости, при которой он вращается. Второй метод называется скоростным фактором NDm. Для его определения используется медианный размер подшипника (также известный как диаметр начальной окружности) и частота вращения.

С помощью скоростного фактора можно определить ряд свойств смазочного материала, которые необходимо учитывать при выборе правильного типа смазки. К таким свойствам относится вязкость масла и класс по NLGI (National Lubricating Grease Institute –Национальный институт пластичных смазок).

Вязкость

Наиболее важным физическим свойством смазки является вязкость. Вязкостью определяется толщина слоя смазки в зависимости от нагрузки, частоты вращения и контактирующих поверхностей. Вязкость должна отвечать требованиям подшипника. Вязкость базового масла большинства смазок общего назначения составляет, примерно, 220 сантистоксов. Смазки такого типа подходят для работы при средних нагрузках и средней частоте вращения. Если частота вращения подшипника выше среднего, вязкость должна быть меньше.

Рабочая температура DN (скоростной фактор) Класс по NGLI*
от -30 до 100°F (от -34,4 до 37,7°С) 0-75000 1
75000-150000 2
150000-300000 2
от 0 до 150°F (от -17,7 до 65,5°С) 0-75000 2
75000-150000 2
150000-300000 3
от 100 до 275°F (от 37,7 до 135°С)
0-75000 2
75000-150000 3
150000-300000 3
* Зависит от других факторов, таких как тип подшипника, загустителя, вязкость и тип базового масла

Существует много способов определения вязкости. Если вы знаете значение скоростного фактора, речь о котором шла выше, вы можете воспользоваться стандартными схемами определения вязкости смазки для подшипника при рабочей температуре. В вышеприведенном примере (подшипник вентилятора) скоростной фактор NDm равнялся 293125, следовательно, вязкость базового масла должна составлять, примерно, 7 сСт. Подшипник работал при температуре около 150°F или 65,5°C. При стандартном индексе вязкости (равном 95) это приравнивается к марке вязкости базового масла ISO 22-32. Если бы вы использовали стандартную универсальную пластичную смазку, подшипник получил бы в 10 раз больше вязкости, чем ему требуется. Хотя не всегда избыток вязкости это плохо, однако в данном случае такое значение является завышенным.

Чрезмерная вязкость может привести к перегреву и повышенному потреблению энергии. Оба эти фактора являются неблагоприятными для подшипника и смазки. Чем выше температура подшипника в работе, тем меньше становится вязкость смазки. Это может привести к увеличению расхода смазки и требует более частого нанесения смазочного материала. Потребление энергии также может вырасти со временем, в результате чего возникнут необоснованные дополнительные затраты. Кроме того, избыточная вязкость приводит к повышенному трению.

Что касается обычных пластичных смазок, их можно использовать для смазывания подшипников при скоростном факторе до 500000. Если скоростной фактор превышает указанное значение, необходимо использовать высокоскоростную смазку. Некоторые смазки, представленные на рынке, могут работать при скоростном факторе до 2000000. Тем не менее, стоит отметить, что все смазки разные, и не все из них могут быть эффективными при разных скоростях.

Влияние состояния подшипника на выбор вязкости базового масла
ISO VG (сСт@40°С) Область применени Нагрузка Скорость Маслоотделение* Перекачиваемость*
22 Быстроходные шпиндели Низк. Выс. Выс. Выс.
100 Большие высокоскоростные
электродвигатели
150 Колесные подшипники
220 Бумагоделательные машины,
универсальная, индустриальная
460 Бумагоделательные машины,
сталепрокатные станы
1000 Горно-шахтное оборудование,
дробилки, подшипники и т.д.
1500 Низкие скорости, тяжелые/ударные нагрузки
* На сепарацию и перекачиваемость масла также влияет плотность смазки и тип загустителя.
** Стрелками показана направленность.

