Работы со стекловолокном: Стеклоткань и эпоксидная смола, основные принципы работы – 403 — Доступ запрещён

Как работать со стеклотканью | Статьи от ООО «Промресурссервис»

Стеклоткань – материал сравнительно новый, но уже получивший значительное распространение. Для его производства используется Е-стекло, в отличие от обычного, оно обладает прочностью и гибкостью, а привычная всем хрупкость в перечне его свойств отсутствует. Такое сочетание качеств обусловлено составом материала, в который входят алюминий, бор и силикаты. Для изготовления стеклоткани сначала получают волокна – длинные, очень тонкие (диаметром около 10 мкм), их переплетают между собой по типу полотна. Данный материал обладает рядом уникальных свойств и может использоваться как самостоятельно, так и в качестве сырья для производства некоторых деталей и комплектующих, например, электроизоляционных трубок, оплеток кабелей, элементов кровли.

Сегодня промышленность производит несколько видов стеклоткани, каждый из них имеет свои особенности и специфику применения:

  • Электроизоляционная. Применяется для производства облегченного стеклопластика, кроме этого может выполнять функции теплоизоляции;
  • Конструкционная. Обладает повышенной прочностью, что дает возможность использовать ее для изготовления несущих элементов;
  • Ровинговая. Такая стеклоткань чрезвычайно устойчива к перепадам температуры и влажности и служит основой для производства полимерно-композитных изделий и материалов;
  • Кремнеземная. Также применяется при производстве композитных материалов, кроме этого, она обладает исключительной устойчивостью к повышенной температуре и не теряет свойств при нагреве до +1700 градусов, и это делает ее оптимальной, и что немаловажно, безопасной заменой асбесту;
  • Базальтовая. Используется как утеплитель, а также сырье для изготовления термостойкой продукции.

Все виды стеклоткани обладают одними и теми же преимуществами, в число которых входят устойчивость к ряду агрессивных факторов (химические реагенты, перепады температуры, влажности, нагрев), безопасность для здоровья человека, долговечность, прочность, возможность обработки с минимальными затратами труда.

Наша продукция:


Работа со стеклотканью

Как уже сказано выше, одним из преимуществ стеклоткани является возможность ее разностороннего использования. Армирование несущих элементов, укрепление строительных конструкций, и даже кузовной ремонт автомобиля – во всех этих и многих других случаях стеклоткань незаменима. Работа со стеклотканью достаточно проста, но если в процессе предполагается пропитка ее смолами, необходим предварительный обжиг материала. На этом этапе уничтожается парафиновый слой, который остается после изготовления ткани. Если оставить его, смола не ляжет на стеклоткань, она будет отталкиваться, и пропитка будет невозможна.

image004.jpg

Раскрой

Если при помощи стеклоткани планируется произвести кузовной ремонт или укрепить строительные конструкции, требуется заранее произвести раскрой полотна на отдельные фрагменты. Каждый из них должен соответствовать по конфигурации и размерам той поверхности, на которую он будет установлен. Для раскроя необходим режущий инструмент, наиболее удобны для этого ножницы. Следует заметить, что он будет быстро тупиться, и потому требуется заранее организовать заточку, поставив соответствующее устройство туда, где оно будет всегда под рукой и готово к употреблению. При раскрое следует учитывать не только форму деталей, но и степень их выпуклости, чем она выше, тем более мелкими должны быть фрагменты. После того, как раскрой закончен, нужно убрать с краев элементов мелкие нити стекловолокна, иначе они станут помехой при дальнейшей обработке.

Сухой способ обработки стеклоткани

Несмотря на то, что данный процесс не очень сложен, он требует точного соблюдения технологии. После того, как ткань раскроена, можно приступить к подготовке поверхности, на которую будут крепиться полотнища. Для этого на поверхность конструкции наносится слой клеящей смолы. После того, как он затвердеет, производится устранение возможных дефектов: шпаклевка вмятин и трещин, шлифовка неровностей. Это занимает некоторое время, хотя идеального качества здесь не требуется – вполне достаточно отсутствия крупных неровностей, а также чистота и сухость поверхности. По завершению этого этапа производится приклеивание заранее выкроенных фрагментов стеклоткани. Они прикладываются к нужному месту, поверх них наносится смола, валиком деталь прижимается, попутно из-под нее выгоняются воздушные пузыри. Их наличие снижает качество обработки, и потому требуется полностью их удалить. При необходимости слоев стеклоткани может быть наклеено несколько, количество определяется заданной прочностью армирования. После высыхания поверхность окрашивают либо обрабатывают другим способом, предусмотренным заранее.

