Раздатка Нива Шевроле: устройство, схема включения и как пользоваться?
Усилие двигателя, которое преобразуется в КПП, передается на ведущие оси Нивы Шевроле не напрямую, а через раздаточную коробку. Она выполняет несколько функций:
- Распределяет крутящий момент между мостами, позволяя им вращаться с разной скоростью.
- При необходимости блокирует межосевой дифференциал, предотвращая пробуксовку колес.
- Позволяет менять передаточное число, увеличивая крутящий момент.
Этот ключевой элемент трансмиссии обеспечивает высокую проходимость на сложных участках дороги.
Устройство
Раздаточная коробка ВАЗ 2123 устанавливается сзади КПП и крепится кронштейнами к днищу автомобиля. Она приводится в действие промежуточным валом. Крутящий момент от РК к ведущим мостам передается карданами, которые прикручены к фланцам приводных валов раздаточной коробки.
Корпус раздатки сделан из алюминиевого сплава. В верхней его части имеется люк с крышкой.
Раздаточная коробка состоит из следующих деталей:
- Корпус РК.
- Ведущий вал.
- Рычаги управления.
- Подшипники.
- Шестерни.
- Ведущие приводные валы (передний и задний).
- Фланцы.
- Корпус механизма дифференциала.
- Оси.
- Сателлиты.
- Муфты переключений передачи и блокировки дифференциала.
- Сальники.
- Стопорные и упорные кольца.
- Крышки корпуса.
- Сапун.
Раздаточная коробка Шеви Нивы имеет три скорости:
- Первая, с передаточным числом 1,2.
- Нейтральную.
- Пониженную (вторую), с передаточным числом 2,135.
Нейтраль позволяет временно выключить коробку переключений передач от трансмиссии. Он используется при подключении к автомобилю лебедки и других агрегатов.
Первая скорость предназначена для движения по дорогам, а вторая – для бездорожья, где требуется высокий крутящий момент при малой скорости.
Важно: в раздатке отсутствуют синхронизаторы. Поэтому переключать блокировку и скорости РК нужно лишь после остановки машины. Если же раздатку переключить не удается, нужно попробовать вывернуть руль или медленно тронуться с места. В этом случае шестерни изменят взаимное положение, что даст возможность переключить режим.
Как пользоваться?
Переключая режимы работы раздатки, можно подстраивать поведение автомобиля в соответствии с дорожными условиями.
Пониженная передача используется в двух случаях:
- Нужно обеспечить низкую скорость движения. Например, если нужно заехать на бордюр или другое препятствие, можно включить пониженную передачу, чтобы не жечь сцепление.
- Нужен высокий крутящий момент. Пониженная передача включается перед преодолением крутых подъемов.
Блокировка дифференциала включается при движении по бездорожью, где высока вероятность пробуксовки.
При этом включать ее необходимо еще до попадания на сложный участок.
В общем случае использовать раздаточную коробку нужно так:
- Движение по шоссе. Дифференциал разблокирован, включена первая скорость РК.
- Преодоление подъемов и препятствия на твердом покрытии. Дифференциал разблокирован, включена пониженная скорость.
- Преодоление сложных заснеженных участков, грязи, скользких подъемов. Включена блокировка и пониженная скорость.
Разновидности
Конструкция автомобиля предусматривает наличие раздатки, аналогичной агрегату, который устанавливается на ВАЗ 2121. При этом используются так называемые мелкомодульные РК с однорядными или двухрядными подшипниками.
Около 1000 экземпляров Нивы Шевроле модификации FAM-1. На них устанавливались совмещенные с раздаткой коробки переключения передач от Suzuki Grand Vitara.
Распространенные неисправности
Владельцы автомобилей чаще всего отмечают следующие проблемы с РК:
- Затрудненное включение передач.
- Невозможность включения блокировки дифференциала.
- Повышенная вибрация при старте или движении автомобиля.
- Утечка масла.