Каналообразование

Одним из свойств пластичной смазки, которое помогает определить, каким образом смазочный процесс будет осуществляться при высоких скоростях, является каналообразование. Этот термин используется для определения текучести смазки и ее способности заполнять пустоты на поверхности. Проверить каналообразование смазки можно с помощью испытаний по Методу 3456.2 Федерального стандарта методов испытаний 791C. Для проведения этих испытаний необходимо нанести на поверхность равномерный слой смазки. Когда температура стабилизируется, по слою смазки проводят стальной полосой, известной как инструмент для проверки каналообразования. В результате в слое смазки образуется пустота или канал. Через 10 секунд необходимо проверить, заполнился ли образовавшийся канал смазкой. Если канал заполнился смазкой, значит, это смазка «обволакивающего» типа. В ином случае перед вами смазка «необволакивающего» типа.

Смазки «обволакивающего» типа быстро вытесняются при вращении элемента – в результате смазка не пенится, а температура не увеличивается. Смазки «необволакивающего» типа затекают обратно, что может привести к перегреву.

Тип загустителя

Кроме вязкости базового масла еще одним свойством смазки, которое влияет на каналообразование, является тип загустителя. Загуститель в смазке представляет собой этакую губку, которая удерживает масло. Структура волокон загустителя может оказывать влияние на определенные свойства смазки, такие как каналообразование, водостойкость, температура каплепадения и пенетрация. Волокна загустителей могут быть длинными или короткими. Загустители с короткими волокнами имеют более гладкую текстуру. Более сложные загустители, а также загустители, в состав которых входит литий, кальций, полиуретан и кремний, имеют короткие волокна. Каналообразование смазок с такими загустителями, как правило, лучше. Кроме того, они легче перекачиваются.

Каналообразование загустителей с длинными волокнами, например, тех, которые содержат натрий, алюминий и барий, как правило, хуже. Длинные волокна загустителя способствуют вспениванию, что может привести к изменению консистенции. Кроме того, так как эти смазки часто затекают обратно в канал, проделанный подшипником, это может привести к росту температуры и усилению процесса сдвига.

Класс по NLGI

Значительное влияние на класс по NLGI пластичной смазки оказывает вязкость базового масла и консистенция загустителя. Число NLGI является мерой консистенции смазки. Чем выше число NLGI, тем гуще смазка. Диапазон числа NLGI варьируется от 000 (жидкая смазка) до 6 (твердая смазка). Что касается использования высокоскоростных смазок для смазывания подшипников качения, то класс по NLGI повышается, а вязкость базового масла уменьшается. Такой баланс гарантирует, что не будет происходить сепарация масла от загустителя. Зная скоростной фактор подшипника и температуру, при которой он работает, вы можете сделать вывод о подходящем классе смазки по NLGI.

Тип подшипника

Тела качения подшипников бывают разных форм. Форма тела качения оказывает влияние на необходимую вязкость, класс по NLGI и интервал проведения повторной смазки. Кроме того, от формы тела качения зависит площадь смазываемой поверхности между подшипником и кольцом качения. Чем больше площадь этой поверхности, тем больше масла будет выжато из загустителя. В отличие от стандартных шариковых подшипников, нагрузка на подшипники, имеющие большую площадь контакта со смазкой (сферические, цилиндрические, игольчатые, конические роликовые и т.д.), как правило, выше. Повышенная нагрузка приводит к увеличению сепарации и требует базовые масла большей вязкости.

Тип подшипника Относительный срок службы смазки
Однорядный шариковый подшипник с глубоким желобом 1
Однорядный радиально-упорный шариковый подшипник 0,625
Самоустанавливающийся шариковый подшипник 0,77-0,625
Упорный шариковый подшипник 0,2-0,17
Однорядный цилиндрический роликовый подшипник 0,625-0,43
Игольчатый роликовый подшипник 0,3
Конический роликовый подшипник 0,25
Сферический роликовый подшипник 0,14-0,08

Температура каплепадения

При выборе высокоскоростной смазки особое внимание следует уделить температуре, при которой подшипник будет работать. Чтобы выбранная смазка выполняла все свои функции при повышенных температурах, необходимо проверить ее температуру каплепадения (ASTM D566 и D2265). Результаты проведенных испытаний можно найти в таблице технических данных смазки. Для проведения испытаний используется маленький колпачок с отверстием в дне, на внутренние стенки которого наносится смазка. Затем в этот колпачок вставляется термометр. При этом термометр не должен касаться смазки. Эта конструкция нагревается до момента отделения капли масла из отверстия в дне чашки. Температура, при которой это происходит, называется температурой каплепадения смазки.