Правила безопасности

Несмотря на то, что как материал, стеклоткань является практически полностью безопасной для здоровья, в процессе работы с ним, требуется соблюдать некоторые нормы, позволяющие избежать проблем со здоровьем в дальнейшем. Дело в том, что при механической обработке образуются микроскопические частицы стекла, и они, при попадании на кожу и в дыхательные пути, вызывают их раздражения и даже травмы. Для того, чтобы избежать данных последствий, требуется использовать весь набор средств защиты: перчатки, очки, спецодежду, респиратор. По окончании работ их хранят отдельно и подвергают специальной чистке. Пыль из частиц стекловолокна при высокой концентрации создает угрозу взрыва и потому в помещениях, где ведутся работы, запрещается курить и пользоваться открытым огнем.

Промресурссервис предлагает регулярные поставки качественной стеклоткани

Компания Промресурссервис занимается производством и продажей стеклоткани. Осуществляется ее изготовление на заказ по стандартам клиента. К вашим услугам доступные цены от производителя, исключительное качество продукции, а также оперативное изготовление партий любого объема. Кроме этого, мы храним и доставляем свою продукцию на место. Приходите к нам, здесь вас ждут лучшие условия!

Как работать с стекловолокном без вреда для здоровья?

Стекловолокно – широко распространенный и совершенно удивительный материал, используемый в качестве утепления, для производства катеров и фургонов, для изготовления различных изделий, в число которых входят даже ванны. Можно сказать, что под определение стекловолокна попадают все армированные волокном пластиковые изделия.

Состав материала становится полностью ясным из его названия. Этот композит состоит из тончайших стеклянных волокон. Изначально он предназначался для использования при создании изоляции. Однако развитие технологий привело к тому, что сфера применения существенно расширилась. 

fiber-glass-nedir-fiberglass-nedemek-fdf1.jpg

Материал имеет множество достоинств. 

Он недорогой, прочный, удобный, может быть использован для достижения различных целей. Однако работа с ним довольно небезопасна, и для того, чтобы не нанести вред своему здоровью, следует соблюдать некоторые меры. 

1. Работать нужно в специальной одежде. При этом руки должны быть закрыты плотными резиновыми перчатками, на лице должен быть респиратор, а на глазах очки. Можно выбрать угольный респиратор. Он хорошо защитит от испарений неотвердевшей эпоксидной смолы. Ее амины ничуть не полезней для нашего организма, чем полиэфиры. Для осуществления любых манипуляций со стекловолокном требуется завести специальный комплект одежды. 

2. Работы необходимо осуществлять строго в нежилом помещении, которое хорошо проветривается. Желательно, чтобы в нем была вытяжная вентиляция. Для кого-то она может показаться непозволительной роскошью, но собственное здоровье дороже. Также можно работать и на открытом воздухе. На рабочем месте не должно остаться никаких посторонних предметов. Уберите все лишнее и оставьте только то, что будет легко очистить. 

3. При работе со стекловолокном поговорка «семь раз отмерь, один раз отрежь» становится более понятной. Резать придется очень осторожно, потому как при каждом разрезе будет образовываться пыль. Отрезать рекомендуется над мусорным пакетом. Отходы тут будут настолько незаметными, что убрать их, как можно убрать, например, древесную стружку, будет затруднительно. Стеклоткань нужно как можно меньше держать в руках. Края ее постоянно ползут, в ходе чего выделяются волокна, часть из которых обязательно поднимается в воздух.

2.png

4. Если ткань необходимо хранить, то нужно положить ее в пакет и держать в укромном месте подальше от детей и животных.

5. После работы необходимо провести влажную уборку в помещении, пусть даже и нежилом. Также нужно снять одежду и на открытом воздухе вытрясти из нее стеклопыль, а потом положить на место. Само собой необходимо умыться и помыть руки. Особенно внимательно следует отнестись к участкам кожных покровов, которые случайно оказались открытыми при работе.

Во время осуществления каких-то манипуляций со стеклотканью мельчайшие частицы стекла попадают в воздух, и крайне нежелательно, чтобы они попали в дыхательные пути. А если эти частички попадут на кожу, извлечь их будет трудно. Не стоит пренебрегать рекомендациями к технике безопасности, ведь они созданы людьми, уже столкнувшимися с этими неприятными явлениями.

rabotat-s-materialom-neobhodimo-v-spetsialnoy-odezhde-i-respiratore-1024x632.jpg

Этапы работ

Для того, чтобы понять принципы взаимодействия со стеклотканью, перечислим основные этапы работы с этим материалом.

  1. Из листа пенопласта и монтажной пены изготавливается матрица.

  2. На матрицу при помощи малярного скотча крепится обычная газета, фольга или пищевая пленка.