При выявлении любой из этих проблем необходимо обратиться на СТО или самостоятельно выполнить ремонт раздатки. В некоторых случаях достаточно отрегулировать РК или обработать шарнир привода управления средством WD-40.
Полезное видео
Посмотрите подробно про то как работает раздатка на Chevrolet Niva, как её включать и выключать в видео ниже:
Особенности раздаточной коробки ВАЗ-2123
Раздаточная коробка ВАЗ-2123 предназначена для изменения величины крутящего момента и распределения его между передним и задним мостами.
У раздаточной коробки две передачи с передаточными числами 1,20 и 2,135.
Детали раздаточной коробки отлиты из алюминиевого сплава и соединены между собой шпильками и гайками. В верхней части картера выполнен лючок, закрытый штампованной стальной крышкой.
Передняя крышка центрируется на картере по двум установочным штифтам.
Между крышками и картером расположены картонные прокладки (при ремонте вместо них можно использовать герметик — прокладку).
Все валы уплотнены резинометаллическими манжетами (сальниками).
Валик привода датчика скорости, штоки вилок переключения передач и блокировки дифференциала уплотнены резиновыми кольцами.
В передней крышке выполнены два отверстия — заливное (оно же контрольное) и сливное.
Ведущий вал установлен на двух шариковых подшипниках, наружные кольца которых размещены в гнездах передней крышки и картера.
Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.
Внутреннее кольцо заднего подшипника зажато между буртиком вала и упорной шайбой, расположенной пол гайкой заднего конца вала.
Гайку стопорят, вдавливая ее кромку в пазы на валу. Ведущий вал зафиксирован от осевого смещения установочным кольцом в проточке на внешнем кольце заднего подшипника, зажатым между картером и задней крышкой. На ведущем валу расположены две ведущие шестерни.
Передняя (большая) — высшей передачи, она свободно вращается на термообработанной шейке вала.
Задняя (меньшая) — низшей передачи, свободно вращается на термообработанной втулке, установленной на валу с натягом.
Шестерни имеют по два венца. Косозубые (большие) венцы находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми (малыми) венцами соединяется муфта переключения передач при включении передачи.
Муфта перемещается по ступице, жестко посаженной на шлицах вала между ведущими шестернями.
В среднем положении муфты обе передачи выключены («нейтраль») и крутящий момент от двигателя не передается на колеса.
Промежуточный вал представляет собой блок двух косозубых шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала.
Передняя шестерня, кроме того, находится в зацеплении и с ведомой шестерней, закрепленной на корпусе дифференциала.
Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний — роликовый, задний — шариковый.
От осевого смещения вал зафиксирован установочным кольцом в канавке наружного кольца заднего подшипника, которое зажато между картером и задней крышкой (так же, как и у ведущего вала).
В переднем торце вала запрессована стальная ведущая шестерня привода датчика скорости.
Ведомая шестерня — пластмассовая, установлена на валике, вращающемся во втулке корпуса привода датчика скорости. Корпус закреплен на передней крышке раздаточной коробки.
Вал привода переднего моста передним концом опирается на шариковый подшипник в картере привода переднего моста.
Картер привода переднего моста закреплен на передней крышке раздаточной коробки.
Внутреннее кольцо подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала. От осевого смещения подшипник зафиксирован стопорным кольцом, входящим в канавку картера привода переднего моста.
Задний шлицевой конец вала соединен с шестерней привода переднего моста дифференциала.
Прямозубая шестерня на валу служит для блокировки дифференциала. Конструкция и установка вала привода заднего моста аналогична, но на нем нет шестерни.
Корпус дифференциала выполнен разъемным, обе его части соединены шестью болтами. Эти же болты крепят и ведомую шестерню к корпусу дифференциала.
Корпус дифференциала установлен на двух шариковых подшипниках. Внутреннее кольцо переднего подшипника удерживается от смещения распорной пружинной шайбой, опирающейся на стопорное кольцо в проточке корпуса дифференциала.
