Рулевое управление Шевроле Нива
__________________________________________________________________________________________________
Рулевое управление Шевроле Нива — с механической связью и гидроусилителем. Рулевой механизм типа «винт — шариковая гайка — сектор» с распределительным клапаном. Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков.
Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой. На внутреннем (коротком) наконечнике — правая резьба, на наружном — левая.
На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги увеличивается или уменьшается, что нужно для регулировки схождения колес.
Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами. На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры. Их пальцы имеют конусную посадку в поворотных рычагах и зафиксированы гайками со шплинтами.
Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками. В корпусе кронштейна установлены два подшипника, в которых вращается ось маятникового рычага.
В систему гидроусилителя руля входят: лопастной насос, бачок для рабочей жидкости, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.
Рис.39. Рулевой механизм (редуктор) в сборе с приводом
1 — сошка; 2 — средняя тяга; 3 — маятниковый рычаг; 4 — внутренний наконечник тяги; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижняя шаровая опора; 7 — поворотный рычаг; 8 — верхняя шаровая опора; 9 — наружный наконечник тяги; 10 — стяжной хомут; 11 — правый лонжерон; 12 — кронштейн маятникового рычага; 13 — гайка; 14 — подшипник; 15 — ось рычага; 16 — верхняя крышка картера; 17 — картер рулевого механизма; 18 — уплотнитель; 19 — вал винта; 20 — промежуточный вал; 21 — кронштейн вала; 22 — верхний вал; 23 — рулевое колесо; 24 — левый лонжерон
Рулевой механизм Шеви Нива прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону. Насос ГУР закреплен на кронштейне с левой стороны двигателя. Вал насоса ГУР приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка подается насосом под высоким давлением к распределителю, расположенному в рулевом механизме и механически соединенному с валом рулевой колонки.
При повороте рулевого колеса распределительный клапан соединяет одну из полостей силового цилиндра с нагнетательной магистралью насоса гидроусилителя руля, а другую полость — со сливом.
Силовой цилиндр преобразует перепад давлений в дополнительное усилие, воздействующее через гайку-поршень на сектор сошки рулевой трапеции и далее на передние колеса.
Из полости слива жидкость по шлангу поступает к радиатору гидроусилителя руля, где происходит ее охлаждение. Далее гидравлическая жидкость поступает в бачок. При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Рис.40. Гидроусилитель рулевого управления ВАЗ-2123 Нива
1 — насос гидроусилителя рулевого управления; 2 — уплотнительная шайба; 3 — болт-штуцер; 4 — шланг высокого давления; 5 — подводящий шланг насоса; 6 — радиатор ГУР; 7 — шланг отвода жидкости из радиатора; 8 — крышка бачка; 9 — бачок; 10 — хомут; 11 — шланг подвода жидкости к радиатору; 12 — рулевой механизм
Рулевой вал — двухзвенный, состоит из верхнего вала рулевого управления и промежуточного. Верхний вал вращается на двух подшипниках, установленных в трубе кронштейна вала. На верхнем шлицевом конце вала самоконтрящейся гайкой закреплено рулевое колесо.
Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом винта рулевого механизма, верхний — с верхним рулевым валом.
Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала.
Снятие боковой рулевой тяги Шевроле Нива
— Вывешиваем и снимаем колесо. Для снятия правой боковой тяги поворачиваем руль до упора влево.
— Вынимаем шплинт и отворачиваем гайку крепления боковой рулевой тяги к рычагу поворотного кулака.
— Съемником выпрессовываем шаровой палец из рычага.
— При от сутствии съемника гайку отворачиваем не до конца, вставляем монтажную лопатку в распор между боковой тягой и рычагом поворотного кулака и молотком наносим удары по торцу рычага.
— Шаровой палец рулевой тяги из рычага так же можно выпрессовать, нанеся резкий удар снизу обратной стороной молотка по рычагу поворотного кулака вблизи шарнира.
— Вынимаем шаровой палец из проушины рычага поворотного кулака.
— Съемником выпрессовываем шаровой палец тяги из маятникового рычага.
— Вынимаем правую боковую тягу. Аналогично снимаем левую боковую рулевую тягу.
— Устанавливаем боковую тягу так, что бы к рычагу поворотного кулака крепился длинный на конечник.
— Заменив рулевую тягу, проверяем схождение колес.
Замена грязезащитных колпачков и наконечников рулевых тяг
— Грязезащитные колпачки и наконечники рулевых тяг ВАЗ-2123 Нива можно заменить не снимая их. Для на глядности эти операции выполняем на снятой тяге.
— Для замены грязезащитного колпачка сбиваем его выколоткой. Очищаем шаровой шарнир от старой смазки и грязи.
— Если на шаровом пальце обнаружены следы коррозии и ощущается свободный ход пальца в корпусе, заменяем шаровой шарнир с наконечником рулевой тяги.
— Новый грязезащитный колпачок на прессовываем на корпус шарнира подходящим отрезком трубы, опираясь на металлическое кольцо колпачка.
— Перед заменой наконечника тяги замеряем расстояние между осями шарниров.
— Отворачиваем гайку стяжного болта хомута регулировочной муфты, удерживая болт ключом того же размера. Шлицевой отверткой разжимаем хомут.
— Удерживая трубным ключом регулировочную муфту, отворачиваем наконечник рулевой тяги (в качестве рычага используем трубу, надетую на шаровой палец).
— Собираем тягу в обратной последовательности. Регулируем на конечники так, чтобы тяга осталась такой же длины, как до ремонта.
— После регулировки затягиваем стяжные хомуты на муфте. Заменив на конечники, проверяем схождение колес.
Снятие средней рулевой тяги Шеви Нива
— Вынимаем шплинт и отворачиваем гайку крепления средней тяги к маятниковому рычагу.