Высокая температура каплепадения важна для подшипников, работающих при повышенных температурах. Тем не менее, если смазка имеет высокую температуру каплепадения, это совсем не значит, что ее базовое масло сможет выдерживать повышенные температуры. Температуру каплепадения не следует приравнивать к максимальной рабочей температуре. Между рабочей температурой подшипника и температурой каплепадения должен быть запас.

Несовместимость

При смене типа смазки важно максимально удалить старую смазку, чтобы свести к минимуму несовместимость с новой смазкой. Если возможно, разберите и почистите оборудование от смазки.

Стандартная максимальная рабочая температура смазки
Если температура каплепадения <300°F, следует вычесть 75°F
Если 300°F<температура каплепадения<400°F, из температуры каплепадения следует вычесть 100°F
Если температура каплепадения >400°F, следует вычесть 150°F

Для смазки большинства деталей используется смазка общего назначения. Однако при высоком скоростном факторе NDm смазка должна защищать оборудование. Даже если вы подходите к вопросу выбора смазки должным образом и руководствуетесь вышеприведенной информацией, точно выяснить, сможет ли смазка выполнять свои функции именно в вашем случае, можно только после проведения полевых испытаний. Во время проведения полевых испытаний необходимо контролировать температуру подшипников и отсутствие признаков утечки смазки через уплотнения и продувочные отверстия.

И наконец, чтобы выбрать подходящий смазочный материал, не забудьте вычислить скоростной фактор NDm подшипников. Ваше высокоскоростное оборудование прослужит дольше при должном отношении к нему и выборе подходящих смазочных материалов.

6 критериев выбора высокоскоростной смазки

  1. Вязкость базового масла – образует масляную пленку нужной толщины, не вызывая перегрева и избыточного трения.
  2. Каналообразование – смазка должна обладать хорошими характеристиками каналообразования, так как это предотвратит перегревание по причине вспенивания смазки.
  3. Температура каплепадения – должна значительно превышать значение максимальной рабочей температуры, что обеспечит защиту от маслоотделения и предотвратит возможные неисправности подшипников.
  4. Тип загустителя – загуститель обеспечивает температуру каплепадения, каналообразование и защиту от маслоотделения.
  5. Класс по NLGI – консистенция смазки влияет на маслоотделительные и каналообразующие характеристики пластичных смазок.
  6. Противозадирная присадка – в большинстве случаев смазки используются с противозадирными присадками. Разнообразные химические и твердые присадки предназначены для придания прочности смазочной пленке, уменьшения трения и износа.

Смазка подшипников электродвигателей. Материалы Molykote, EFELE

Смазочные масла, пластичные смазки, дисперсии и пасты Molykote и EFELE обеспечивают долговременную безотказную работу подшипников электродвигателей в оборудовании любой отрасли промышленности.

Электродвигатели по сути – это преобразователи, в которых электрическая энергия преобразуется в механическую энергию вращательного или линейного движения. Потери в процессе этого преобразования обуславливают выделение некоторого количества тепла.

Еще в конце 19 века электродвигатели, постепенно вытесняя другие механические движители, стали применяться в промышленности.  Сейчас они применяются повсеместно – на производстве, в быту, на транспорте, в электромеханических, автоматических, аудио- и видеоустройствах, системах водоснабжения, медицинской и вычислительной технике и т.д.