  3. Кистью наносится тонкий слой эпоксидной смолы. Поскольку смола довольно быстро высыхает, не стоит сразу же выливать ее из банки. Оптимальным будет использовать ее частями по мере осуществления работ.

  4. После нанесения смолы нужно наложить стекловолокно. Эта процедура «смола-стекловолокно-смола» повторяется 2-3 раза. После этого полученная конструкция хорошо просушивается.

  5. Поверхность необходимо отшлифовать. На начальной стадии шлифование осуществляется при помощи крупнозернистой наждачной бумаги. На последующих этапах она заменяется на мелкозернистую. В конце концов, для завершения этого процесса необходимо использовать наждачную бумагу «нулевка».

  6. Далее следует шпатлевание. Подходящая шпатлевка, предназначенная для стекловолокна, продается в специализированных магазинах.

  7. Финальным этапом будет покраска. Нравящуюся вам краску вы также можете приобрести в любом магазине.

Хорошие мастера говорят о том, что если работа со стекловолокном выполнена качественно и по приведенному выше алгоритму, то полученная деталь может оказаться крепче стали.

Если вы собираетесь работать со стеклотканью, то ее необходимо вначале обезжирить. Для того, чтобы это сделать, потребуется пропитать материал спиртом, бензином или растворителем. Они уберут находящиеся в стеклоткани частички парафина. После проведения процедуры материал тщательно просушивается.

При приобретении стеклоткани нужно принимать во внимание ее плотность. Если она значительная, то работать с мелкими деталями будет сложно. Если она небольшая, то, возможно, будет сложно набрать необходимую толщину изделия.

Работать со стекловолокном довольно легко. Главное, пользоваться полным комплектом средств индивидуальной защиты. Тогда любые манипуляции с материалом дадутся вам легко. Нужно всегда помнить, что он содержит достаточно вредные для человеческого организма составляющие, и быть начеку.

Безопасность при работе со стеклотканью — Паркфлаер

С каждым днём появляется всё большее количество желающих опробовать свои силы в работе с композитными материалами и их составляющими (в частности, со стеклотканью), однако далеко не все из них осознают опасности таких материалов. Итак, будем исходить из принципа "предупреждён - значит вооружён!"

Напишу в формате инструкции по ТБ (в нереально упрощённой форме):

 

1. Общие положения:

1.1. При работе со стеклотканью, прежде всего, необходимо понимать, что это источник опасности для тебя и твоих близких (для последних актуально, если работаеш в доме).

1.2. Опасность представляет микроскопическая стеклянная пыль, которая образуется при разрезании стеклоткани, а также отделяющиеся от неё при работе руками мельчайшие волокна. Пыль, довольно лихо разлетаясь, оседает на все прилегающие к рабочему месту предметы. В итоге получается - первично вдыхаеш пыль при работе, а затем, всякие дуновения (или, что ещё хуже - сквозняки) поднимают всё это дело в воздух и .... ну, вобщем, сам понимаеш:

1.3. Лёгкие после такого не вычистить. Подумай ещё раз, надо ли тебе такое "счастье"?

 

Итак, всё же решили вдохнуть прелести композитных технологий! Приступаем.

 

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Найди помещение, отличного от жилого. Если работаеш не на открытом воздухе, то желательно наличие вытяжной вентиляции. Послностью соглашусь со всеми, кто скажет "За чей счёт такая роскошь??", но когда речь идёт о собственном здоровье и своих близких, то экономия не очень то и уместна.

2.2. Купи респиратор. Например, я использую вот такой: http://www.specodex.ru/catalog/tovar/000001635.html - дешево, но при этом обеспечивает должную защиту органов дыхания. Из недостатков - по первой неудобно дышать через клапана респиратора, но потом привыкаеш и не замечаеш... Угольный респиратор защитит от вредных паров неотвердевшей эпоксидки при выклейках (примерно такой, с патронами соответствующей серии защиты: http://skontrakt86.ru/respirator-rpg-67). Да-да, не смотря на отсутствие запаха, амины эпоксидных отвердителей для нашего здоровья ничуть не лучше полиэфирной отравы.

2.3. Найди себе сменный комплект одежды, которую ты будеш одевать только при работе со всеми этими стекляшками.

2.4. Купи нормальные перчатки. При работе с крупными номиналами стеклоткани без перчаток можно засадить на кожу кучу волокон, которые будут неприятно о себе напоминать. 

2.5. Подготовь рабочее место - убери всё то, на чём не должна оказаться стеклопыль. Оставь то, что легко поддаётся очистке.

 

3. Требования безопасности при выполнении работ со стекловолокном:

3.1. 40 раз отмерь, ни одного разу не отрежь! померь ещё 20 и вот тогда отрезай! Надеюсь понятен смысл сей "шутки юмора"??? Не режь лишний раз стекловолокно. Больше режешь - больше пыли.