— Вильчатым съемником выпрессовываем шаровой палец средней рулевой тяги из отверстия маятникового рычага.
— Палец так же можно выпрессовать, на неся снизу (вблизи шарнира) резкий удар зубилом с притупленным концом по маятниковому рычагу.
— Вынимаем шаровой палец из проушины маятникового рычага.
— Аналогично выпрессовываем шаровой палец тяги из рулевой сошки трапеции. Вынимаем среднюю тягу.
— Тягу при установке на автомобиль ориентируем так, чтобы ее продольная ось на ходилась впереди осей шарниров.
— Палец левого шарнира (вставляемый в отверстие сошки рулевой трапеции) помимо вращения, может качаться (в отличие от правого).
— Устанавливаем среднюю тягу в обратной последовательности.
Снятие рулевой колонки Шевроле Нива
— Устанавливаем передние колеса в положение прямолинейного движения автомобиля. Снимаем рулевое колесо.
— Снимаем подрулевые переключатели. Отсоединяем от выключателя зажигания колодку жгута проводов и колодку проводов катушки АПС.
— Отворачиваем гайку стяжного болта крепления наконечника нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу винта рулевого механизма, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера. Вынимаем стяжной болт.
— Два болта переднего крепления кронштейна вала рулевого управления к кузову имеют срезные головки.
— Нанося удары зубилом по голов кам болтов, ослабляем их затяжку и пассатижами отворачиваем болты.
— Отворачиваем две гайки заднего крепления кронштейна и опускаем рулевую колонку.
— Разжав отверткой разрезной наконечник карданного шарнира растягиваем вал со шлицев вала винта рулевого редуктора.
— Для снятия промежуточного вала отворачиваем гайку болта крепления наконечника карданного шарнира промежуточного вала к верхнему валу рулевого управления, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера.
— Вынимаем болт. Стягиваем наконечник карданного шарнира со шлицев верхнего вала рулевого управления.
Прокачка системы гидроусилителя руля
Прокачка системы гидроусилителя руля ВАЗ 2123 Нива необходима при замене жидкости, а так же для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов системы.
Для прокачки гидросистемы открываем крышку бачка ГУР и доливаем жидкость до нижней отметки на указателе крышки бачка. Пускаем двигатель и на холостом ходу проверяем уровень жидкости в бачке.
При падении уровня жидкости доливаем ее до нижней от метки. Несколько раз поворачиваем рулевое колесо влево и вправо до упора, следя при этом, чтобы уровень жидкости в бачке ГУР находился на нижней отметке.
Снимаем защитный резиновый колпачок с прокачного штуцера. Прокачной штуцер расположен на крышке рулевого механизма. Надеваем на головку штуцера прозрачный шланг, опустив его свободный конец в сосуд.
Отворачиваем штуцер на 1/2 оборота. При появлении в шланге сплошной струи жидкости заворачиваем штуцер. Возвращаем управляемые колеса в положение прямолинейного движения автомобиля и даем поработать двигателю еще две-три минуты.
Нормальная работа ГУР не должна сопровождаться шумом. Вновь поворачиваем рулевое колесо до упора влево и вправо и при необходимости доливаем жидкость в бачок до нижней от метки.
После прогрева и стабилизации температуры рабочей жидкости ее уровень должен находиться на верхней от метке, а в холодном состоянии не опускаться ниже отметки минимального уровня.
Снятие рулевого механизма (редуктора)
— Вынимаем болт крепления на конечника нижнего карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления к валу винта рулевого редуктора Шевроле Нива.
— Вывешиваем и снимаем левое колесо. Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней и боковой.
— Отводим боковую тягу вниз. Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга высокого давления и вынимаем болт-штуцер.
— На конечник с двух сторон уплотнен медными шайбами. Аналогичное уплотнение имеет и наконечник шланга подвода жидкости к радиатору.
— Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга подвода жидкости к радиатору и вынимаем болт-штуцер. Соединение уплотнено медными шайбами.
— Отворачиваем гайку болта крепления картера рулевого механизма к левому лонжерону, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера.
— Вынимаем болт. Аналогично отворачиваем и вынимаем два других болта крепления картера рулевого механизма.
— На каждом болте между лонжероном и корпусом рулевого механизма установлено по одной шайбе.
— Приподнимая рулевой механизм, выводим шаровой палец средней рулевой тяги из отверстия в сошке и снимаем рулевой редуктор.
— В отверстие, расположенное в щитке передка, через которое проходит вал винта, вставлен резиновый уплотнитель.
— Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.
— Крепим среднюю и боковую рулевые тяги к сошке, а вал винта рулевого механизма — к промежуточному валу рулевого управления. Помощник поворачивает рулевое колесо два-три раза вправо и влево до упора.
— При этом проверяем самоустановку узлов рулевого управления на штатных местах.
— Затягиваем гайки болтов крепления рулевого редуктора окончательно.
— Прокачиваем систему ГУР.
Снятие насоса гидроусилителя руля
— Снимаем защиту поддона картера и брызговики моторного отсека.
— Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов. Откачиваем жидкость из бачка насоса ГУР Шевроле Нива.
— Вставив стержень отвертки враспор между головками двух болтов крепления шкива насоса гидроусилителя руля, стопорим шкив от проворачивания и по очереди ослабляем затяжку трех болтов крепления шкива к фланцу насоса.
— Отворачиваем болты. Снимаем шкив насоса гидроусилителя руля Шеви Нива.
— Подставляем емкость для слива жидкости из шлангов и насоса гидроусилителя руля.
— Ослабляем затяжку хомута крепления подводящего шланга насоса ГУР и снимаем шланг с патрубка насоса.
— Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга высокого давления и вынимаем болт-штуцер.