Чаще всего встречаются электрические двигатели постоянного и переменного тока. Их классифицируют по мощности, числу оборотов, способности изменять направление движения, количеству фаз питающего напряжения и т.д. Однако, несмотря на различающийся принцип действия этих двигателей, их конструкция во многом схожа. Основными узлами любого электродвигателя являются неподвижный статор, состоящий из обмоток или магнитов, и подвижная часть – ротор. Чтобы ротор свободно вращался внутри статора, его устанавливают на опоры, роль которых выполняют подшипники.  В электродвигателях, применяемых в промышленности, наибольшее распространение получили подшипники качения.

По типу воспринимаемой нагрузки подшипники подразделяются на радиальные, радиально-упорные и упорные. Тела качения в них бывают шариковыми, игольчатыми или роликовыми –  с цилиндрической, конической или сферической поверхностью качения. Кроме того, тела качения радиальных и радиально-упорных подшипников могут быть установлены в несколько рядов. По этому признаку подшипники делятся на однорядные или многорядные. В самоустанавливающихся подшипниках ось наружного кольца имеет возможность отклоняться относительно оси внутреннего кольца. В разборных подшипниках наружные или внутренние кольца могут сниматься. Если предусмотрена регулировка зазоров между телами качения и дорожками радиальных или радиально-упорных подшипников при сборке, то такие подшипники называются регулируемыми.

Чтобы обеспечить длительную службу электродвигателя необходимо периодически  проводить техническое обслуживание его узлов.  Смазывание подшипников является неотъемлемой частью таких работ. Для правильного выбора  смазки подшипников электродвигателя, прежде всего следует проанализировать, в каких условиях они будут эксплуатироваться.

В двигателях небольшой и средней мощности обычно применяются необслуживаемые подшипники, в которых смазка заложена на весь срок службы. В мощных же многокиловаттных двигателях устанавливают такие подшипники, в которых смазку нужно менять с определенной периодичностью.

Один из самых важных параметров, по которым  производится подбор смазочных материалов для подшипника качения, является фактор скорости вращения. Он, в свою очередь, зависит от числа оборотов вала, наружного и внутреннего диаметров.

Подшипники электродвигателей при эксплуатации воспринимают вибрации от вращающихся механизмов. В зависимости от назначения двигателей и места их установки, они могут подвергаться воздействию различных агрессивных факторов окружающей среды сезонным воздействиям высоких и низких температур, тумана, дождя, снега, влаги, пыли и т.д.

Как видим, условия эксплуатации подшипников электродвигателей зависят от назначения оборудования, климатического пояса, работы в помещении или на открытом воздухе.  Пожалуй, единственным отличием условий их работы является то, что за счет тепловых потерь обмоток ротора и статора они обычно нагреваются больше, чем подшипники другого оборудования.

Таким образом, при подборе смазок для подшипников электродвигателей можно руководствоваться теми же соображениями, как и для других подшипников качения.

Для обычных условий эксплуатации вполне можно применять традиционные смазки или масла. Однако для многих видов оборудования, применяемого в различных отраслях промышленности, обычно характерна та или иная специфика.

Так, например, на оборудовании производств по обработке древесины, бумажных или цементных производств подшипники работают при повышенной запыленности. Для металлургических предприятий характерны экстремально высокие температуры. Электродвигатели оборудования химических производств подвергаются воздействиям агрессивных сред. В таких условиях традиционные масла закоксовываются, разрушаются, вымываются и перестают выполнять свои смазочные функции.

Таким образом, для обслуживания подшипников электродвигателей специфического производственного оборудования необходимо применять только специальные сервисные материалы.

Cмазочные материалы EFLEE

Высокотехнологичные специальные смазочные материалы как для самых сложных условий эксплуатации, так и для среднестатистических режимов производятся под брендами Molykote и EFELE. Применение смазочных масел, пластичных смазок, дисперсий и паст для смазки подшипников электродвигателя обеспечивают их долговременную безотказную работу в оборудовании любой отрасли промышленности.

Примеры применения смазочных материалов Molykote и EFLEE для решения эксплуатационных проблем подшипников электродвигателей некоторых производств  приведены в нижеследующей таблице.