3.2. Если отрезаеш небольшой участок ткани ножницами, то рекомендую делать это над мусорным пакетом. Отходы при работе со стеклом - это не древесная стружка, чтобы спокойно валяться под ногами.

3.3. Меньше держи стеклоткань в руках, её края ползут, при этом постоянно отделяются мелкие волоконца, часть из которых непременно поднимается в воздух.

3.4. Самое главное - не забывай работать в средствах защиты!

 

4. Требования безопасности после окончания работ:

4.1. Убери ткань в пакет (или где она у тебя хранится?)

4.2. Избавься от обрезков или убери в надёжное место, подальше от детей и животных (касаемо работы в жилом помещении).

4.3. Обязательно, после каждого "сеанса" близкого контакта со стекловолокном, проведи влажную уборку. Если даже работаеш в нежилом помещении, то даже там она не будет лишней.

4.5. Сними рабочую одежду, протряси её от стеклопыли на открытом воздухе и положи на место.

4.6. Промой участки кожных покровов, которые оказались открыты при работе. Умыться, помыть руки - само собой разумеется.

 

Пятый пункт с одноимённым для всех инструкций по ТБ названием "безопасность в аварийных ситуациях" описывать не буду. И без того ясно, что после глупого (язык не поворачивается назвать иначе) трудового подвига никакой врач из ваших лёгких стекло не вытрясет.

 

В целом, при обобщении всего вышесказанного можно сделать вывод, что основные меры безопасности при работе со стеклотканью сводятся в защите органов дыхания и кожных покровов. Так или иначе, не стоит забывать, что не менее важна как подготовка перед, так и уборка после выполнения работ - дабы не нанести вред окружающим и себе самому.

 

P.S. Надеюсь, что мои умозаключения не будут лишними для той категории моделистов, которые начинают работать со стеклотканями. По крайней мере, это не тот вопрос, которому стоит учиться путём собственных ошибок. Удачи!

О стеклопластике - просто. Применение и технологии

Стеклопластик - самый популярный материал тюнинговиков всего мира. Дело в том, что, в отличие от всех иных материалов, стеклопластиковые детали можно изготовить чуть ли не в гараже на коленках. Дерево, в принципе, также не требует дорогого оборудования и специальных помещений, но изготавливать бампер или крыло из дерева более чем странно.

Стекловата используется людьми с начала прошлого века. Стекловолокно появилось лишь в 40-х годах. Этот материал уже давно применяется при строительстве лодок. Стеклопластик - достаточно универсальный материал. Можно изготовить тоненькую декоративную накладку или бампер, которым можно будет снег во дворе разгребать. Были прецеденты, когда в автомобиль с кузовом, изготовленным из стеклопластика, врезались простые, "стальные" автомобили и результат был не в пользу последних. Конечно, речь идет о специальных деталях, где осуществляется специальное упрочнение, но в любом случае стеклопластиковые детали - достаточно крепкая штука.

Что же такое стеклопластик? Если просто, то этот материал представляет собой стекловолокно, пропитанное некой смолой. Смолы бывают разные, для разных условий работы и необходимых характеристик готового изделия. Есть смолы, которые застывают при комнатной температуре, а есть такие, которым необходим нагрев. Смола и специальный катализатор (отвердитель) тщательно смешиваются в определенной пропорции, и затем этим составом пропитывается полотно, состоящее из особых стекловолокон. Сама смола достаточно хрупкая штука, и именно стекловолокно придает ей необходимую прочность и гибкость. Для получения изделий из стекловолокна часто приходится изготавливать специальные матрицы, но об этом далее.

Очень важно правильно подобрать пропорции смолы и катализатора. Если переборщить с последним, то смола застынет раньше, чем вы сможете закончить работу. Если недолить, то смола будет сохнуть слишком долго.

МАТЕРИАЛЫ

Смола, в принципе, вещь стандартная, но смолы разных фирм могут довольно сильно отличаться друг от друга по качеству. На свойства смол и на их рабочие параметры довольно сильно влияют температурные характеристики помещения, в котором производятся работы, и его проветриваемость.

Порой для лучшего застывания матрицу с изделием помещают в специальную сушильную камеру. Это помогает значительно ускорить процесс получения готового изделия. Самые прочные изделия изготавливаются в автоклавах под большим давлением и высокой температурой.

Как было сказано выше, смолы - не столь крепкий материал, и стекловолокна выступают в качестве армирующего материала. Стекловолокно бывает различным и по толщине, и по структуре. Есть два основных типа: стекломат и стеклоткань. Стекломат состоит из хаотично расположенных волокон, а стеклоткань выглядит как обычная ткань. Наибольшее упрочнение дают различные марки стеклотканей. Стекломаты дают меньшую прочность, но они более легки в обработке и по сравнению со стеклотканью лучше повторяют форму матрицы.

