Мои права дома: Обязанности детей в семье и права ребенка дома – Мои права дома — презентация, доклад, проект

Содержание

Обязанности детей в семье и права ребенка дома

Законодательством установлено, все граждане имеют равные права и обязанности. Не играет роли возраст человека или национальность.

Неважно, в какой семье воспитывается несовершеннолетнее лицо: приемной либо родной, с момента появления на свет он уже имеет права.

Пока малыш маленький, соблюдать их должен родитель или иное лицо, его опекаемое. Ведь ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать мысль либо личное мнение.

Когда малыш только появляется на свет, у него нет обязательств. Мать и отец делают все для малыша сами. С возрастом, на ребенка ложится ответственность. Ежегодно список с пометкой «должен» увеличивается.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

 
+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Чтобы не ошибаться в существующих правах и обязанностях ребенка в семье, требуется внимательно изучить законодательство и стараться его придерживаться.

Государство стоит на защите прав лиц, не достигших совершеннолетия, поэтому при ущемлении их интересов виновное лицо будет наказано.

Права детей по отношению к родителям

фото2Семейный Кодекс содержит несколько статей, освящающих тему права ребенка дома.

Каждому человеку рекомендуется изучить этот документ и установить, какие права имеют дети.

Рассмотрим основные статьи, регламентирующие права ребенка в семье.

Право жить и воспитываться в семье

Малыш имеет законное право получать заботу и внимание со стороны близких людей, а также жить с ними. Несовершеннолетнее лицо вправе претендовать на уважение, а также возможность развития личности.

Когда у малыша нет матери и отца, либо они лишены своего права, отвечают за воспитание и интересы несовершеннолетних граждан органы опеки. Определение такого малыша в любую организацию либо под опеку осуществляется только с согласия этой инстанции.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

фото6Несовершеннолетнее лицо вправе общаться со всеми членами своего семейства. Даже возможный распад ячейки общества не может препятствовать этому.

Мужчина и женщина, разводясь, зачастую грешат тем, что запрещают отпрыску общаться с иным близким родственником. Подобные действия противоречат желаниям малыша, а также закону.

Запретить возможность видеться с родственниками вправе только суд после процедуры лишения прав.

Право на защиту

До момента наступления совершеннолетия детям требуется защита. Обычно этим занимаются мама, либо папа.

Если какая-то организация обнаружит, что здоровье малыша находятся под угрозой, об этом сообщается в орган опеки. Сделать это могут сотрудники образовательного учреждения или даже просто соседи. Далее эта инстанция принимает меры по защите малыша.

Право выражать мнение

Отпрыск вправе озвучить желание, относительно личных интересов. Это право распространено именно на мнение относительно личных интересов. Например, в каком образовательном учреждении ему учиться.

Право на ФИО

Оно присутствует у любого человека. При этом, когда мужчина с женщиной не могут договориться об имени, к делу привлекаются органы опеки.

Отчество и фамилия дается несовершеннолетнему лицу на основании свидетельства о браке.

Если мужчина и женщина не зарегистрированы, мать может требовать процедуры установления отцовства или оставить графу отца пустой. При этом фамилия указывается обязательно матери. Отчество со слов женщины.

фото4

Изменение имени или фамилии

Когда один родитель решает изменить фамилию малышу, решение вопроса проходит с согласия органов опеки и учетом желания второго родителя. Не требуется мнение второго родителя, когда он:

  • недееспособное лицо;
  • лишен родительских прав;
  • без вести пропал;
  • уклоняется от участия в жизни малыша.

Требуется спросить согласия отпрыска на изменение фамилии, если ему исполнилось десять лет. С этого возраста закон дает детям право голоса.

Имущественные права

Малыш вправе получать содержание от родителей либо государства. Социальные деньги переводятся на банковский счет родителей. Отпрыск вправе претендовать на получение дохода, а так же использовать имущество.

Подробно изучив закон, можно понять, что несовершеннолетнее лицо имеет равные права со взрослым человека. При их ущемлении родитель может быть привлечен к ответственности.

Обязанности не достигших совершеннолетия лиц

У взрослых людей существует множество обязанностей. К примеру, платить налоги, служить в армии, уважать государство. Обязанности детей дома появляются не с момента рождения, а постепенно. В основном они основываются на нормах морали.