— Наконечник шланга уплотняется с двух сторон медными шайбами.
— Отворачиваем болты нижнего и верхнего креплений пластины насоса ГУР.
— Тем же инструментом отворачиваем болт нижнего крепления насоса к кронштейну масляного фильтра.
— Отворачиваем болт верхнего крепления насоса. Отводя насос вперед, снимаем его вместе с пластиной.
— При этом болт верхнего крепления насоса гидроусилителя руля остается в отверстии кронштей на масляного фильтра, так как его извлечению препятствует масляный фильтр. Отворачиваем три болта крепления пластины к насосу гидроусилителя руля и снимаем пластину.
— Устанавливаем насос гидроусилителя рулевого управления в обратной последовательности.
— Удаляем воздух из гидросистемы рулевого управления.
Снятие радиатора ГУР Нива ВАЗ-2123
— Снимаем воздушный фильтр. Снимаем передний бампер.
— Подставляем под трубки радиатора ГУР емкость для слива жидкости.
— Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления шланга на трубке радиатора и снимаем шланг с трубки.
— Во избежание утечки жидкости из шланга вставляем в его отверстие заглушку.
— Снимаем шланг с другой трубки радиатора и вставляем в него заглушку.
— Отворачиваем гайку скобы крепления трубок радиатора ГУР к кронштейну и снимаем скобу.
— Под скобой на трубках установлены разрезные резиновые кольца.
— Отворачиваем по два болта верхнего и нижнего креплений радиатора гидроусилителя к кронштейнам балки переднего бампера.
— Снимаем радиатор гидроусилителя руля.
— Установку радиатора проводим в обратной последовательности.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Эксплуатация и ремонт
Нива ВАЗ-2123
Рулевые наконечники Нива Шевроле
В настоящий момент на автомобили Нива Шевроле устанавливается рулевое управление с так называемым червячным редуктором. Это механический привод, который обычно дополняется механизмом гидроусиления.
В некоторых случаях на автомобили устанавливался электроусилитель, либо стандартная рулевая трапеция без дополнительного электро- или гидропривода.
Основные компоненты рулевого механизма.
Рулевая трапеция состоит из нескольких основных элементов, объединённых между собой:
- боковые рулевые тяги,
- средняя,
- сошка,
- маятниковый рычаг,
- рычаги поворотных кулаков.
Сама колонка состоит из двух частей – промежуточного вала, который при помощи шарнира соединяется с трапецией и рулевой колонки, на которую крепится колесо. Для обеспечения наилучшего соединения руля, на нее нанесены конические шлицы.
Боковые тяги составные, для регулировки посередине предусмотрено наличие разрезной муфты. На одном конце наконечника нанесена левая резьба, на другом правая. При прокручивании муфты длина рычага может как увеличиваться, так и уменьшаться. Это необходимо, чтобы иметь возможность регулировать угол схождения колес.
Для крепления муфты используется стандартные стяжные хомуты. Заканчиваются тяги шарнирами. Обычно они имеют конусообразную посадку, для их крепления используются гайки.
Гидроусилитель представляет собой систему, состоящую их нескольких дополнительных элементов:
- насос,
- расширительный бачок для жидкости,
- радиатор,
- патрубки.
Колонка крепится к левому лонжерону, при помощи трех болтов. Насос гидроусилителя размещен с левой стороны двигателя. Для его вращения используется дополнительный ремень, соединяющий вспомогательные агрегаты.
При отказе гидроусилителя руля, сохраняется возможность управления автомобилем, при этом лишь возрастает необходимое усилие на рулевое колесо.
Конструкция руля на Шевроле Нива по своей конструкции считается травмобезопасной. Это обеспечивается возможностью складывания колонки в области шарнирного крепления.
Как снять рулевые наконечники Нива Шевроле.
Сам механизм Шевроле Нивы – довольно капризный, но это объясняется не его техническими особенностями, а областью применения автомобиля. Нива зачастую преодолевает бездорожье, поэтому необходимо вовремя производить диагностику основных узлов.
Признаков выхода из строя наконечников несколько:
Во-первых, появится сильный люфт руля. Это проявляется из-за сильного износа шарниров. В данном случае некоторые предпочитают не менять деталь целиком, а произвести запрессовку новых шарниров.
Вторым признаком является затрудненное вращение руля, в некоторых случаях возможно нарушение схождения колес и автомобиль будет вести в сторону. При сильном повороте руля можно услышать скрип, свидетельствующий об отсутствии смазки в изделии.
Причиной выхода деталей из строя может быть, как слишком агрессивный стиль езды, плохое состояние дорог, так и заводской брак. В любом случае эксплуатировать такой автомобиль не безопасно и требуется произвести замену неисправных деталей.
Чтобы снять наконечники, или как их еще называют боковые тяги, необходимо выполнить несколько простых действий:
- Устанавливаем автомобиль на ровную поверхность и приподнимаем необходимую сторону при помощи домкрата.
- Если необходимо снять левую тягу, выворачиваем руль до упора вправо. Если нужно заменить тягу на противоположной стороне – до упора влево.
- Снимаем колесо.
- Вынимаем шплинт и откручиваем гайку, крепящую наконечник к рычагу поворотного кулака.
- При помощи специального съемника отсоединяем шаровую. Если съемника под рукой нет, можно использовать монтировку в качестве рычага. Нужно установить ее между тягой и поворотным кулаком, затем молотком наносить по ней удары.
- Чтобы отсоединить палец наконечника можно так же использовать молоток в качестве подручного средства, нанося удары по рычагу вблизи шарнирного соединения.
- Достаем палец шаровой из рычага поворотного кулака.
Данные действия одинаково применимы как на левой, так и на правой тяге. Сборка осуществляется в обратном порядке.