Стекломат может быть очень тонким, воздушным (такой материал называют стек-ловуалью), а бывает толстым, как одеяло. Стекломаты различаются по толщине и плотности, но разделяют их по весу одного квадратного метра материала в граммах: 300, 450, 600, 900. Стекловуаль с плотностью 32 г/кв.м позволяет вывести поверхность очень высокой сложности, с большим количеством граней и резких переходов. Толстый мат (600 или 900) позволяет набрать толщину изделия и добиться необходимой прочности. Стоит отметить, что при создании толстых изделий работа проходит в несколько этапов. Выкладывается несколько листов для получения первого слоя и дается время на застывание. Затем дополнительно, уже на твердую поверхность, укладываются дополнительные листы мата для придания необходимой толщины. Если попытаться уложить сразу все слои, то велика вероятность, что готовое изделие покоробится, стянется.

Стеклоткани (иногда за характерное плетение их называют "рогожей") бывают разной толщины. Эти ткани также используются для придания жесткости и объема готовому изделию. Как и любая ткань, стеклоткань неодинаково работает при разнонаправленном растяжении. Поэтому для придания необходимой жесткости стеклоткань укладывается под разными углами. Качество стекловолокна также играет немаловажную роль. Оно должно хорошо пропитываться смолой и удерживать ее между волокнами.

Для придания изделиям с большими плоскостями прочности и стабильности, а также для снижения массы готового изделия применяются специальные вставки из нетканых материалов. Это материал из непрерывного полиэфирного волокна, содержащий в своей структуре микробаллоны. Он укладывается между несколькими слоями стекломата. Зачастую он вклеивается лишь армирующими полосками, а не большими полотнищами. К слову о прочности. Как это ни странно прозвучит, но чем меньше смолы в стекловолокне (при условии его полной пропитки и отсутствии пузырьков), тем прочнее будет готовое изделие и тем меньше окажется и его вес.

Часто можно услышать об автомобилях со стеклопластиковыми кузовными элементами, что они стойки к царапанью, так как окрашены в массе. Это не совсем так. Поцарапать их можно, но цвет сохранится. Происходит это потому, что при изготовлении деталей с качественной поверхностью поначалу в матрицу наносится декоративный слой гелькоута. Этот полиэфирный состав и освобождает изделия от дальнейшей покраски. Его можно подобрать по цвету или создать свой оттенок колеровочными составами. Кроме того, гелькоутный слой увеличивает срок службы изделия, защищает от воздействий окружающей среды и скрывает структуру стеклопластика. После того как гелькоут затвердел, укладывается стекловолокно и смола. Готовое изделие будет иметь ровную (зависит от качества матрицы), нужного цвета поверхность.

В этом процессе кроется один важный момент. Если слой гелькоута будет в одном месте слишком тонкий, то может случиться следующее: или в этом месте будет просвечивать структура стекловолокна, или гелькоут может вообще отойти и сморщиться. Поэтому крайне важно пользоваться правильными материалами и следовать технологии. Для равномерного нанесения гелькоута часто используют не кисти, а краскопульты. Так удается значительно сократить количество брака. Но для распыления гелькоут должен быть более жидким, чем для ручного нанесения.

МАКЕТ И МАТРИЦА

Для изготовления изделия из стеклопластика первое, что необходимо, - создать его макет. Собственно, макет нужен всегда, но при одноразовой работе иногда удается укладывать стеклоткань на временные распорки. Этот подход срабатывает только тогда, когда нет необходимости в создании качественной поверхности. К примеру, очень часто при изготовлении новых дверных панелей основу изготавливают из стеклопластика прямо на двери, защитив ее предварительно пленкой бумажного скотча, полиэтилена, воска и т. п. Плохое качество поверхности в данном случае мало кого волнует, так как затем на эту прочную стеклопластиковую корку клеится пористый материал, а на него кожа, ткань или что-то другое. Технология изготовления кузовных и декоративных изделий из стеклопластика и тех предметов, которые будут тиражироваться, несколько сложнее. Здесь не обойтись без макетирования и матрицирования.

Макет будущего изделия может быть изготовлен различными способами: фанера, пластилин, пенопласт и т. д. От того, насколько правильно сделан макет, будет зависеть качество будущих изделий. Более того, если необходимо, чтобы у детали, которая будет затем создаваться, была идеально ровная поверхность, над ее качеством придется поработать уже на макете. Чем более гладким и ровным будет макет, тем меньше работы потребуется потом, при изготовлении и доведении матрицы.