Первое и главное, что требуется от детей, это учиться. Ведь образование в России, обязательно для всех в возрасте от шести до семнадцати лет. Уже потом, человек вправе выбирать, учиться ему дальше или нет. Мать и отец малыша обязаны, обеспечить ему должное образование.

Обязанностей ребёнка в семье по закону РФ намного меньше, чем прав. Рассмотрим их ниже.

Получение основного образования. При этом обязанность об его организации лежит на плечах матери и отца. Несовершеннолетний гражданин должен соблюдать рамки и правила поведения в различных учебных заведениях.

Дети должны исполнять все возложенные профильными лицами обязанности. Обычно это выражается:

  • условиями действующего контракта;
  • правилами образовательного учреждения;
  • трудовым законодательством.

Еще одна обязанность лица, не достигшего восемнадцати лет, заключается в соблюдении устава образовательного заведения.

фото3

Мальчики определенного возраста должны встать на воинский учет.

По достижении совершеннолетия дети приобретают обязанность по содержанию своих родителей.

Несовершеннолетние лица могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. При этом, незнание закона не освобождает от нее.

Уголовной ответственности подлежат дети:

  • с шестнадцатилетнего возраста;
  • по тяжким преступлениям с 14 лет.

Информацию о существующей ответственности до несовершеннолетних лиц доносят родители и педагоги образовательных учреждений. Кроме обязанностей по закону, ребенку требуется обозначить дела по дому. Это поможет воспитать его ответственным человеком. Примерные обязанности детей в семье:

  • соблюдение стандартных правил гигиены;
  • уважение старших;
  • бережное отношение к имуществу;
  • участие в решении семейных проблем;
  • обязанности ребенка по дому;
  • забота о близких.

Только воспитывая в детях хорошие качества, можно вырастить ответственного человека. Поэтому рекомендуется устанавливать домашние обязанности ребенка в каждой семье. Но, делать это нужно правильно, не ущемляют их права.

фото7

Защита от неправомерных действий родителей

Не всегда мать и отец ведут себя адекватно по отношению к своим отпрыскам. Несмотря на права и обязанности ребенка дома, некоторые считают, допустимым избивать их в целях воспитания и осуществлять моральное давление. Поэтому законодательством утверждено право на защиту детей.

Неправомерными действиями считается не только угнетение и избиение детей, но и неисполнение обязанностей по отношению к ним.

Лицо, не достигшее совершеннолетия вправе самостоятельно жаловаться в следующие инстанции:

  • органы опеки;
  • социальному педагогу школы;
  • приют;
  • центр экстренной психологической помощи.

фото5Также заявление о факте неправомерных действий будет принято органом опеки и от сторонних лиц. К примеру, позвонить в эту инстанцию вправе педагог, если обнаружит побои на теле малыша.

Также сигнал дать могут соседи, наблюдающие за жизнью семьи. В вышестоящих инстанциях несовершеннолетнее лицо должны выслушать и принять соответствующие меры.

Когда мать и отец ненадлежащим образом исполняют обязанности, это приводит к санкциям. Их характер очень различный, в зависимости от ситуации. В целом все меры ответственности делят на следующие категории:

  • ограничение в родительских правах;
  • лишение права родителя.

Конечно, самой серьезной мерой ответственности считается лишение права. Но, сделать это допускается только с помощью с судебной инстанции по исковому заявлению.

Заключение

Мало кто задумывается, какие права у ребенка в семье. Все несовершеннолетние дети имеют их. Но, так же у несовершеннолетних лиц есть и обязанности, которых значительно меньше. Главное, что должны делать дети, это учиться. Но, даже это они делают с помощью матери и отца.

Какие обязанности выполняет ребенок в семье, во многом зависит от родителей. Каждый отпрыск, вправе выразить мнение относительно своих интересов. Также закон регламентирует права детей жить и воспитываться в семье.

При этом неважно в родном или приемном семействе он живет. Ущемление прав и достоинства несовершеннолетних лиц серьезно карается законом.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 
звоните по телефонам
:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! 

 

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка – это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний – в своей родной семье, или в приемной. Соблюдать эти права – обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию. Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.

Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим. Начинается все с простых обязанностей – следить за личной гигиеной, помогать по дому, а заканчивается необходимостью закончить свое обучение в общеобразовательном учреждении.

Чтобы не ошибиться в существующих правах и обязанностях родного ребенка, стоит внимательно изучить их и стараться всеми разумными способами соблюдать.

Права и обязанности ребенка в семье

Предусматривается целый спектр разнообразных прав и обязанностей, являющихся обязательными для соблюдения несовершеннолетним ребенком. Правами следует руководствоваться, знать их и не допускать умышленного нарушения близкими и посторонними людьми.

В законодательном акте выделяется целая глава, подробно рассматривающая, данный вопрос. Чтобы не навредить своему ребенку, следует внимательно изучить этот акт и выяснить, какими правами, кроме гражданских, обладает ребенок.

Права ребенка

  1. Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Отдельно стоит отметить момент, касающийся того, что ребенок имеет узаконенное право на получение полагающейся заботы от родных родителей и постоянное проживание вместе с ними. Стоит акцентировать свое внимание на том, что непосредственный ребенок имеет полное право на уважение чести и своего личного достоинства и на полное развитие своей личности.
    Если у ребенка полностью отсутствуют родители, или они по были лишены своих ранее существующих прав на осуществление воспитания непосредственного ребенка, то обязанность по грамотному и полному воспитанию конкретного ребенка и заботе о его всестороннем развитии переходит на профильный орган опеки. Порядок при этом четко устанавливается законодательством.
  2. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Любой ребенок может безнаказанно общаться с любыми членами своей семьи. Всевозможные ситуации, из-за которых распадаются семьи, никак не могут стать основанием нарушения этого, предоставленного и охраняемого законом, права ребенка.Стоит остановиться именно на последнем случае, ведь в такой ситуации ребенок оказывается перед сложным выбором. Родитель может запретить общаться со своим вторым родителем, но это противоречит не только желанию ребенка, но и закону.
  3. Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок, согласно действующему закону, признанный дееспособным до непосредственного достижения им специально установленного возраста, имеет полное право осуществлять все свои права и нести обязанности, а значит, обеспечивать самостоятельно свое существующее право на защиту.Любая организация, которой из любых источников станет известно о том, что жизнь или здоровье конкретного ребенка находятся под угрозой, должна немедленно сообщить о подобном факте в профильный орган опеки, располагающийся по непосредственному месту нахождения этого ребенка. Далее уже орган самостоятельно должен принять все возможные меры для защиты несовершеннолетнего.
  4. Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Право конкретного ребенка на выражение своего сформировавшегося мнения, касающихся его жизни.
    Ребенок может без опаски выражать свое личное, сформировавшееся мнение по любому вопросу, прямо или косвенно затрагивающему все его интересы.
  5. Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Этим правом обязательно пользуется каждый ребенок: 
    • ребенку обязательно дают фамилию родителей;
    • имя дается исходя из согласия между отцом и матерью;
    • отчество дается от имени отца.

    Если родители никак не могут определиться с именем своего общего ребенка, их спор обязательно решается местными профильными органами опеки. Если у несовершеннолетнего отсутствует отец, то имя указывается исходя из желания матери, а отчество записывается на основании имени того человека, который был своей родной матерью указан в графе отцовство. Фамилия обязательно должна быть указана мамина.

  6. Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка. Если родитель самостоятельно решает поменять фамилию ребенка на свою, подобный вопрос решается непосредственно с участием местного органа опеки ориентируясь на интересы конкретного ребенка и мнения второго родителя. 
    Существует ряд исключений, когда личное мнение второго родителя уточнять не требуется:
    • если он был на законных основаниях признан полностью или частично недееспособным;
    • если он решен родительских прав;
    • если его местонахождение нельзя установить;
    • если он уклоняется от процесса воспитания или от содержания своего родного ребенка.

    Когда ребенок достигнет десятилетнего возраста, чтобы осуществить смену его фамилии или имени придется спрашивать его согласия.

  7. Статья 60. Имущественные права ребенка. Несовершеннолетний может получать содержание непосредственно от родителей и прочих членов семьи.
    Суммы, поступающие ребенку в виде социальной помощи, переводятся на сберегательный счет родителей.
    Может претендовать на получение собственных доходов и на свободное пользование имуществом, полученным им в дар.