Особенности конструкции рулевого управления Chevrolet Niva. Описание, схемы, фото
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту Шевроле Нива 2002+ г.в.
- Особенности конструкции
![]() | Рис. 7.1. Рулевое управление: 1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – шаровая опора подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – шаровой шарнир подвески; 9 – рычаг правого поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 – рулевой механизм; 12 – лонжерон кузова |
![]() | Рис. 7.3. Система гидроусилителя рулевого управления: 1 – насос гидроусилителя рулевого управления; 2 – прокладка; 3 – болт; 4 – шланг высокого давления; 5 – подводящий шланг; 6 – пробка бачка с указателем уровня жидкости; 7 – бачок; 8 – винтовой хомут; 9 – рулевой механизм; 10 – шланг низкого давления |
Рулевое управление – травмобезопасное с рулевым механизмом 11 ( рис. 7.1), представляющим собой червячный редуктор. Рулевой механизм оснащен гидроусилителем ( рис. 7.3), на части автомобилей может быть установлен электроусилитель (см. разд. «Вариантные исполнения автомобиля»). Как вариант автомобиль может быть не оснащен усилителем рулевого управления. Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. 7.1) и две боковые тяги 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 10, закрепленным на правом лонжероне, и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7.
![]() | Рис. 7.2. Элементы рулевой колонки: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – стяжной болт; 4 – верхний кожух; 5 – выключатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регу лировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – кронштейн рулевой колонки |
Вал рулевой колонки составной из двух частей – промежуточного вала 1 с шарниром ( рис. 7.2) и вала 7 рулевой колонки. На верхнем конце вала 7 на конических шлицах закреплено рулевое колесо 6, на нижнем конце установлен карданный шарнир 2. Скачать информацию со страницы
↓ Комментарии ↓
1. Устройство автомобиля
1.0 Устройство автомобиля
1.1 Общие сведения об автомобилях
1.2 Паспортные данные
1.3 Ключи автомобиля
1.4 Органы управления
1.5 Отопление и вентиляция салона
1.6 Двери
1.7 Ремни безопасности
1.8 Регулировка положения передних сидений
1.9 Регулировка положения рулевого колеса
2. Рекомендации по эксплуатации
2.0 Рекомендации по эксплуатации
2.1 Правила техники безопасности и рекомендации
2.2 Инструмент и принадлежности
2.3 Обкатка автомобиля
2.4 Эксплуатация автомобиля в гарантийный период
2.5 Проверка автомобиля перед выездом
2.6 Замена фильтра поступающего в салон воздуха
2.7 Пользование домкратом
2.8 Буксировка автомобиля
3. Неисправности в пути
3.0 Неисправности в пути
3.1 Двигатель не заводится
3.2 Неисправности системы впрыска топлива
3.3 Пропал холостой ход
3.4 Перебои в работе двигателя
3.5 Автомобиль движется рывками
3.6 Автомобиль плохо разгоняется
3.7 Двигатель заглох во время движения
3.8 Упало давление масла
4. Двигатель
4.0 Двигатель
4.1 Особенности конструкции
4.2 Полезные советы
4.3 Снятие и установка декоративного кожуха двигателя
4.4 Снятие и установка защиты масляного картера и брызговика двигателя
4.5 Замена охлаждающей жидкости
4.6 Замена масла в двигателе и масляного фильтра
4.7 Очистка системы вентиляции картера
4.8 Замена опор подвески силового агрегата
4.9 Установка поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
5. Трансмиссия
5.0 Трансмиссия
5.1 Сцепление
5.2 Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения
5.3 Коробка передач
5.4 Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения
5.5 Раздаточная коробка
5.6 Возможные неисправности раздаточной коробки, их причины и способы устранения
5.7 Карданная передача
5.8 Возможные неисправности карданной передачи, их причины и способы устранения
5.9 Приводы передних колес
6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть
6.1 Передняя подвеска
6.2 Возможные неисправности передней подвески, их причины и способы устранения
6.3 Задняя подвеска
6.4 Возможные неисправности задней подвески, их причины и способы устранения
6.5 Амортизаторы
7. Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
7.1 Особенности конструкции
7.2 Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле
7.3 Проверка натяжения и регулировка ремня привода насоса гидроусилителя
7.4 Замена жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
7.5 Замена бачка гидросистемы усилителя рулевого управления
7.6 Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления
7.7 Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком
7.8 Снятие и установка рулевого колеса
7.9 Замена валов рулевого управления
8. Тормозная система
8.0 Тормозная система
8.1 Особенности устройства
8.2 Полезные советы
8.3 Проверка и регулировка тормозной системы
8.4 Замена тормозной жидкости
8.5 Прокачка гидропривода тормозной системы
8.6 Главный тормозной цилиндр
8.7 Вакуумный усилитель тормозов
8.8 Регулятор давления
8.9 Замена шлангов и трубопроводов гидропривода тормозов
9. Электрооборудование
9.0 Электрооборудование
9.1 Особенности конструкции
9.2 Предохранители и реле
9.3 Генератор
9.4 Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения
9.5 Стартер
9.6 Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
9.7 Выключатель (замок) зажигания
9.8 Замена и обслуживание свечей зажигания
9.9 Система управления двигателем
10. Кузов
10.0 Кузов
10.1 Особенности конструкции
10.2 Снятие и установка передних подкрылков
10.3 Снятие и установка передних крыльев
10.4 Снятие и установка декоративных накладок на передних крыльях и дверях
10.5 Замена буферов
10.6 Снятие и установка облицовки радиатора
10.7 Снятие и установка капота
10.8 Снятие, установка и регулировка замка и привода замка капота
10.9 Дверь задка
11. Варианты исполнения автомобиля
11.0 Варианты исполнения автомобиля
11.1 Главный цилиндр привода выключения сцепления
11.2 Рулевое управление с электромеханическим усилителем
11.3 Тормозная система
12. Уход за автомобилем
12.0 Уход за автомобилем
12.1 Проверка автомобиля перед выездом
12.2 Мойка автомобиля
13. Покупка запасных частей
13.0 Покупка запасных частей
13.1 Моторное масло
13.2 Пластичные смазки
13.3 Охлаждающие жидкости
13.4 Тормозная жидкость
14. Поездка на СТО
14.0 Поездка на СТО
14.1 Полезные советы
15. Зимняя эксплуатация автомобиля
15.0 Зимняя эксплуатация автомобиля
15.1 Как подготовить автомобиль к зиме
15.2 Рекомендации по пуску двигателя в сильный мороз
15.3 Что полезно купить к зиме
15.4 Полезные зимние советы
16. Подготовка к техосмотру
16.0 Подготовка к техосмотру
16.1 Рекомендации
16.2 Перечень неисправностей и условий, при которых апрещается эксплуатация транспортных средств
16.3 Изменения к государственным стандартам, регламентирующим предельно допустимое содержание вредных веществ в отработавших газах автотранспортных средств
16.4 Стандартная форма диагностической карты для пунктов инструментального контроля
17. Приложения
17.0 Приложения
17.1 Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений
17.2 Приложение 2. Основные данные для регулировок и контроля
17.3 Приложение 3. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
17.4 Приложение 4. Заправочные объемы
17.5 Приложение 5. Лампы, применяемые на автомобиле
17.6 Приложение 6.