Еще до создания макета необходимо понять, можно ли изготовить деталь целиком или нет. Дело в том, что при работе со стеклопластиками и другими подобными материалами необходимо, чтобы готовую деталь после застывания можно было вытащить из матрицы, ничего не повредив при этом. Возможно, деталь будет иметь такую форму, что ее придется изготавливать из нескольких частей, а затем скреплять их друг с другом, но выклеить шар через угольное ушко вряд ли получится.

Матрица создается по макету. Это самый ответственный момент. Прежде всего макет вощится, т. е. покрывается тонким слоем воска. Эту процедуру можно сравнить с полировкой автомобиля. После того как макет подготовлен, на него наносится слой специального матричного гелькоута. Это покрытие в дальнейшем позволит вывести поверхность матрицы практически до зеркального блеска. Матричный гелькоут гуще, чем обычный, и ложится более толстым слоем.

После того как встанет этот слой, начинается укладывание стекломата. Сначала -тонкая стекловуаль. Она позволит точно повторить все изгибы и контуры макета. Далее желательно дать подсохнуть первому слою. Затем уже можно выложить еще несколько слоев более толстого мата, но сразу набирать толщину не стоит, иначе матрицу может повести (изогнуть и покоробить). При создании матриц на простые детали можно упростить процедуру. Тут главное - опыт.

Если матрица будет разъемной, то при ее изготовлении делаются специальные перегородки вокруг макета, разделяющие его на сегменты. Выложив основной, после его застывания перегородки вынимаются и, обработав кромки первого сегмента матрицы, выкладываются остальные. Для правильного позиционирования сегментов друг относительно друга в первом при формовании делаются специальные ямки. Когда будут формоваться следующие сегменты, эти ямки будут заполнены смолой и стекловолокном, и появятся бугорки. Эти пары и позволят при будущем использовании правильно скрепить различные части матрицы воедино. Для скрепления сегментов матрицы в ребрах всех отдельных частей сверлятся отверстия под крепежные болты. Для того чтобы матрица была прочной и хорошо держала форму, после ее изготовления, прежде чем вынуть макет, к матрице приформовывают ребра жесткости. В зависимости от ее размеров это может быть прочный стальной каркас или небольшие фанерные или деревянные ребра. Готовая матрица, если макет был изготовлен аккуратно, может и не потребовать дополнительной обработки, но зачастую приходится выводить поверхности, шлифовать и полировать матрицу до блеска. Только тогда можно получить идеальную деталь. А к кузовным элементам вообще нужно особое внимание.

Затем начинается долгий процесс вощения. Матрицу приходится тщательно натирать воском несколько раз с перерывами. Воск нужно не просто намазывать, а растирать до получения тонкой, гладкой, невидимой пленки. Если этого не сделать, то поверхность готового изделия будет не гладкой, а шершавой.

После, а порой и вместо вощения иногда используют специальные жидкости, которые, высыхая, создают пленочное покрытие, предотвращающее попадание смолы или гелькоута на матрицу, чего никак нельзя допускать. Как нельзя и царапать ее поверхность. В противном случае смола может "намертво" прирасти к матрице, и тогда процедуру шлифовки, полировки и вощения придется повторять снова. Порой используют особые составы, обработав которыми матрицу можно снимать с нее до 100 изделий, но старый добрый воск всегда остается самым понятным и надежным средством.

Процесс создания матрицы, описанный выше, является довольно распространенным вариантом, используемым в большинстве тюнинговых фирм, но это не означает, что нет иных способов. Существуют компьютерные технологии, станки с ЧПУ, позволяющие по виртуальной модели вырезать из любого материала любой макет или уже готовые пресс-форму или матрицу. Но это уже промышленный, не гаражный уровень.

Собственно, далее можно приступать к изготовлению деталей. Слой гелькоута в принципе не обязателен, но, во-первых, он придает более законченный вид готовому изделию, а будучи цветным, позволяет сэкономить на покраске или вообще от нее отказаться, а во-вторых, он защищает матрицу от стекловолокна, которое на самом деле очень даже абразивно, т. е. царапает.

ТЕХНОЛОГИИ

Технологий производства изделий из стекловолокна существует несколько. Стоит сразу оговориться, что эти методы используются и при работе с другими армирующими материалами, такими, как карбон, кевлар, другие тканые материалы и их сочетания.

Ручное (контактное) формование. Этот способ самый простой и дешевый (если не считать затрат на квалифицированную рабочую силу). Пропитка стекловолокна осуществляется валиком или кистью, которые должны быть стойкими к смолам. Волокно или сразу укладывается в форму, или уже после пропитки. Обработка стекловолокна разбивочными валиками способствует лучшему распределению смолы между волокнами. Затем укаточными валиками производят окончательную укатку стеклоткани, выдавливая пузырьки воздуха и равномерно распределяя смолу по всему объему. Крайне важно не допустить, чтобы под слоем стеклоткани оставались пузырьки воздуха. Если изделие застынет с таким браком, это место будет ослаблено вплоть до возможного сквозного продавливания. Такие брачки также могут помешать дальнейшей обработке изделия, потребовать его восстановления или полной замены. В любом случае будут затрачены дополнительные материалы, труд, а также деньги.