Обязанности ребенка

Обязанностей, которые должны соблюдать несовершеннолетние, гораздо меньше, чем прав.

Внимание! Самостоятельная защита своих прав может привести к плачевным последствиям!

Задайте нашим юристам свои вопросы по телефону, в чате или в форме ниже!

Москва и область

_

Санкт-Петербург и область

_

Бесплатно по России

К ним можно отнести следующие: 

  1. Получение основного образования. Стоит помнить о том, что непосредственная обязанность создать все условия, для получения такого образования, лежит на их родителях.
  2. Несовершеннолетний обязан соблюдать определенные правила поведения, установленные в различных образовательных учреждениях. Кроме этого, он должен вести себя прилично в общественных местах и дома.
  3. Ребенок должен выполнять все возложенные на него профильными лицами обязанности.Причем стоит отдельно отметить, что такие обязанности могут возлагаться на него:
    • условиями действующего контракта;
    • правилами конкретного учебного заведения;
    • правилами внутреннего трудового распорядка в какой-либо конкретной организации;
    • действующим трудовым законодательством.
  4. Еще одна обязанность несовершеннолетнего – соблюдать устав конкретного образовательного учреждения.
  5. У молодых людей есть еще одна обязанность – в установленные сроки встать на воинский учет.
  6. Заключительная обязанность детей – после своего совершеннолетия, содержать своих нетрудоспособных родителей.

Кроме этого стоит отметить, что все несовершеннолетние дети несут ответственность, причем не только административную, но и уголовную. Здесь также следует акцентировать внимание на том, что незнание закона вовсе освобождает такого ребенка от необходимости понести ответственность.

 Уголовная ответственность может наступить:
  • По общему правилу, с шестнадцати лет.
  • По особо тяжким преступлениям, с четырнадцати лет.

Права и обязанности ребенка в приемной семье

Ребенок, переданный на постоянное воспитание в выбранную семью, сохраняет свои права:

  1. Общение со своими биологическими родителями и с остальными родственниками. Стоит помнить о том, что подобные контакты должны согласовываться с новыми родителями. Если возникают спорные случаи, они должны быть урегулированы действующими органами опеки.
  2. Рассчитывать на защиту прав. 
  3. Самостоятельно выражать личное мнение.
  4. Получать полагающиеся ему пособия, пенсии и прочие выплаты, право на которые ему представило государство.
  5. Получить вне очереди полагающееся ему жилье по специальному договору социального найма.Такие помещения могут получить:
    • сироты;
    • дети, оставшиеся без опеки своих родителей;
    • сироты, вернувшиеся из мест лишения свободы.
  6. Хранить свои собственные, личные вещи, к примеру, семейные реликвии или фотографии родителей и других родственников.
  7. Иметь свою собственную отдельную территорию, включающую в себя кровать, стол и место для игр.
  8. Знать всю правду о своих родителях и о том, что семья, в которой он живет — приемная. Не стоит делать из этого тайну.
  9. Выбирать себе друзей.
  10. Покинуть свою приемную семью, если у него возникают проблемы в общении с родителями, или если между ними есть психологическая несовместимость. Подобное право можно реализовать только с прямого согласия действующего органа опеки, располагающего в непосредственном районе проживания данной семьи.

Помимо прав, у каждого ребенка также есть обязанности, которые ему нужно соблюдать:

  1. Иметь определенные обязанности по дому.
  2. Выполнять разнообразные поручения своих приемных родителей.
  3. Соблюдать предусмотренные в семье правила гигиены.
  4. Уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи.
  5. Бережно относиться ко всем вещам и имуществу.
  6. Принимать участие в решении проблем семьи.
  7. Заботиться обо всех членах семьи, непосредственно в данный момент нуждающихся в помощи.

Вопросы-ответы

Несмотря на то, что законодательные акты содержат в себе большое количество разнообразной информации, у многих родителей все равно возникают вопросы о правах своего ребенка:

Во сколько лет ребенок может считать себе полноценным взрослым?

Ответ: На самом деле, такой вопрос пользуется большой популярностью, ведь каждый ребенок, достигнув возраста в четырнадцать лет, считает, что он уже стал взрослым. Конвенция о правах ребенка определяет, что взрослым считается только то человеческое существо, которое достигло восемнадцатилетнего возраста. До этого момента такой человек считается ребенком.