17.7 Приложение 7.
Рулевое управление Chevrolet Niva. Описание, схемы, фото
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту Шевроле Нива 2002+ г.в.
- Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
Особенности конструкции
Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле
Проверка натяжения и регулировка ремня привода насоса гидроусилителя
Замена жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
Замена бачка гидросистемы усилителя рулевого управления
Прокачка системы гид…
7.1 Особенности конструкции
Рис. 7.1. Рулевое управление: 1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – шаровая опора подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – шаровой шарнир подвески; 9 – рычаг правого поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рыч…
7.2 Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле
Расположение на автомобиле элементов рулевого управления: 1 – рулевой механизм; 2 – левая рулевая тяга; 3 – средняя рулевая тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – наконечник правой тяги с шаровым шарниром в сборе; 6 – правая рулевая тяга Общая проверка рулевого управления Р…
7.3 Проверка натяжения и регулировка ремня привода насоса гидроусилителя
Вам потребуются: ключи «на 13» (два), бородок или монтажная лопатка. 1. Натяжение ремня проверяйте прогибом ветви между шкивами насоса гидроусилителя и коленчатого вала. Ремень должен плотно прилегать к шкиву, однако не следует допускать чрезмерного натяжения ремня, чтобы не вы…
7.4 Замена жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
Жидкость в системе гидроусилителя заменяйте при ее чрезмерном загрязнении. Завод-изготовитель не дает четких рекомендаций о периодичности замены жидкости в гидросистеме, поэтому рекомендуем заменять ее через шесть лет независимо от состояния. Для применения в гидросистеме усилителя заводом-из…
7.5 Замена бачка гидросистемы усилителя рулевого управления
Заменяйте бачок при чрезмерном загрязнении расположенного в нем фильтра, также рекомендуем заменять бачок один раз в два года независимо от состояния.
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка.
1. Выверните стяжной болт кронштейна бач…
7.6 Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления
Необходимость в прокачке возникает при попадании в гидросистему воздуха во время ремонтных работ или при потере герметичности при эксплуатации. Признаком наличия воздуха в системе является подклинивание рулевого колеса при попытке его резкого поворота. Кроме того, насос издает повышенный шум в …
7.7 Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком
Если после проверки рулевого управления на автомобиле выяснится, что все его элементы находятся в нормальном состоянии, а люфт на рулевом колесе увеличен, причиной его увеличения может быть увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма. В этом случае отрегулируйте зацеплен…
7.8 Снятие и установка рулевого колеса
Рулевое колесо снимают для его замены при повреждении или для замены вала рулевого управления. 1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. 2. Установите колеса в положение прямолинейного движения. 3. Снимите накладку выключателя звукового с…
7.9 Замена валов рулевого управления
Валы рулевого управления меняют при повреждении их резьбовых или шлицевых хвостовиков, люфте карданных шарниров промежуточного вала, а также при искривлении при аварии. Замена промежуточного вала Вам потребуются ключи «на 13» (два). 1. Для удобства работы снимите нижний кожух вала…
↓ Комментарии ↓
1. Устройство автомобиля
1.0 Устройство автомобиля
1.1 Общие сведения об автомобилях
1.2 Паспортные данные
1.3 Ключи автомобиля
1.4 Органы управления
1.5 Отопление и вентиляция салона
1.6 Двери
1.7 Ремни безопасности
1.8 Регулировка положения передних сидений
1.9 Регулировка положения рулевого колеса
2. Рекомендации по эксплуатации
2.0 Рекомендации по эксплуатации
2.1 Правила техники безопасности и рекомендации
2.2 Инструмент и принадлежности
2.3 Обкатка автомобиля
2.4 Эксплуатация автомобиля в гарантийный период
2.5 Проверка автомобиля перед выездом
2.6 Замена фильтра поступающего в салон воздуха
2.7 Пользование домкратом
2.8 Буксировка автомобиля
3. Неисправности в пути
3.0 Неисправности в пути
3.1 Двигатель не заводится
3.2 Неисправности системы впрыска топлива
3.3 Пропал холостой ход
3.4 Перебои в работе двигателя
3.5 Автомобиль движется рывками
3.6 Автомобиль плохо разгоняется
3.7 Двигатель заглох во время движения
3.8 Упало давление масла
4. Двигатель
4.0 Двигатель
4.1 Особенности конструкции
4.2 Полезные советы
4.3 Снятие и установка декоративного кожуха двигателя
4.4 Снятие и установка защиты масляного картера и брызговика двигателя
4.5 Замена охлаждающей жидкости
4.6 Замена масла в двигателе и масляного фильтра
4.7 Очистка системы вентиляции картера
4.8 Замена опор подвески силового агрегата
4.9 Установка поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
5. Трансмиссия
5.0 Трансмиссия
5.1 Сцепление
5.2 Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения
5.3 Коробка передач
5.4 Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения
5.5 Раздаточная коробка
5.6 Возможные неисправности раздаточной коробки, их причины и способы устранения
5.7 Карданная передача
5.8 Возможные неисправности карданной передачи, их причины и способы устранения
5.9 Приводы передних колес
6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть
6.1 Передняя подвеска
6.2 Возможные неисправности передней подвески, их причины и способы устранения
6.3 Задняя подвеска
6.4 Возможные неисправности задней подвески, их причины и способы устранения
6.5 Амортизаторы
7. Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
7.1 Особенности конструкции
7.2 Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле
7.3 Проверка натяжения и регулировка ремня привода насоса гидроусилителя
7.4 Замена жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
7.5 Замена бачка гидросистемы усилителя рулевого управления
7.6 Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления
7.7 Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком
7.8 Снятие и установка рулевого колеса
7.9 Замена валов рулевого управления
8. Тормозная система
8.0 Тормозная система
8.1 Особенности устройства
8.2 Полезные советы
8.3 Проверка и регулировка тормозной системы
8.4 Замена тормозной жидкости
8.5 Прокачка гидропривода тормозной системы
8.6 Главный тормозной цилиндр
8.7 Вакуумный усилитель тормозов
8.8 Регулятор давления
8.9 Замена шлангов и трубопроводов гидропривода тормозов
9. Электрооборудование
9.0 Электрооборудование
9.1 Особенности конструкции
9.2 Предохранители и реле
9.3 Генератор
9.4 Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения
9.5 Стартер
9.6 Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
9.7 Выключатель (замок) зажигания
9.8 Замена и обслуживание свечей зажигания
9.9 Система управления двигателем
10. Кузов
10.0 Кузов
10.1 Особенности конструкции
10.2 Снятие и установка передних подкрылков
10.3 Снятие и установка передних крыльев
10.4 Снятие и установка декоративных накладок на передних крыльях и дверях
10.5 Замена буферов
10.6 Снятие и установка облицовки радиатора
10.7 Снятие и установка капота
10.8 Снятие, установка и регулировка замка и привода замка капота
10.9 Дверь задка
11. Варианты исполнения автомобиля
11.0 Варианты исполнения автомобиля
11.1 Главный цилиндр привода выключения сцепления
11.2 Рулевое управление с электромеханическим усилителем
11.3 Тормозная система
12. Уход за автомобилем
12.0 Уход за автомобилем
12.1 Проверка автомобиля перед выездом
12.2 Мойка автомобиля
13. Покупка запасных частей
13.0 Покупка запасных частей
13.1 Моторное масло
13.2 Пластичные смазки
13.3 Охлаждающие жидкости
13.4 Тормозная жидкость
14. Поездка на СТО
14.0 Поездка на СТО
14.1 Полезные советы
15. Зимняя эксплуатация автомобиля
15.0 Зимняя эксплуатация автомобиля
15.1 Как подготовить автомобиль к зиме
15.2 Рекомендации по пуску двигателя в сильный мороз
15.3 Что полезно купить к зиме
15.4 Полезные зимние советы
16. Подготовка к техосмотру
16.0 Подготовка к техосмотру
16.1 Рекомендации
16.2 Перечень неисправностей и условий, при которых апрещается эксплуатация транспортных средств
16.3 Изменения к государственным стандартам, регламентирующим предельно допустимое содержание вредных веществ в отработавших газах автотранспортных средств
16.4 Стандартная форма диагностической карты для пунктов инструментального контроля
17. Приложения
17.0 Приложения
17.1 Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений
17.2 Приложение 2. Основные данные для регулировок и контроля
17.3 Приложение 3. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
17.4 Приложение 4. Заправочные объемы
17.5 Приложение 5. Лампы, применяемые на автомобиле
17.6 Приложение 6.
17.7 Приложение 7.
Особенности рулевого управления Нива Шевролет
Страница 1 из 2
Рулевое управление автомобиля может быть укомплектовано тремя видами вариантов.
Рулевой механизм без усилителя показан на рисунке 1
Рулевой механизм оснащен гидроусилителем (рис. 2), на части автомобилей может быть установлен электроусилитель
Рулевое управление – травмобезопасное с рулевым механизмом 11 (рис. 1), представляющим собой червячный редуктор.
Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. 1) и две боковые тяги 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 10, закрепленным на правом лонжероне, и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7.
Рулевое управление ВАЗ-2123 с механической связью и гидроусилителем.
Рулевой механизм типа «винт шариковая гайка сектор» с распределительным клапаном.
Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков.
Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой.
На внутреннем (коротком) наконечнике правая резьба, на наружном левая.
На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги увеличивается или уменьшается, что нужно для регулировки схождения колес.
Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами. На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры.
Их пальцы имеют конусную посадку в поворотных рычагах и зафиксированы гайками со шплинтами.
Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками.
В корпусе кронштейна установлены два подшипника, в которых вращается ось маятникового рычага.
В систему гидравлического усилителя входят: лопастной насос, бачок для рабочей жидкости, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.
Рулевой механизм прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону.
Насос закреплен на кронштейне с левой стороны двигателя. Вал насоса приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка подается насосом под высоким давлением к распределителю, расположенному в рулевом механизме и механически соединенному с валом рулевой колонки.