Ручной метод может быть несколько механизирован. Существуют смесители, подающие смолу с катализатором через валик, и иные приспособления. Но укатывать все равно приходится своими руками.

Достоинство ручного метода вполне очевидно: просто и дешево. Но любая экономия может иметь и обратную сторону. Качество готовых изделий очень сильно зависит от квалификации рабочих. И условия труда при таком подходе довольно вредные. Кроме того, очень сложно добиться большой производительности. Однако для небольших фирм и малых объемов работы этот метод самый подходящий.

Метод напыления рубленого ровинга. Этот подход куда более технологичен. В нем используется не стекловолокно, а стеклонить, которая подается в измельчитель специального пистолета, где рубится на короткие волокна. Затем пистолет "выплевывает" их вместе с порцией смолы и катализатора. В воздухе все смешивается и наносится на форму. Но после этой процедуры все равно массу необходимо прикатать, чтобы удалить пузырьки. Далее отвердевание происходит как обычно.

Такой способ выглядит очень заманчиво и просто. Казалось бы, стой и поливай из шланга. Но есть один существенный недостаток, из-за которого этот способ не столь популярен, - слишком большой расход смолы. Изделие получается очень тяжелым, и, так как волокна не переплетены друг с другом, механические свойства такого стеклопластика несколько хуже. Кроме того, к вредным парам смол подмешивается взвесь мелких частиц стекла от измельчителя, очень вредных для легких человека.

Метод намотки. Этот специфический метод предназначен для изготовления пустотелых круглых или овальных секционных компонентов, типа труб или резервуаров. Таким образом делаются парусные мачты, удочки, рамы велосипедов, глушители автомобилей и т. д. Стекловолокна пропускаются через ванну со смолой, затем через натяжные валики, служащие для натяжения волокна и удаления излишков смолы. Волокна наматываются на сердечник с необходимым сечением, угол намотки контролируется отношением скорости движения тележки к скорости вращения. Как намотка нитки на шпульку швейной машинки. В результате получаются крепкие и легкие изделия.

И достоинства, и недостатки этого метода очень близки. Им не сделать автомобильное крыло, но сделать мачту корабля или даже кардан другими способами не менее сложно.

Метод препрегов. В данном случае используются не отдельные смола и ткань, а так называемые препреги - предварительно пропитанная смолами стеклоткань. Стекловолокно предварительно пропитывается предката-лизированной смолой под высокой температурой и большим давлением. При низких температурах такие заготовки могут храниться недели и даже месяцы. При этом смола в пре-прегах находится в полутвердом состоянии. При формовании препреги укладываются в матрицу и закрываются вакуумным мешком. После нагрева до 120-180°С смола переходит в текучее состояние, и препрег под действием вакуума принимает нужную форму. При дальнейшем повышении температуры смола застывает.

Вся проблема этого метода в необходимости нагревательного оборудования, особенно автоклава. По этой причине изготавливать большие детали очень сложно. Но и плюсы очевидны. Использование вакуума позволяет значительно снизить вероятность появления воздушных пузырьков и существенно сократить долю смолы в готовом изделии.

Существуют и иные технологии - пултрузия, RFI, RTM и др. - практически на все случаи жизни. Выбор той или иной технологии зависит от необходимых объемов, сложности изделия и количества денег у организатора такого производства.

ВЫВОДЫ

Что дает стеклопластик? Прежде всего - вес. И хотя для создания по-настоящему крепких деталей порой приходится делать их толстыми, а это лишние килограммы, но, в отличие от стали или алюминия, стеклопластик способен возвращаться в исходную форму после ударов, не повлекших за собой разрушения элемента. И при ремонте деталей из стеклопластика понятие "кузов-ня" приобретает несколько иной смысл. Незначительные трещины могут быть заклеены изнутри смолой, с наложением листа стеклоткани или мата. Большие повреждения можно восстановить, уложив деталь снова в матрицу и восстановив по порядку нужный сегмент. Но такой способ может не дать хорошего качества, и велика вероятность повреждения матрицы, а этого никак нельзя допускать. Проще сделать новый элемент. Хотя стеклопластиковые детали можно восстанавливать и старым способом: шпаклевка, шпатель, шкурка и вода.