Отрасль производства Решаемые проблемы Материал Используемые свойства
Переработка полимерных материалов Малый срок службы, повышенный шум, вибрация Molykote G-2001

Molykote BG-20
 

Морозостойкость
Работоспособность при высоких скоростях
Высокие антикоррозионные свойства

Повышенная несущая способность
Термостойкость (до +180 °С)
Морозостойкость
Высокие антикоррозионные свойства
Работоспособность при высоких скоростях
Длительный срок службы

Стекольная промышленность,

Производство минваты

Высокие скорости, высокие температуры, высокие нагрузки, широкий диапазон рабочих температур, частое повторное смазывание.

Molykote BG-20

 

Molykote FB-180

 

Molykote Multilub

Высокие скорости (DN до 800000 мм/мин)
Высокие антикоррозионные свойства

Умеренно высокие скорости (до +160 °С)
Длительный срок службы
Работоспособность в запыленной среде

Повышенная несущая способность
Длительный срок службы
Отличные противоизносные свойства

Текстильная промышленность Малый срок службы из-за работы в условиях повышенных температур и скоростей Molykote BG-20

Molykote FB-180

Molykote 44 Medium

Высокие скорости (DN до 800000 мм/мин)
Термостойкость (до +180 °С)

Термостойкость (до +160 °С)
Умеренно высокие скорости

Термостойкость (до +204 °С)
Умеренно высокие скорости
(DN до 300000 мм/мин)

Ручной электроинструмент Повышенный шум и вибрация, интенсивное изнашивание и перегрев из-за больших нагрузок

Molykote G-4700

Molykote BR-2 Plus

 

 

 

Molykote Multilub
 

Длительный срок службы
Термостойкость (до +177 °С)
Высокая несущая способность
Предотвращает скачкообразное движение
Работоспособность в запыленной среде

Длительный срок службы
Высокая несущая способность
Предотвращает скачкообразное движение
Работоспособность в запыленной среде
Высокие антикоррозионные свойства

Длительный срок службы
Повышенная несущая способность
Высокие антикоррозионные свойства
Отличные противоизносные свойства

Полимерная промышленность, металлургия Схватывание, задир, заедание, вымывание смазки, коррозия

EFELE MG-211

EFELE MG-212

EFELE MG-213

Длительный срок службы
Устойчивость к вымыванию
Высокая окислительная стабильность
Антикоррозионные свойства
Высокая коллоидная стабильность

Высокие противоизносные свойства
Высокая несущая способность
Предотвращает скачкообразное движение
Работоспособность в запыленной среде
Высокие антикоррозионные свойства

Длительный срок службы
Работоспособность в запыленной и влажной среде
Высокая несущая способность
Антикоррозионные свойства

Уличная техника и оборудование, работающее при низких температурах Деформация и разрушение пластиковых и резиновых деталей, вымывание, коррозия

EFELE SG-311

Сохраняет пластичность при температурах до -60 °С
Работает при очень высоких скоростях
Совместима с пластмассами и резинами
Длительный срок службы

Более подробно ознакомиться с выбором смазки для подшипников качения в зависимости от основных условий их работы можно в статьях «Выбор пластичной смазки для подшипников качения» и «Применение смазочных материалов Molykote и EFELE для подшипников качения».

Смазка для подшипников: какую выбрать

подшипник картинкаПодшипник – это основной элемент вращающихся узлов современных машин и механизмов, на который прилагаются серьёзные нагрузки. Длительная работа подшипника – залог длительной и бесперебойной работы всего механизма и важным фактором здесь является использование качественной смазки. В данной статье мы расскажем о типах смазок, используемых в современных подшипниках и остановимся на том, какие смазки для подшипников применимы в тех или иных случаях.

Основные функции смазки для подшипников

Применение смазки имеет определенную цель:

  • Снижение трения и, соответственно, износа контактирующих поверхностей деталей.
  • Увеличение параметра скольжения поверхностей при деформации из-за возникновения нагрузки.
  • Образование масляной пленки, смягчающей ударные нагрузки в процессе эксплуатации.
  • Равномерное распределение тепла, вырабатываемого в процессе трения.
  • Защита от коррозии.
  • Препятствие проникновению пыли и других загрязнений.