С какого конкретно возраста каждый ребенок может начать выражать свое мнение, чтобы к нему можно было прислушиваться?

Ответ: Ребенок может выражать свое сформулированное мнение касательно любого вопроса, который затрагивает его личные интересы. Начиная с десяти лет, прислушиваться к мнению своего ребенка обязательно, к примеру, в открытом или закрытом судебном заседании. Согласно законам, каждый ребенок, который может самостоятельно формулировать свое мнение, может высказывать свою точку зрения.

Можно ли отобрать ребенка, не лишая родителя его родительских прав?

Ответ: Провести ограничение прав можно только через обращение в суд. Подобная процедура применяется исключительно в интересах конкретного ребенка в ситуациях, когда один из его родителей по независящим от него причинам не может себя контролировать. К примеру, если он страдает от психического расстройства.

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию: (круглосуточно, без выходных):

Домашние обязанности детей по возрастам

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Конспект занятия на тему: «Мои права и обязанности».

Конспект занятия на тему:

«Мои права и обязанности».

Цель: формирование представлений обучающихся об основных правах и обязанностях.

Задачи: развивать познавательный интерес, способствовать воспитанию правовой культуры, воспитывать активную гражданскую позицию.

Оборудование: демонстрационный материал.

Ход занятия

1. Орг.момент. Настрой обучающихся на работу.

2.Сообщение темы.

— Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях, которые должен выполнять гражданин РФ-государства, в котором мы живём. И на этом занятии поговорим об основных правах и обязанностях.

3. Основная часть.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.

Право – это возможность сделать, выполнить или получить что-либо.

Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе.

— Какой главный или основной Закон нашей страны вы знаете?

(Конституция Российской Федерации.)

Его должны соблюдать все люди, граждане нашей страны. Он содержит важные положения, в нем прописаны основные права и обязанности.

Права и обязанности гражданина неразделимы — это две стороны нашей жизни.

— А сейчас давайте поближе познакомимся с нашими правами.

— Давайте посмотрим, что лежит у меня на столе.

Свидетельство о рождении.

— Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

— О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

— Что означает иметь право на имя? (Имя дается каждому человеку при рождении.)

— Как вы должны обращаться к взрослым людям? (По имени-отчеству, на вы, с уважением, почтением.)

Свидетельство прикрепляется к доске.

— Здесь ваше право соблюдается? (У каждого из вас есть это свидетельство, но ваша обязанность заключается в том, чтобы вы бережно относились ко всем своим документам и хранили их.)

Ребус: 7я.

(Давайте расшифруем ребус).

— Что получилось? (семья)

Каждый ребёнок имеет право на семью – это мама, папа, братья…

— Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Ребус прикрепляем на доску.

Картинка с изображением дома.

— Хорошо. Ребята, а если есть семья- она где-то должна жить. Значит, на что имеет право ребёнок? (на жильё)

Будь то город иль деревня,

Везде строятся дома.

В каждом доме непременно

Живёт счастливая семья.

Букварь.

— Узнаете эту книгу?

— О каком праве детей она напоминает? (О праве на учебу, бесплатное образование.)

Всех детей учить должны,

Детям знания нужны.

Это знать должны все дети

И все люди на планете.

Право на бесплатное образование охраняется Законом об образовании.

— Зачем нам необходимо образование? (Чтобы достичь успехов в жизни, иметь благосостояние, жилье, работу, средства к существованию, уверенность в себе.)

Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на бесплатное образование».

Картинка с изображением врача.

— Кто изображен на рисунке?

— Что он делает? (заботиться о вашем здоровье)

Если вдруг я заболел,

Побегу скорей в больницу.

Вылечи меня скорей,

Мне здоровье пригодится.

-Получается, что вы имеете право на … (лечение)

Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на медицинский уход».

Картинка с изображением лета.

— Дети имеют право на отдых.

Ребенок должен быть красивым,

Веселым, сильным и счастливым.

Поэтому хочу сказать:

Ребенок должен отдыхать!

— Что для вас означает отдых?

— Как вы проводите летний отдых?

— Соблюдается ли ваше право?

Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на отдых».

4.Обобщение. Цветок.