При повороте рулевого колеса распределительный клапан соединяет одну из полостей силового цилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую полость со сливом.
Силовой цилиндр преобразует перепад давлений в дополнительное усилие, воздействующее через гайку-поршень на сектор сошки рулевой трапеции и далее на передние колеса.
Из полости слива жидкость по шлангу поступает к радиатору гидроусилителя, где происходит ее охлаждение.
Далее гидравлическая жидкость поступает в бачок.
При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Рулевой вал двухзвенный, состоит из верхнего вала рулевого управления и промежуточного.
Верхний вал вращается на двух подшипниках, установленных в трубе кронштейна вала. На верхнем шлицевом конце вала самоконтрящейся гайкой закреплено рулевое колесо.
Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом винта рулевого механизма, верхний с верхним рулевым валом.
Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала.
Рис. 3. Элементы рулевой колонки
Вал рулевой колонки составной из двух частей – промежуточного вала 1 с шарниром (рис. 3) и вала 7 рулевой колонки.
На верхнем конце вала 7 на конических шлицах закреплено рулевое колесо 6, на нижнем конце установлен карданный шарнир 2.
Рулевое управление нива шевроле устройство
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
На автомобилях в некоторых комплектациях предусмотрена возможность установки электромеханического усилителя рулевого управления. Главные отличия такого усилителя от гидравлического: не отбирается часть мощности двигателя для привода насоса; есть возможность дифференцирования усилия на рулевом колесе в зависимости от скорости движения автомобиля (обратная связь).
Электромеханический усилитель установлен на рулевой колонке и воздействует непосредственно на вал рулевого управления. Для совместной работы с электромеханическим усилителем на автомобиль устанавливают рулевой механизм, аналогичный по конструкции механизму автомобиля ВАЗ-2123 «Нива», но имеющий ряд усовершенствований, повышающих его надежность и точность работы.
Снятие и установка рулевой колонки
Рис. 11.2. Элементы рулевой колонки: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки
Элементы рулевой колонки с электромеханическим усилителем показаны на рис. 11.2.
1. В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 ( рис. 11.2) к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт.
2. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его.
3. Снимите облицовочные кожухи 4 и 10 рулевой колонки.
4. Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей, выключателя зажигания и электромеханического усилителя.
5. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами 1, 7 и рулевым колесом 6.
6. При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю.
7. Устанавливайте рулевую колонку в порядке, обратном снятию.
Снятие и установка рулевого механизма
Рулевой механизм снимают для замены или ремонта. Однако разборка и сборка механизма требуют применения специального инструмента и наличия навыков работы у исполнителя. При отсутствии этих условий рекомендуем ремонтировать рулевой механизм в специализированной мастерской.
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму.
2. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
3. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 (см. рис. 11.2 ) к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт.
4. Выньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки.
5. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки (см. разд. 7 «Рулевое управление», «Замена рулевых тяг»).
6. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм.
7. Устанавливайте рулевой механизм в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее:
Рис. 11.4. Схема установки рулевого механизма на автомобиле: 1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка;
Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого
механизма при среднем положении сошки;
а – контрольный угол
– установите сошку рулевого механизма в среднее положение, при этом метка на торце вала червяка должна быть расположена горизонтально справа (по ходу движения автомобиля) и расстояние Х (рис. 11.4) от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности на лонжероне кузова должно быть (33,1+5) мм;
– перед тем как затянуть гайки болтов 1, сориентируйте рулевой механизм так, чтобы угол а был 32°;
– проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.
Разборка и сборка рулевого механизма
Рис. 11.3. Детали рулевого механизма: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки
1. Слейте масло из рулевого механизма, вывернув пробку 16 (см. рис. 11.3 ) маслозаливного отверстия и перевернув механизм пробкой вниз.
2. Отверните гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, специальным съемником снимите сошку.
3. Выверните болты крепления и снимите крышку 15 картера рулевого механизма вместе с валом 7 сошки.
4. Отверните гайку 12 и, вворачивая в крышку 15 регулировочный винт 9, разъедините крышку и вал 7 сошки.
5. Выверните болты крепления и снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.
6. Червяком 13 вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипника.
7. Извлеките из картера 1 сальник 18 вала червяка и сальник 19 вала сошки.
8. Подходящей по размеру оправкой выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника вала червяка.
9. Извлеките подшипники 17 из картера 1 и крышки 15.
10. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.
11. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений. Поврежденные подшипники замените новыми. Если ролик вращается на оси с заеданием или имеет люфт, замените вал сошки в сборе с роликом.
12. Собирайте рулевой механизм в порядке, обратном снятию, соблюдая следующие условия:
– после установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки 3 проверьте динамометром момент трения червяка, он должен быть 19,6–49,0 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите количество регулировочных прокладок 4, а если больше – увеличьте;
– после установки вала сошки убедитесь в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала, повернутого вправо или влево на 30 ° от нейтрального положения сошки. Если зазор есть, устраните его регулировочным винтом 9;
– после регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен плавно снижаться до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
13. Залейте в рулевой механизм масло.
Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма на автомобиле
1. Установите передние колеса в положение прямолинейного движения.
2. Поворачивая рулевое колесо в ту и другую сторону, проверьте, нет ли осевого перемещения вала червяка 13 (см. рис. 11.3 ) относительно картера 1 рулевого механизма. Наличие осевого перемещения вала червяка является признаком зазора в подшипниках червяка.
3. Если ощущается осевое перемещение, поверните рулевое колесо в левую сторону на 1–1,5 оборота.
4. Выверните болты крепления нижней крышки 3 и слейте масло из картера рулевого механизма.
5. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок 4 или замените ее более тонкой.
6. Закрепите нижнюю крышку и проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках.
Регулировочные прокладки поставляются толщиной 0,10 мм; 0,15 мм; 0,30 мм; 0,50 мм.
7. При отсутствии перемещения залейте в рулевой механизм трансмиссионное масло.
Проверка и регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма на автомобиле
1. Проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках (см. «Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма на автомобиле»).
2. С помощью съемника выпрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг из отверстий в сошке (см. «Снятие и установка рулевого механизма»).
3. Отсоедините рулевые тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес.
4. Покачивая сошку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка.
В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения не должно быть зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки.
5. Если ощущается свободный ход сошки, ослабьте гайку 12 (см. рис. 11.3 ) регулировочного винта 9.
6. Заверните регулировочный винт до устранения зазора.
7. Придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку 12.
8. Убедитесь, что сошка не перемещается (см. п. 1), и присоедините к ней рулевые тяги.
Рулевое управление с электромеханическим усилителем Нива Шевроле
На автомобилях в некоторых комплектациях предусмотрена возможность установки электромеханического усилителя рулевого управления Нива Шевроле. Главные отличия такого усилителя от гидравлического: не отбирается часть мощности двигателя для привода насоса; есть возможность дифференцирования усилия на рулевом колесе в зависимости от скорости движения автомобиля.
Электромеханический усилитель установлен на рулевой колонке и воздействует непосредственно на вал рулевого управления. Для совместной работы с электромеханическим усилителем на автомобиль устанавливают рулевой механизм, аналогичный по конструкции механизму автомобиля Ваз 2123 Нива, но имеющий ряд усовершенствований, повышающих его надежность и точность работы.
Снятие и установка рулевой колонки Нива Шевроле
Устройство рулевой колонки Шеви Нива: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки.
В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его. Снимите облицовочные кожухи рулевой колонки. Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей Шевроле Нива, выключателя зажигания и электромеханического усилителя. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами и рулевым колесом. При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю. Установка рулевой колонки Нива Шевроле выполняется в порядке, обратном снятию.
Снятие и установка рулевого механизма Нива Шевроле
Рулевую машинку — редуктор Шеви Нива снимают для замены или ремонта. Однако разборка и сборка механизма требуют применения специального инструмента и наличия навыков работы у исполнителя. При отсутствии этих условий рекомендуем ремонтировать рулевой механизм в специализированной мастерской.
Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму. Отсоедините минусовой провод от клеммы аккумуляторной батареи. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт. ыньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм. Установка рулевого механизма Шевроле Нива выполняется в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее:
Схема установки рулевого механизма на Шеви Нива: 1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка; Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого механизма при среднем положении сошки; а – контрольный угол.
– установите сошку рулевого механизма в среднее положение, при этом метка на торце вала червяка должна быть расположена горизонтально справа (по ходу движения автомобиля) и расстояние Х от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности на лонжероне кузова должно быть (33,1+5) мм;
– перед тем как затянуть гайки болтов 1, сориентируйте рулевой механизм так, чтобы угол а был 32°;
– проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.
Разборка и сборка рулевого механизма Нива Шевроле
Устройство рулевого механизма Нива Шевроле: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки.
Слейте масло из рулевого механизма, вывернув пробку маслозаливного отверстия и перевернув механизм пробкой вниз. Отверните гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, специальным съемником снимите сошку. Выверните болты крепления и снимите крышку картера рулевого механизма вместе с валом сошки. Отверните гайку и, вворачивая в крышку регулировочный винт, разъедините крышку и вал сошки. Выверните болты крепления и снимите крышку упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками. Червяком вытолкните из картера наружное кольцо подшипника и выньте вал вместе с сепаратором подшипника. Извлеките из картера сальник вала червяка и сальник вала сошки. Подходящей по размеру оправкой выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника вала червяка. Извлеките подшипники из картера и крышки. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений. Поврежденные подшипники замените новыми. Если ролик вращается на оси с заеданием или имеет люфт, замените вал сошки в сборе с роликом.
Сборка рулевой машинки Нива Шевроле выполняется в порядке, обратном снятию, соблюдая следующие условия:
– после установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверьте динамометром момент трения червяка, он должен быть 19,6–49,0 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите количество регулировочных прокладок, а если больше – увеличьте;
– после установки вала сошки убедитесь в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала, повернутого вправо или влево на 30 ° от нейтрального положения сошки. Если зазор есть, устраните его регулировочным винтом;
– после регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен плавно снижаться до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
Залейте в рулевой механизм Шеви масло.
Проверка и регулировка червяка рулевого механизма Нива Шевроле
Установите передние колеса в положение прямолинейного движения. Поворачивая рулевое колесо в ту и другую сторону, проверьте, нет ли осевого перемещения вала червяка относительно картера 1 рулевого механизма. Наличие осевого перемещения вала червяка является признаком зазора в подшипниках червяка. Если ощущается осевое перемещение, поверните рулевое колесо в левую сторону на 1–1,5 оборота. Выверните болты крепления нижней крышки и слейте масло из картера рулевого механизма. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок или замените ее более тонкой. Закрепите нижнюю крышку и проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках. При отсутствии перемещения залейте в рулевой механизм трансмиссионное масло.
Проверка и регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма Шеви Нива
Проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках. С помощью съемника выпрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг из отверстий в сошке. Отсоедините рулевые тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес. Покачивая сошку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка. В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения не должно быть зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки. Если ощущается свободный ход сошки, ослабьте гайку регулировочного винта. Заверните регулировочный винт до устранения зазора. Придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку. Убедитесь, что сошка не перемещается, и присоедините к ней рулевые тяги.
Оставить ответ