Чтобы выбранная смазка подшипников качения соответствовала вышеуказанным требованиям необходимо учесть условия эксплуатации машины или механизма.

Температура

При эксплуатации в условиях низких температур смазка для подшипников высокотемпературная густеет и кристаллизуется. При обратном выборе (превышении допустимой температуры) смазка будет высыхать и коксоваться. Поэтому кратко перечислим основные рекомендации при выборе смазки:

  • При температуре эксплуатации от +200 до +1000°С наилучшим вариантом будут пастообразные смазки. До +280°С эти же смазки выполняют роль противозадирного средства, защищающего от заклинивания.
  • Для диапазона температур от -30 до +120°С лучшая смазка для подшипников будет иметь минеральную основу.
  • При эксплуатации в условиях низких температур – до -40, -70°С лучшим вариантом будет смазка на основе силикона. 

Температура важный, но далеко не единственный фактор, влияющий на выбор смазки подшипников. Важную роль играют частота вращения деталей, нагрузка и окружающая среда.

Режим работы, нагрузка и окружающая среда

Выбор смазки должен основываться на количестве оборотов вращающегося узла. Так, современная смазка для высокоскоростных подшипников является синтетической. Важным является и учет факторов окружающей среды воздействующих на подшипник – вода, пыль, пар, кислота и т. д. При наличии негативных факторов окружающей среды следует выбирать максимально устойчивые к данным факторам смазки. И третий важный фактор – нагрузка. Чем она выше, тем сильнее выдавливается смазка. Так, например, из-за выдавливания используется литиевая смазка выжимного подшипника сцепления. Наиболее восприимчивыми к высоким нагрузкам являются твердые смазки – графит и молибден, но следует учесть и иные факторы.

Подшипники ступицы

Данный подшипник играет важную роль в функционировании ходовой части авто и поэтому смазка для ступичных подшипников должна соответствовать нагрузке и условиям эксплуатации. Основные функции смазки для данного узла:

  • снижение трения;
  • стойкость к высоким температурам;
  • препятствие проникновению пыли и других загрязнений;
  • уплотнение.

Правильный выбор смазки очень важен для обеспечения длительной эксплуатации подшипника ступицы.

Выбор смазки для подшипников качения

смазка для подшипников темп200 картинка

Подшипники качения применяются во многих видах машин и механизмов, являются наиболее распространенным типом подшипниковых узлов. В зависимости от типа механизма и условий эксплуатации это могут быть жидкие масла, консистентные смазки для подшипников и твердые вещества. При выборе, помимо основных вышеприведенных факторов необходимо учесть и специфические, как например возможность использования данной смазки при повышенных требованиях к чистоте, применения оборудования в пищевой промышленности и т. д.

Отвечая на вопрос —  какая смазка лучше для подшипников, важно сказать, что наилучшим вариантом, несомненно, будет жидкое масло. Оно наилучшим образом отводит тепло, сводит к минимуму износ трущихся поверхностей. У масел отличные проникающие способности, и поэтому они чаще всего используются как смазка закрытых подшипников. Если же конструктивные особенности узла не обеспечивают надежную герметичность, то применяются пластические материалы. Их основным преимуществом является долговечность и стойкость к загрязнениям, а также возможность значительно снизить конструкционные расходы.

Смазка подшипников, используемых в электродвигателях

Смазка для подшипников электродвигателей выполняет основные функции защиты от попадания пыли и др. загрязнений внутрь узла.  Для каждого типа электромотора применяют необходимую категорию смазки, которую необходимо регулярно менять.

Выбор смазки для электродвигателя зависит от многих факторов, но в целом следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Для малооборотистых моторов более всего подходит смазка марки 30 (Л).
  • Для быстроходных электродвигателей — смазка с маркировкой 20.
  • Для среднеоборотистых электродвигателей можно использовать оба типа представленных средств. 