-Вот как много у вас всяких прав. Давайте мы с вами вспомним всё, на что вы имеете право.

-Кроме этого у каждого ребёнка с момента его рождения появляется право на жизнь и на имя, право жить в своей стране и разговаривать на своём родном языке, право на защиту и на любовь своих родных и близких. И самое главное право – право на возможность прыгать, бегать, резвиться, шалить, право на счастливое детство.

Ребенок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать.

— Ребята, помимо прав есть ещё и обязанности. О них нельзя забывать.

— А что такое обязанности?

— У каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.

— Как вы, думаете, какие это обязанности?

Обязанности — это то, что граждане должны делать или соблюдать: соблюдать права других граждан, не причинять вред другим гражданам, охранять окружающую природную среду и др.

— Какая самая главная обязанность сейчас у вас школьников? (Учиться.)

— Какие обязанности еще есть у школьников?(Хорошо учиться, не опаздывать на уроки, соблюдать правила поведения в школе, уважать учителя, уважать и слушаться родителей, не портить имущество школы, приходить в школу в школьной форме, в школе ходить в сменной обуви, приносить на уроки физкультуры спортивную форму и др.)

Запомните!

Права предоставляются, а обязанности выполняются.

5. Итог.

Наше занятие подошло к концу. И закончить я его хочу следующими словами:

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

План-конспект занятия на тему: Конспект занятия на тему «Мои права и обязанности»

ГБОУ № 1279

Конспект занятия на тему

«Мои права и обязанности»

Составитель:

воспитатель гр. № 4

Исхакова Ф.Р.

г. Москва

2013 год

Мои права и обязанности

Цель: познакомить детей с понятием «права и обязанности», показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности, формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали.

Задачи:

  • способствовать воспитанию правовой культуры;
  • воспитывать уважение к правам человека;
  • воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с понятием «право».

Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Право – это возможность сделать, выполнить или получить что-либо. Какие права присущи человеку с момента рождения? Право на жизнь (сказка “Волк и семеро козлят”). Право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении». Право на семью. Право знать своих родителей и право на их заботу. Право на отдых и досуг. Право на образование (сказка “Буратино”). Право на жилье и его неприкосновенность (сказка “Заюшкина избушка”). Право на питание. Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание (сказка К.И.Чуковского “Айболит”). Право на защиту от экономической эксплуатации (сказка “Маша и медведь”). Право на защиту от похищения (сказка “Гуси-лебеди”). Право на культурную и национальную самобытность, родной язык.

Давайте, вместе сформулируем права ребенка в детском саду и дома: ребенок имеет право…

– на заботу родителей;

– играть;

– отдыхать;

– гулять;

– высказывать свое мнение.

Ребята, какими правами вы пользуетесь дома? (Высказывание детей.)

Обязанность – это то, что, безусловно, должно быть выполнено кем-то.

Ребята, какие обязанности у вас есть дома, в детском саду?

Дидактическая игра “Можно или нельзя.”

Дети встают в круг, ведущий кидает одному игроку мяч и называет какое-либо правили или его нарушение. В ответ игрок говорит, можно это делать или нельзя, и ловит, если можно, мяч, или отбрасывает, если нельзя. Перечень правил:

— не разговаривай во время еды;

— закрывай рот платком или рукой при кашле;

— не читай лежа;

— не смотри долго телевизор;

— не обижай животных;

— не включай электроприборы;

— не перебивай другого человека;

— учись всю жизнь;

— соблюдай существующие правила;

— умей сдерживать себя, когда злишься;

— помогай тому, кто нуждается;

— клади каждую вещь на свое место;

— не отвлекайся во время занятий;

— не дерись и не обзывайся и т.д.

Давайте, придумаем правила, которые помогут нам жить дружно!

  1. Если игрушка одна – играй по очереди, но будь всегда добрым – поделись с друзьями, ведь вместе играть всегда веселее.
  2. Не забывай говорить слова благодарности, и помоги другому, когда тебя об этом просят.
  3. Если кто-то попал в беду, постарайся помочь сам или позови взрослых.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Урок «Мои права и обязанности»

Классный час:

«Мои права и обязанности»

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

  1. Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

  2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

  3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

  4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

  5. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Форма: беседа с элементами игры.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

— Как понимать последние слова?

— Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

-Почему?

(В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка.

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете.

Сценка (разыгрывают обучающиеся класса)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Андрей: Давайте поиграем в войну!

Коля: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.

Никита: А я не хочу.

Андрей: Чего не хочешь?

Никита: Играть в войну.

Коля: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Никита: Я не хочу.

Андрей: Захочешь.

Никита: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступили Андрей и Коля? Почему они не правы? Прав ли Никита?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете? Давайте посмотрим в словаре С. И. Ожегова.__________

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека

— А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело — конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32

5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки —
Это право есть у нас. Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать. Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано. Статья 6.

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее. (Учитель раздает памятки«Мои права» (см. Приложение 1).

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация — это совет, разъяснение, а юристы — это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…» (см. Приложение 2).

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

  2. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Какая статья Конвенции была нарушена?

  1. В каком произведении затрагивается тема о праве на пользование услугами здравоохранения?

  2. В какой сказке защищаются права детей на получение образования?

  3. Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными.

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки!

Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

Какие ещё права ребёнка нарушены в этой сказке? (на свободу и неприкосновенность)

В каких ещё сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.

Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено врываться силой в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

— Какие ещё литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность их жилища?

— В каких сказках героев насильно перемещали и похищали?

— В каких сказках нарушается ст. 36 о Защите ребёнка от экономической и всех форм эксплуатации?

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? (Заслушиваются примерные ответы детей).

Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

Давайте, вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (ПОРЯДОЧНОСТЬ).

2. Качества человека, свидетельствующие о толковости, рассудительности(РАЗУМНОСТЬ)

3. Качество, свидетельствующее о старательности, точности, прилежности (АККУРАТНОСТЬ).

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

ПОРЯДОЧНОСТЬ

РАЗУМНОСТЬ

АККУРАТНОСТЬ

В ОСПИТАННОСТЬ

ОБЯЗАННОСТИ

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

вы сейчас прочитаете и запомните.

________

  1. Соблюдать законы.

  2. Охранять природу.

  3. Защищать отечество.

  4. Заботиться о родителях.

  5. Получить образование.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:- Помой посуду, сынок.

Сын:— Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:— Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:- Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Что такое обязанность? Давайте посмотрим в словаре.

Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

— Какая самая главная обязанность у вас в семье?

— А у вашего папы?

— У кого больше всего обязанностей?

-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

— А откуда вы это знаете?.

Где могут быть записаны обязанности учеников? (Устав школы)

-Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. (см. памятку).

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается и показывать соответствующий знак.

1.Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили. На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

Учитель:

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

  • Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

  • Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).

  • Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).

  • Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

  • До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?

  • Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка (22 ГОДА)?

  • Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

  • 1 ученик

  • Как хорошо, что есть права!

  • Закон нас строго защищает.

  • И в нем важны нам все права,

  • Они великой силой обладают.

  • 2 ученик

  • Чтоб нас никто не мог побить,

  • Украсть, унизить и обидеть.

  • 3 ученик

  • Не отнимешь у ребенка

  • Права вечного на отдых,

  • Есть в Конвенции об этом

  • Специальная статья.

  • 4 ученик

  • Папа, мама, ты и я –

  • Называется «Семья».

  • И для нас Семейный Кодекс

  • Выпускается, друзья!

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

— А сейчас, слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас!

Закончить нашу встречу я хочу такими словами:

Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках! Всем всяческих благ!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;hello_html_7e0c6f61.gif

  • открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;

  • отдых на перемене;

  • помощь учителя в овладении знаниями;

  • участие во внеклассных мероприятиях;

  • поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

УЧЕНИК ОБЯЗАН:

  • уважать окружающих его людей;

  • достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;

  • всегда выполнять домашнее задание;

  • участвовать в полезном труде;

  • беречь имущество класса и школы;

  • заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

  2. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Какая статья Конвенции была нарушена?

  1. В каком произведении затрагивается тема о праве на пользование услугами здравоохранения?

  2. В какой сказке защищаются права детей на получение образования?

  3. Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?

  4. Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.

Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено врываться силой в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

  1. Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными.

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки!

Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

  1. Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, на свою тайну.

Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, занятия, увлечения.

Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека по-своему.

Статья 31.

Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 16.

Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу.

Статья 24.