К недостаткам следует отнести высокую стоимость материалов. Но что самое плохое -большая токсичность. При работе с этим материалом крайне важно соблюдать технику безопасности. Желательно пользоваться респиратором, поскольку пары эпоксидных смол совсем небезвредны. Как бы то ни было, стеклопластик и по сей день остается самым популярным материалом мирового тюнинга. И хотя разнообразные кевлары, карбоны, пенополиуретаны, базальтовое волокно и т. п. начинают все сильнее его теснить, думается, что стеклопластик еще долго будет востребован.


Работа со стеклотканью или как превратить дерево в камень?

≡  20 марта 2017   ·  Рубрика: Интересно знать   

А А А

Выражение «приклеить стекловолокно» достаточно практически всегда используется в значении – делать изделие из данного материала и смолы полимерной.

Ассоциация Экспериментальной Авиации - Композитный винт Материал в комбинировании со смолой становится пластичным, что дает возможность делать из него разные формы: лодку, «обвесы» на автомобиль, вещи для быта. Также нередко он применяется в сфере строительства. Изделие, если держаться технологии, становится долговечным и прочным. Работа со стекловолокон процесс непростой, но вполне можно выучиться этому собственными силами.

Почему данный материал так прекрасен?

Стекловолокно считается холстом из нитей, переплетенных между собой. В большинстве случаев изготавливается из Е-стекла. У данного материала значимое количество хороших качеств – он нетоксичен, не горит и не взрывоопасен, способен переносить температуру до +350 ?С. Зная, как работать со стекловолокон, можно использовать ее для утепления и водоизоляции производственных и помещений для жилья, а еще как армирующую производственную основу материалов для кровли.

Для кровли используются несколько видов ткани: каркасная и гладкая. Материал для кровли на основе гладкой стекловолокном более недорогой, однако при хранении может изменить свои формы. Для хорошего исполнения работ связанных с кровлей, как правило, применяется каркасная ткань. Делается она из ровинга и некрученой прядки, состоящая из нескольких нитей.

Примечание! Материал на основе ровинга может использоваться при температурных перепадах от -200 до +500 ?С.

Чем можно поменять стекловолокно?

Есть несколько типов стекловолокном:

  • Конструкционная. При ее помощи, в комбинировании со стеклокомпозитом, делаются крепкие материалы с большой ударной вязкостью.
  • Электроизоляционная. Она незаменимая в изготовлении очень легкого стеклокомпозита. Также широко применяется как тепловая изоляция.
  • Ровинговая. Нужна для изготовления материалов на композитной основе и полимерно-композитных изделий. Этот материал лучше всего противостоит высоким температурным перепадам. Имея отличные качества, он повсеместно используется в некоторых индустриальных ветвях.
  • JPORTAL: Поиск

  • Кремнеземная. Стойкая к температурам до +1700 градусов, что создает ее бесподобным заменителем асбесту. Незаменимая при изготовлении материалов на композитной основе.
  • Базальтовая. Идеальный утеплительный материал и для изготовления термоустойчивых изделий.

Примечание! Все разновидности стекловолокном отлично переносят температурные перепады, что их делает идеальным теплоизоляционным материалом.

Подводя итоги, необходимо заявить, что стекловолокно, независимо от варианта, считается крепким, химически устойчивым и неопасным материалом. Это идеальный товар для теплоизоляции. Благодаря этому, решая, чем поменять стекловолокно, ищите материалы с аналогичными качествами. Такими служить могут стеклохолст, материалы для теплоизоляции, пенополистирол и так дальше.

«Сухой» метод работы с материалом

Нередко стекловолокно используется для отделки и упрочнения конструкций из дерева. Благодаря этому многие специалисты говорят, что отделка древесины стекловолокон считается нужным процессом если есть желание дать всей конструкции крепость и долговечность. Данный процесс заботливый и просит точного выполнения технологии.

Сначала на конструкцию наносится клеящая смола. Вся поверхность покрывается смолой на эпоксидной основе, а после ее отвердевания все недостатки (трещины, отверстия, впадины) зашпаклевываются. Данный этап не просит очень ровной поверхности, основное, чтобы она была сухой и чистой. Потом «сухим» способом клеится материал.

О том, как приклеить стекловолокно таким вариантом, расскажем подробно. Он собой представляет вырезку, подгонку и закрепление важных кусков ткани на нужное место. Сверху данных кусков наносится слой смолы. Она кладется на ограниченные участки и валиком равняется по сторонам, чтобы из-под них пропали воздушные пузырьки. Клеится один или парочку слоев, в зависимости от желаемой прочности конструкции.

Главное! Если опыта работы со стеклокомпозитом и нужным инструментом нет, то следует потренироваться на каком-нибудь куске древесины.

На видео — работа со стекловолокон

Похожие посты

Оставить ответ