При любом выборе необходим регулярный долив масла, который необходимо производить не реже одного раза в десять дней. Также следует сказать, что высокотемпературная смазка подшипников должна полностью меняться через каждые 20 дней эксплуатации (3 недели).

Пигментные смазки

Данная категория смазочных материалов одной из первых была использована для работы узлов трения в условиях высоких температур. Наиболее известной является т. н. синяя смазка для подшипников, официально называемая  ВНИИНП-246 (ГОСТ 18852-73). По своей консистенции это довольно мягкая мазь, у которой имеются очень полезные специфические свойства – высокий рубеж рабочих температур: от -80 до +200°С. Пигментная смазка ВНИИНП-246 применяется, как правило, для скоростных узлов с подшипниками качения, испытывающими малые нагрузки в процессе работы. Это электромоторы, зубчатые передачи, эксплуатируемые в условиях широкого температурного диапазона.

Недостатком синей смазки является её высокая стоимость. Но есть и другие, более бюджетные варианты пигментных высокотемпературных смазок. В том же диапазоне температур может эксплуатироваться и, т. н. темно-фиолетоваю мазь ВНИИНП-235. Она используется в малоскоростных подшипниках качения, системах управления самолетами, но не подходит для вакуума как синяя смазка.

Литиевые смазки

Основной спецификой литиевой смазки для подшипников является её высокие водоотталкивающие свойства. Смазочные материалы данной группы обладают высокой вязкостью, характеризуются одним из наиболее широких диапазонов рабочих температур. По этой причине литиевая смазка считается наиболее универсальной и применяется во многих узлах механизмов и машин.

Данная смазка производится как смесь синтетических материалов и минеральных масел. В качестве загустителя применяются различные органические и неорганические вещества. При повышении количества оборотов подшипника  уменьшается вязкость вещества. Из  наиболее известных литиевых смазок можно отметить  такие популярные материалы как ЦИАТИМ-201, 202, ОКБ 122-7. В закрытых подшипниках широко используется ЦИАТИМ-203 и ВНИИНП-242.

Твердые смазки

При специфических условиях эксплуатации, например, при низких или высоких температурах, в вакууме или при повышенных требованиях к чистоте смазочных материалов и не допускается проникновение масла в другие части подшипника, применяются твердые смазки. Как правило, это смазки для подшипников скольжения, но нередко применяются и для обеспечения работы подшипников качения.  Наиболее популярными материалами из данной категории можно назвать графит и дисульфид молибдена.

При выборе твердой смазки необходимо в первую очередь учесть свойства данного материала. Твердые смазки характеризуются высокими антифрикционными свойствами, что объясняется их пластинчатой структурой. Для смещения пластин не требуется приложения каких-либо заметных усилий и, соответственно, показатели силы трения сводятся к нулю.  Помимо вышеуказанных смазок широко применяются  дисульфид вольфрама, различные окислы, нитрид бора, а также фтористые соединения. Малое трение обеспечивает высокую стойкость к износу, но чтобы обеспечить длительную работу пленки твердой смазки используются связующие с высокими показателями адгезии. Оптимальная толщина данного слоя должна быть в диапазоне 5-25 мк. К самосмазывающимся твердым материалам относятся металлокерамические композиции  на основе дисульфата молибдена. Ещё одним направлением производства данных материалов является использование полимеров, из которых наилучшие показатели демонстрируют фторопласты.

smazka-podshipniki-arcanol.jpg

В качестве итога

Из-за существенных различий в условиях эксплуатации подшипников качения невозможно дать четкий ответ на вопрос: какую смазку использовать для подшипников.  Необходимо учесть температуру, частоту вращения подшипника, нагрузку, окружающую среду и множество других факторов. Рекомендации по применению смазки содержатся в руководстве по эксплуатации оборудования и их необходимо придерживаться. Помните – правильный выбор и своевременная замена смазки являются важным фактором долгой и бесперебойной работы оборудования, обеспечат существенное снижение затрат на его ремонт и эксплуатацию.

Оставить ответ