Право на пользование услугами здравоохранения.

Статья 28. Право ребенка на образование.

Статья 9.

Ребёнок имеет право знать своих родителей и право на их заботу.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.hello_html_126eaef0.jpg

hello_html_5d244db1.png

hello_html_5357bbf3.png

Приложение №4.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г.

  2. Никитин А.Р. « Права человека», « Права человека в школе», М. МП Новая школа 1993 Г.

  3. Усачёв А. « Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых», М. Ангрестем, 1993 г.

  4. Шабельник Е.С. «Ваши права» М., Вита-пресс, 1997 г.

  5. Основные документы о правах человека.

  6. Журнал «Педсовет» № 3, 2008 г.

Интернет источники:

  1.  http://festival.1september.ru/articles/524684/  «Права, обязанности и ответственность ребенка»;

  2. http://festival.1september.ru/articles/104015/  http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0  Википедия, Конвенция о правах ребенка;

  3. http://www.pravadetey.ru/ Права детей.

  4. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia  Права детей.

  5.  http://psy.piter.com

Классный час (6 класс) на тему: Классный час «Мои права -моя ответственность»

Классный час

«Мои права –моя ответственность»

Класс: 6

Форма проведения: Интеллектуальная игра — викторина

Планируемый результат мероприятия: выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни.

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять анализ предлагаемых объектов;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • контролировать действия партнёра;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

 Викторина проводится между 4 командами. Командам было дано задание: вспомнить права и обязанности детей, Конвенцию прав ребенка, повторить сказки «Золушка», Гадкий утенок», «Снежная королева», «Буратино».

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.

Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть, и честь,
И родного народа признанье.
Т. Абдрахманова

— А что значит быть гражданином? (дети отвечают)

Быть гражданином это:                              

— пользоваться защитой государства.

-использовать свои гражданские права и выполнять свои гражданские обязанности.

— Ребята, мы являемся гражданами какой страны? Российской Федерации

— Вы как граждане России имеете права и обязанности.

Сегодня мы проверим, как вы их знаете и понимаете.

Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов.

1 тур. Блиц опрос

1) Как называется государство, в котором мы живем? (Российская Федерация, Россия)

2) Как называется субъект Российской Федерации, в котором мы живем? (Город Санкт — Петербург)

3) Как называется самый главный закон РФ (Конституция)

4) Как называется международный документ, содержащий целую систему правил, направленных на защиту детей («Конвенция о правах ребенка» (1989г.).)

5) Как называется документ, который выдается каждому ребенку при рождении? (свидетельство о рождении)

6) Как называется документ, который выдается каждому гражданину при достижении 14 лет? (паспорт)

7) Во сколько лет наступает совершеннолетие гражданина? (18 лет)

8) Во сколько лет наступает уголовная //административная ответственность гражданина? (уголовная – с 14 лет// административная – с 12 лет)

Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:

«Право — охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность — круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

II тур. Закончи предложение

Команды по очереди вытягивают карточки с фразами и, посовещавшись, дополняют окончание предложений:

— В школе я должен…

— В школе я имею право…

— Дома я должен…

— Дома я имею право…

— На улице я должен…

— На улице я имею право…

— В гостях я должен…

— В гостях я имею право…

III тур. Сказочные права и обязанности

 — Продолжим нашу викторину. Следующее задание. Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.  (Каждая команда столько получает баллов сколько дала верных ответов.)

1) А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

— Кто главный герой этой сказки?

— Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

— Где можно учиться?

— Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

— Какие обязанности нарушил?

2) Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

— С кем жили Кай и Герда?

— Как жилось им у бабушки?

— Что случилось с Каем?

— Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

3) Ш. Перро «Золушка»

— Как относилась к Золушке мачеха?

— Что по дому делала золушка?

— Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

4) К. И. Чуковский «Айболит»

— Кто такой Айболит?

-Чем он занимался?

— Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

IV тур. Конкурс «Права ребенка».  Команды в течение 3 – х минут должны написать на лепестках ромашки как можно больше  «прав» и «обязанностей»

Объявляется «мозговой штурм». Каждая команда получает «Ромашку» –  «ПРАВА» // «ОБЯЗАННОСТИ»

Итог. Подсчет баллов. Награждение.

Оставить ответ