В канавку на внешнем кольце подшипника входит установочное кольцо, зажатое между передней крышкой раздаточной коробки и картером привода переднего моста.
Таким образом, корпус дифференциала удерживается от осевого смещения передним подшипником; задний подшипник не зафиксирован.
На передней части корпуса дифференциала выполнены шлицы, по которым перемещается муфта блокировки.
При включении блокировки муфта соединяется с шестерней на валу привода переднего моста, соединяя его с корпусом дифференциала.
В отверстиях корпуса дифференциала установлена ось сателлитов, удерживаемая двумя стопорными кольцами.
Под одним из колец находится пружинная шайба, препятствующая осевому перемещению оси сателлитов.
Сателлиты (конические шестерни), расположенные на оси, находятся в постоянном зацеплении с шестернями привода мостов.
Между корпусом дифференциала и сателлитами установлены опорные шайбы.
Их толщина подбирается так, чтобы осевой зазор шестерен привода мостов не превышал 0,10 мм, а момент сопротивления вращению — 14,7 Нм.
Управление раздаточной коробкой — ручное, с механическим рычажным приводом.
Водитель переключает передачи и включает блокировку дифференциала одним рычагом. Нижним концом рычаг связан со штоком переключения передач, а через тягу, соединенную с осью рычага, — со штоком блокировки дифференциала.
Другим концом каждый шток соединен с вилкой соответствующей муфты (переключения передач или блокировки дифференциала), и это соединение стопорится болтом.
Каждый шток на выходе из коробки уплотнен и защищен от пыли резиновым гофрированным чехлом.
Для фиксации привода в выбранном положении служит шариковый фиксатор — подпружиненный шарик входит в пазы на штоках. На штоке переключения передач их три — для «нейтрали», высшей и низшей передач, на штоке блокировки дифференциала — два («включено» и «выключено»).
В крышку привода переднего моста ввернут выключатель, замыкающий цепь контрольной лампы при включении блокировки дифференциала.
Возможные неисправности раздаточной коробки ВАЗ-2123
Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) на всех режимах движения
Выход из строя эластичной муфты промежуточного вала — Замените эластичную муфту
Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при трогании автомобиля с места и разгоне до 80 км/ч
Не затянуты или повреждены опоры раздаточной коробки и задняя опора силового агрегата — Затяните гайки и болт крепления опор, замените поврежденные опоры
Тугое проворачивание или заедание в одной из плоскостей шарниров переднего или заднего карданных валов — Отремонтируйте карданные шарниры или замените шарниры в сборе
Неполное растормаживание стояночного тормоза — Отрегулируйте привод стояночного тормоза
Тугое проворачивание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала — Проверьте состояние чехла и шарнира. Если детали шарнира изношены или повреждены, то замените шарнир в сборе
Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при установившемся режиме движения (наиболее характерна при скорости 80-90 км/ч)
Повышенный дисбаланс карданных валов — Отремонтируйте или замените карданные валы
Повышенный дисбаланс межосевого дифференциала раздаточной коробки — Замените межосевой дифференциал
Заедание карданных шарниров переднего или заднего карданных валов — Отремонтируйте шарниры или замените карданные валы в сборе
Заедание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала — Проверьте состояние чехла и шарнира. При повреждении деталей шарнир подлежит замене
Ослаблены гайки и болты крепления опор двигателя или повреждены опоры двигателя — Затяните гайки и болты крепления опор или замените опоры
Изгиб болтов и фланца эластичной муфты промежуточного вала — Замените болты или промежуточный карданный вал
Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала
Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста — Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали
Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста — Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали
Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала
Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста — Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали
Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста — Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали
Изогнута вилка или шток — Выправьте деформированные детали
Заедание рычага привода на осях — Снимите рычаг, очистите оси и втулки. Поврежденные детали замените. Смажьте детали Литолом
Загрязнение или коррозия в шарнирах привода управления — Зачистите детали, поврежденные замените
Самопроизвольное выключение передач или блокировки дифференциала
Износ зубьев шестерен и муфт — Замените изношенные детали
Снижение упругости пружин фиксаторов или износ деталей фиксаторов — Замените пружины или изношенные детали
Неполное включение передач и отсутствие блокировки дифференциала из-за деформации деталей привода или вследствие забоин на шестернях, муфтах и шлицах — Деформированные детали выправьте или замените, забоины и заусенцы зачистите, поврежденные детали замените
Утечка масла
Повреждение уплотнительных прокладок — Замените прокладки
Ослабление гаек и шпилек крепления крышек к картеру — Подтяните гайки и шпильки
Изношены или повреждены сальники валов — Замените сальники
Износ уплотнительных колец штоков привода раздаточной коробки — Замените уплотнительные кольца
Наличие раковин, пористости и поврежденных поверхностей корпусных деталей — Замените корпусные детали
Раздатка 2123 ОАО «ВАЗ» + гарантийный талон с номером изделия 21230180002002 Автоваз
Уровень цен: ОПТВыбрать пункт выдачи заказов на карте
Запрошенный номер
Производитель и номер
Доставим из
Описание
Наличие
Срок
Цена (Опт / Розница)
На нашем складе

Москва
Раздаточная коробка 2123 Шевроле-Нива (ОАО «АВТОВАЗ»)
35 039 ₽ / 40 328 ₽
Москва
Раздатка ВАЗ 2123 LADA 21230-1800020-02
6 шт.
37 805 ₽ / 43 512 ₽
Надёжный поставщик
Москва
Коробка раздаточная ВАЗ-2123
1 шт.
34 230 ₽ / 39 397 ₽
Еще 10 предложений из 81от 1 дн
от 26 542 ₽
Аналоги для номера
Производитель и номер
Доставим из
Описание
Наличие
Срок
Цена (Опт / Розница)
Москва
Коробка раздаточная
50 шт.
15 792 ₽ / 18 176 ₽
Тольятти
Коробка раздаточная
50 шт.
15 987 ₽ / 18 401 ₽
Курск
Коробка раздаточная Шевроле-Нива ВАЗ 2123
6 шт.
18 686 ₽ / 21 507 ₽
Москва
Коробка раздаточная 2-х рядная
50 шт.
19 598 ₽ / 22 557 ₽
Тольятти
Коробка раздаточная 2-х рядная
50 шт.
19 841 ₽ / 22 836 ₽
Москва
Коробка раздаточная 2123
72 шт.
19 916 ₽ / 22 923 ₽
Курск
Коробка раздаточная Шевроле-Нива ВАЗ 2123. Двухрядный подшипник.
6 шт.
22 319 ₽ / 25 688 ₽
Москва
Раздаточная коробка 2123 Шевроле-Нива (ОАО «АВТОВАЗ»)
5 шт.
42 826 ₽ / 49 291 ₽
Автовазагрегат
Омск
Коробка раздаточная 2123 АвтоВАЗ
13 шт.
44 348 ₽ / 51 043 ₽
Информация по подбору аналогичных деталей является справочной, требует уточнений и не является безусловной причиной для возврата.
Изображение детали на фотографии может отличаться от аналогов. В наименовании запчастей допускаются ошибки из-за не точности перевода с иностранных прайсов.
Коробка раздаточная ВАЗ-2123 в сборе с двухрядными подшипниками для ВАЗ 2123 Шевроле Нива
Коробка раздаточная ВАЗ-2123-1800020-02 в сборе с двух рядными подшипниками для ВАЗ 2123 Шевроле Нивы.
Раздаточная коробка отличается от РК 21213 и 21214 только механизмом переключения.
Очень просто на задней крышке на ней написано 2121-1802080-10 (как на фотографии).
Купить Коробка раздаточная ВАЗ-2123-1800020-02 в сборе с двух рядными подшипниками
Оставить ответ